Aвтомобилисты требуют вернуть нарколога в частный медицинский центр

27.06.2014 21:51:00 2959 0

У одного моего знакомого есть забавная поговорка на все случаи жизни: «Это ты психиатру будешь рассказывать». Так вот, после всех этих путешествий я готова была обратиться к психиатру уже не за справкой в ГИБДД…

«Это ты психиатру будешь рассказывать…»
Что такое медицинская справка для ГИБДД? Говоря языком закона, это «медицинское освидетельствование на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством». Если перевести на язык, понятный всем, это гарантия того, что за руль сядет адекватный, вменяемый человек, состояние организма и психики которого способно обеспечить безопасность  дорожного движения.

Этот адекватный и вменяемый человек выбирает некий путь для получения справки о том, что он таковым является. Путь, разумеется, законный. И желательно, наименее затратный. Для среднестатистического кировчанина тут есть два варианта.
Вариант первый. Обратиться в обычную поликлинику по месту жительства, посидеть в очереди к специалистам – терапевту, хирургу, окулисту и так далее по списку. Потом съездить в психиатрический диспансер, что на улице Энгельса, то бишь на Преображенской, на прием к психиатру. Затем отправиться в поликлинику наркологического диспансера, которая расположена теперь в здании бывшего гарнизонного госпиталя по адресу: Студенческий проезд, 7, чтобы показаться наркологу. Вернуться в поликлинику по месту жительства, снова высидеть очередь к терапевту и закончить оформление документа об отсутствии «медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством». Ух! Это полдня, как минимум, с учетом того (например, для меня, в данный момент «безлошадной»), что в психиатрический диспансер надо топать либо с Лепсе, либо с Московской, ибо транспорт туда не ходит.

У одного моего знакомого есть забавная поговорка на все случаи жизни: «Это ты психиатру будешь рассказывать». Так вот, после всех этих путешествий я готова была обратиться к психиатру уже не за справкой в ГИБДД…
Но есть вариант второй. Пара часов, и все дела: справка в кармане. Если, конечно, со здоровьем и психикой все в порядке.
Помытарившись однажды вышеописанным образом, в следующий раз я была умнее. Спросила кого-то из знакомых: «Где можно быстро и без нервов получить справку для ГИБДД?» Бывалые люди подсказали: «Есть такой медицинский центр, называется «Верис». Там все водители медосмотр проходят». Все – это конечно, преувеличение, свидетельствующее о популярности «Вериса», но то, что местные  автомобилисты протоптали туда дорожку, это точно.

 Адрес меня, пешую, немного напряг: 2-й Кирпичный  переулок, 2а. Редко бываю в том районе. Но, оказалось, находится медицинский центр рядом с автобусной остановкой, и найти его не составило труда. Впрочем, что я вам рассказываю, вы и сами знаете, наверняка бывали.

Буква закона
Согласно действующему законодательству (437-фз от 28 декабря 2013 г. «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях по вопросам медицинского обеспечения безопасности дорожного движения) медицинское заключение для ГИБДД можно получить в любой медицинской организации, которая имеет соответствующую лицензию, вне зависимости от формы собственности.
Обязательное медицинское освидетельствование проводится в медицинских организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, имеющих лицензию на медицинскую деятельность по оказанию соответствующих услуг (выполнению работ). (Статья 23, п. 7)

А вот осмотр психиатра и нарколога можно получить только в государственных специализированных медицинских учреждениях.
Обследование врачом-психиатром, врачом психиатром-наркологом осуществляется в специализированных медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения по месту жительства либо месту пребывания водителя транспортного средства (кандидата в водители транспортного средства). (Статья 23, п. 7)
Таков закон. Но как же так, подумалось мне, я же психику свою и пристрастие к запрещенным веществам проверяла в частном учреждении?..

Оказывается, все очень просто. В законе ведь не сказано, что наркология в Кирове находится непременно на Студенческом проезде, а психиатрия – на Энгельса (простите, на Преображенской).
Еще в 2006 году проблему экономии времени и нервов кировских водителей «Верис» решил по принципу «одного окна». Причем в строгом соответствии с буквой закона.

Приходит сюда человек, и, помимо врачей, ведущих обычный поликлинический прием, обследуется у специалистов псих- и наркодиспансеров. В «Верисе» им выделены кабинеты, соответствующие СанПиНу. Они оборудованы всем необходимым, в том числе защищенным каналом связи, через который специалисты контактируют со своей базой данных, чтобы узнать, состоит ли тот или иной человек на учете, не является ли он алкоголиком либо наркоманом.

Больше того, эти доктора, являясь штатными сотрудниками соответствующих диспансеров, имеют лицензию на данный вид медицинской деятельности. И в этой лицензии четко прописан адрес оказания медицинских услуг: Кирпичный переулок, 2а. Получается, что здесь работают филиалы государственных медицинских учреждений – благо, закон позволяет. Поскольку руководству «Вериса» сотрудники диспансеров не подчиняются, так как связаны лишь отношениями «арендатор – арендодатель», они ставят на своем заключении фирменную печать соответствующей государственной организации. То есть, приходя к психиатру в «Верис», человек, по сути, вступает на официальную территорию психиатрического диспансера. То же самое относится и к наркологу.

