Бизнес под ногами

05.09.2011 00:39:00 2014 0
Интервью с генеральным директором компании «ВяткаТорф» Сергеем Бересневым.

Сегодня российская торфяная отрасль лежит на боку. Однако Кировская область пытается доказать обратное. Немногие знают, что около половины всего российского торфа добывается на Вятской земле. При этом по разведанным и предварительно оцененным запасам мы - абсолютные лидеры. О конкуренции торфа с углем на топливном рынке и будущем торфяной отрасли в регионе «Бизнес Новостям» рассказал генеральный директор компании «ВяткаТорф» Сергей Береснев.

Финляндия в помощь

Сергей Александрович, сегодня, когда правительство России ставит задачу формирования энергоэффективной и энергосберегающей экономики, что предполагает замещение дорогих видов топлива более дешевыми, вкладывать деньги в торфяную отрасль актуально, но выгодно ли? Торф действительно перспективен на топливном рынке?

- Я считаю, что очень перспективен. Правительство Кировской области задумалось об этом  даже чуть раньше, чем на самом деле стало эффективно заниматься торфом. Торф на сегодняшний день сжигать по сравнению с каменным углем гораздо выгоднее. И предпосылки по дальнейшему росту этой выгоды есть. Посмотрите: каменный угол дорожает примерно на 10-15 % в год. Причем, на 11% в год  дорожает стоимость перевозки угля с Кузбасса до Кировской области. В итоге складывается такая достаточно парадоксальная ситуация. Перевозка угля берет на себя примерно половину его стоимости здесь в регионе. Торф же - это местный вид топлива, который здесь производится, здесь же находит себе применение. Пока, в первую очередь, - в рамках большой энергетики. И на торфе транспортные затраты невелики. Хотя политика РЖД заключается в том, что чем дальше везти, тем дешевле перевозки. Мы с этой политикой не всегда согласны. В прошлом году неоднократно выходили на РЖД, на ФСТ при поддержке правительства области. Добивались установления исключительного тарифа для перевозки торфа внутри Кировской области. Ведь это ресурс, который здесь же на территории добывается, здесь же и сжигается. Учитывая этот диспаритет цен РЖД, Федеральная служба по тарифам все-таки шла нам навстречу и давала скидки. К примеру, в прошлом году мы получили 11,7% скидку на перевозки. На 2012 год уже все документы поданы, ждем решения ФСТ.

Эффективность торфа как топлива можно рассмотреть на примере коммунальных котельных.  Для примера - поселок Светлополянск Верхнекамского района. Стоимость гигакалории на торфяной котельной ниже, чем стоимость гигакалории угольной котельной в Кирсе процентов на 10...

К слову, о котельных. Насколько известно, многие котельные в регионе отказались от торфа. Почему?

- В первую очередь, отказ от торфа происходил из-за прихода газа, который на сегодняшний день остается самым выгодным видом топлива и для крупной энергетики, и для коммунальных предприятий. Но у газа есть тенденция повышения стоимости. Это хорошо заметно по динамике последних лет: 15% ежегодно. По некоторым прогнозам, к 2014-2015 годам стоимость газа на внутреннем рынке может сравняться со стоимостью экспортного газа.

Объемы добычи торфа увеличиваете по сравнению с советскими временами?
- Сейчас у нас есть свободное оборудование, связанное с подготовкой  участков по добыче торфа, и мы должны полностью его дозагрузить. Для полной загрузки нам оптимально необходимо загрузить порядка 200 тыс. тонн торфа, а это подготовка 630 га новых площадей. Цифра не маленькая... «Кировторф» никогда таких площадей не готовил. Была специализированная организация «Кировторфстрой», которая занималась подготовкой инфраструктуры для добычи торфа. «ВяткаТорф» также впервые в истории  будет готовить столько площадей. Мы попробуем в 2011-2012 годах запустить 630 гектаров и увеличить объем добычи на 200 тыс. тонн условного топлива. Кстати, сегодня (Ред. - Утро 1 сентября) наше предприятие выполнило годовой план добычи торфа – 792 тыс. тонн натурального топлива. Так что уже работаем с перевыполнением плана.

