Автобус Победы
Недавно услышал, что к 70-летию Парада на Красной площади в 1941 году в Кирове собираются пустить «Автобус Победы» с портретом Сталина на борту.
Есть у нас такой товарищ Ивакин, поклонник Сталина. Но дело не в Ивакине, даже не в количестве автобусов и организаторах акции, дело в Сталине. У нас опять появляется Сталин. В Европе и во всем мире Сталин уже давно однозначно оценен, как злодей и тиран.
В нашей стране все еще присутствуют какие-то метания в оценках его деятельности, серьезный раскол, я бы сказал. Еще - топонимика названий, определяющая психологию нашего мышления. Наш город один из немногих, кто оставил советское название, а не сменил его обратно на «Вятку». Масса улиц - Халтурина, Воровского - до сих пор не переименованы. Все возмущаются: почему в Риге есть улица Дудаева? А почему никто не удивляется, что у нас есть улица Халтурина? А ведь он был точно такой же террорист, ничуть не лучше.
Давайте определимся: или мы не будем протестовать, когда улицы называют именами террористов, или что-то переосмыслим в нашем родном городе. Улица Ленина. В моем понимании Ленин еще больший злодей, чем Сталин. Последний шел по намеченной колее, а теоретиком ее, разделивший народ на классы, был Ленин. Будь у Ленина больше времени, он бы себя проявил ничуть не лучше Иосифа Виссарионовича. Нам нужно дойти до этой точки и переосмыслить свое отношение к истории. Вопрос болезненный, не спорю. Мы привыкли к этим названиям и уже не задумываемся на тему, кто были эти люди, но это не может бесконечно продолжаться.
«Автобус Победы», который меня натолкнул на эти мысли... Зачем Сталин? Совсем необязательно его туда вешать. Да, Парад был. Веха значимая, но зачем туда Сталина вешать? Как главнокомандующего? В 1932 году в Берлине проходили Олимпийские игры, на которых сборная Германии показала хорошие результаты. Однако никому в голову не приходит связать эти результаты с правлением Гитлера. Войну выигрывают люди, а не военачальники. И самое главное: пора прекратить оправдываться перед бывшими советскими республиками, которые свои претензии выдвигают почему-то России, которая имеет к СССР весьма посредственное отношение.
Не подумайте, что я сторонник категорического переименования и отказа от прошлого, но я считаю, что этот вопрос должен обсуждаться.