Территория комфорта
Территориально удаленные от диспансеров кабинеты психиатров и наркологов в «Верисе» обустроены не хуже, а объективно, даже лучше, чем в «центральных офисах». Особенно в сравнении со старой деревянной развалюхой, в которой до сих пор ютится областной психиатрический диспансер. Впрочем, и наркология до недавнего времени была в ненамного лучшем положении.
А здесь созданы образцовые условия для нормальной работы современного врача. Площадь кабинета – 16 квадратных метров (вполне солидно!), есть возможность произвести лабораторный анализ мочи и слюны пациента на предмет обнаружения наркотических веществ. Плюс порядок, уют и, безусловно, стопроцентная взаимная вежливость, без которого ни один успешный частный медицинский центр себя не мыслит.

Если же учесть, что ставки нарколога, психолога и администраторов содержит все тот же «Верис», то государственной медицине получается двойная выгода. На счет областного департамента здравоохранения этот частный медицинский центр ежемесячно перечисляет 150–200 тысяч рублей, которые идут в фонд заработной платы. Чем не внебюджетное финансирование?
Всем хорошо – и частнику, и госструктуре, и, самое главное, ради кого дело делается – пациенту (в данном случае клиенту). И заметьте – все в рамках закона!

Шутка ли…
«Традиционно одной из тем, которая всегда находится в центре общественного внимания, является здравоохранение.
Не нужно объяснять, почему. Причем, как правило, медициной недовольны все и везде. Вне зависимости от расходов государства на отрасль и даже без прямой связи с качеством медуслуг», – писал в своем блоге Никита Белых по поводу итогов реализации программы модернизации здравоохранения.
В госсекторе действительно сделано много, спора нет. Альтернативный вариант – частная медицина – также активно развивается, дополняет и даже облегчает функционирование государственных медучреждений, разгружая их от пациентов, способных и желающих заплатить деньги за сэкономленные время, силы и нервы. При этом государству ничего не надо вкладывать. А довольные пациенты – налицо.

«Верис», например, работает по принципу «одного окна» уже восемь лет. Вернее, работал, потому что слаженная система, работающая на законодательной основе и удовлетворяющая потребности всех трех заинтересованных сторон – клиентов, частную клинику и государственное здравоохранение – имело место быть до… 1 апреля текущего года. До Дня смеха!
Увы, это не шутка – именно в этот день в «Верисе» закрылся кабинет нарколога. Просто потому что врачей туда больше не командируют. Официальная версия – в связи с переездом наркологического диспансера. Так сказать, до лучших времен. Но что-то не спешат специалисты-наркологи вернуться в предоставленные им в «Верисе» кабинеты… Говорят, ждут «отмашки» департамента здравоохранения. А тот хранит молчание.

 Дорога добра
  «Мы как регион готовы пойти на увеличение мер поддержки бизнеса. В том числе и на меры по популяризации предпринимательской деятельности. Но давайте и вы возьмете на себя какие-то обязательства по борьбе с зарплатой в конвертах, по честной уплате других налогов, по соблюдению трудовых прав и т. д. Это должен быть особый формат общественного договора и корпоративной ответственности», – говорил Никита Юрьевич в интервью журналу «Форбс».
Публикация называлась «Власть, общество и бизнес ненавидят друг друга». С тех пор довольно много воды утекло, и на вопрос, ненавидят ли друг друга эти стороны «любовного» треугольника сегодня, очень хотелось бы ответить: «Ну конечно, нет!» – по крайней мере, в связи с историей, о которой говорится в данной статье.

Прогноз, на мой взгляд, благоприятный. Прежде всего, потому что нет как такового конфликта, отсутствуют объективные причины, по которым областной департамент здравоохранения препятствовал бы возобновлению продуктивного сотрудничества наркологического диспансера с «Верисом». Ну разве что пойти дорогой добра может помешать пресловутая ненависть к «очкастым частным собственникам», отбивающим клиентуру у переполненных поликлиник… Однако хочется верить, что люди, принимающие решения, благожелательно настроены по отношению к коллегам, занятым в частном секторе здравоохранения, уважающим, кстати, власть и нехороших чувств к ней отнюдь не испытывающим.

Клиент всегда прав
Как относятся сотрудники частной клиники к людям, которых обслуживают? А как, спрашивается, можно относиться к тем, благодаря кому существует клиника? Вот именно – с  благодарностью. Они приносят в кассу деньги, на которые можно достойно жить, активно развиваться и тем самым принимать участие в глобальном процессе модернизации здравоохранения.
Немалая часть доходов «Вериса» расходуется, согласно действующему законодательству, на обеспечение трудовых прав коллектива, в виде налогов  и социальных выплат поступает в бюджет (в том числе на развитие здравоохранения) и в Пенсионный фонд (в том числе на выплату пенсий сегодняшним пенсионерам) – и это к вопросу о базовом уровне социальной и корпоративной ответственности бизнеса.

Выплата зарплаты врачам государственных медучреждений и внедрение прогрессивного метода оказания медицинских услуг говорит о том, что руководство клиники не на словах, а на деле освоило принцип реализации социально ответственных инициатив.
В поддержку сотрудничества частной клиники и государственного медучреждения  выступил президент ВТПП Николай Липатников, обратившись к губернатору области с соответствующим письмом. Идея взаимодействия «Вериса» и областной наркологии на взаимовыгодных условиях показалась интересной и представителям областной власти. Казалось бы, вот он, «зеленый свет»! Но опять – ни тпру, ни ну…

Одна лишь цифра: ежегодно «Верис» посещают 45 тысяч человек. Это и автолюбители (по статистике, каждый пятый кировчанин имеет автомобиль), и профессиональные водители, и охранники, оформляющие разрешение на оружие, и представители многих других профессий, где требуется заключение нарколога.

Как говорится, под лежачий камень вода не течет, и «Верис» готовит письмо главе департамента Елене Утемовой с просьбой обратить внимание на возникшую проблему и решить вопрос в пользу кировчан. Под этой петицией за неделю подписалось более 500 человек, которые неоднократно в течение этих восьми лет пользовались услугами «Вериса» и очень хотят, чтобы они оставались столь же удобными в будущем.

Стало быть, люди уже привыкли к новому, прогрессивному «формату общественного договора», предложенному бизнесом социуму.

И, как потенциальные клиенты, они правы!  

Наталья СОБОЛЬ

Николай ЛИПАТНИКОВ,
президент Вятской торгово-промышленной палаты:

–  В медицинском центре «Верис» я был неоднократно: и как член ВТПП, в рамках своей работы в порядке ознакомления с новыми видами предпринимательской деятельности, и как один из его клиентов. Потому что я тоже должен получать справки, которые требует ГИБДД. Работа там поставлена очень неплохо. Врачи квалифицированные, персонал работает четко, организованно. А то, что туда привлечены и наркологи, и психиатры, я считаю как раз вот тем самым оптимальным взаимодействием государственного сектора и частного бизнеса, которому государство доверило реализовать ряд функций, в соответствии с действующими законами, контролируя при этом качество выполнения. Я поинтересовался, в частности, в Роспотребнадзоре, есть ли к «Верису» какие-то замечания. Мне ответили: «Нет, у нас замечаний не имеется. Работают очень хорошо, все отлажено».

То, что сегодня решили исключить один из элементов целостной услуги, я считаю неправильным. Аргументируется это тем, что, дескать, нужны равные права, равный доступ к подобному взаимодействию со специализированными государственными медучреждениями и для других частных фирм. Но, во-первых, должны быть сформулированы какие-то требования. Если частная компания образовалась вчера, не имеет ни материальной базы, ни оборудования, ни специалистов, то понятно, что здесь допуска быть не должно. Оказывая помощь «Верису», мы разработали соответствующее положение, которое могло бы стать типовым, и предложили его департаменту здравоохранения. Но оно пока не принято.

Я провел эксперимент на себе: отправился в «Верис» за справкой. Приехал туда, подошел в регистратуру, заплатил положенную сумму, сходил к хирургу, к другим врачам. А потом поехал к наркологу. Так как я ехал не на автобусе, мне было попроще. Хотя место, где находится наркологический диспансер, не назвал бы удобным для транспорта. Руководитель «Вериса» Василий Александрович Хлимаков поехал со мной – и для чистоты эксперимента, и чтобы дорогу показать. Приехали. Надо снова войти в поликлинику, снова встать в очередь в регистратуру. К счастью, при мне она небольшая была. Затем в очередь к врачу…
По сегодняшним меркам это потеря самого ценного, что есть у человека – времени. Почему, создав позитивный, интересный, уникальный опыт, а именно, услугу для автомобилистов в формате «одного окна», мы должны от такого опыта отказаться? Я обращался с этим вопросом к губернатору, он дал поручение разобраться. Но, на мой взгляд, у исполнителей подход к этому вопросу формальный.

Очевидно, что частные медицинские услуги будут все больше и больше входить в жизнь. Мне говорят, что эти услуги на платной основе будут оказывать государственные медицинские учреждения. А не повлияет ли это на качество обслуживания «бесплатных» пациентов? Когда в одной и той же очереди сидят люди «бесплатно» и люди «за деньги», преференции оказываются тем, у кого есть деньги. Этим вносится некий социальный дискомфорт.
Создавая что-то новое, мы должны думать о том, чтобы людям было лучше. Это главный критерий эффективности управления в государстве. А какое «лучше», когда мы их туда-сюда гоняем?

Я со своей стороны буду настаивать на том, чтобы вернуться к этой теме. У меня простой принцип: когда я в чем-то сомневаюсь, сам еду на предприятие. Беседую с различными людьми, советуюсь со специалистами, спрашиваю…
К сожалению, Дмитрия Александровича Матвеева мне до сих пор не удалось вывезти в «Верис». А хорошо бы на месте посмотреть, как там все организовано, что люди создали, чего они достигли. Иными словами, глубже изучить тему, чтобы принять правильное решение.

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 


Также читайте