Наслышан, что этим летом компания «ВяткаТорф» запустила инвестпрограмму.
- Да, проектом охвачены три из четырех производственных участков предприятия - «Дымный» (поселок Светлополянск, Верхнекамский район), «Пищальский» (поселок  Мирный, Оричевский район) «Гороховский» (поселок Комсомольский, Котельничский район). Вложены 225 млн рублей инвестиций и собственные ресурсы - около 70 млн рублей. В рамках обновления производственной базы нашего предприятия взяли для эксперимента финскую технику: добывающие машины, машины для глубокого фрезерования, трактора МТЗ и провели так называемый тест-драйв.

Способны ли кировские рабочие эффективно управлять финской техникой? Она вся компьютеризирована, вместо рычагов – джойстики и так далее.
- Безусловно, механизаторов и трактористов надо обучать. Финские фрез-барабаны, которые участвуют в добыче торфа, у нас прижились. Норма выработки значительно увеличилась. Хорошо зарекомендовали себя канавокопатели. Признаюсь, вопросы возникли по самой сложной технике – уборочным машинам. Пригласили финнов: сам владелец компании, поставляющей нам технику, Саулли Мериляйнен приезжал к нам и помог ее настроить. Сейчас она успешно участвует в добыче торфа.

Кто возьмется за пеллеты?

Известно, что ваше предприятие сегодня  испытывает кадровый голод. Это проявление всероссийского дефицита рабочих рук? К тому же, подготовкой инженеров для торфодобывающей отрасли в России занимается только один вуз...
- К сожалению, служба занятости может предложить только неквалифицированные кадры... Но проблему пытаемся хоть как-то решать. Безусловно, лучше работать у себя дома, чем вахтовым методом на Севере. Механизаторы, которые эффективно трудятся, зарабатывают от 25 до 60 тысяч. Были случаи, когда работники, перевыполнившие сезонные задания в два раза, получили в месяц и 70 тыс. рублей. Согласитесь, это неплохо для Кировской области. Мастера и инженеры на сегодняшний день по понятным причинам зарабатывают чуть меньше. Сейчас нам требуются бульдозеристы, экскаваторщики, трактористы. Что касается руководящего состава, их мы обучаем в Тверском государственном техническом университете, кстати, как вы правильно заметили, единственном, где готовят инженеров для торфяной промышленности.

Каковы масштабы торфодобычи и запасы торфа на Вятке сегодня?
- Наши основные торфопредприятия («Дымное», «Пищальское» и «Гороховское») были запроектированы в советское время с уровнем добычи 1 млн тонн в год. Но этой цифры мы не достигали ни в «Кировторфе» в перестроечные времена, ни в «ВяткаТорфе». Сейчас мы добываем 660 тыс. тонн. В целом Россия добывает порядка 1,5 млн тонн. Из этих цифр несложно догадаться, что мы являемся на сегодняшний день самым крупным торфяным предприятием в России. Для нас более интересны старые месторождения, оставшиеся недовыработанными в радиусе 100 км от Кирова, чтобы исключить дорогую составляющую РЖД из нашей производственной цепочки. В следующем году планируем поднять геологоразведочную часть, чтобы определить такие залежи торфа.

Помимо горючих свойств чем еще может быть полезен торф? Как вообще на нем можно заработать?
- Я вообще считаю, что горючие свойства торфа используются не полностью. Для того чтобы заменить каменный уголь на наших энергостанциях, нам  нужно 3-4 года достаточно интенсивного развития. Кроме того, в Кировской области достаточно много угольных котельных коммунального хозяйства. Эту сферу мы пока не рассматриваем. Коммунальным предприятиям будет интересно с нами работать, когда будем производить торфяные пеллеты и брикеты. Пока же подобного производства в регионе нет. Правда, подобные услуги предлагали москвичи... Но, я думаю, что за переработку торфа в пеллеты и брикеты должны взяться именно местные предприниматели.

Торф всегда был востребован в сельском хозяйстве, причем, цена сельскохозяйственного торфа значительно ниже цены энергетического. Кроме того, торф идет на производство удобрений и питательных грунтовых смесей, охотно берут его тепличные хозяйства.

В Твери уже появились несколько «торфяных» домов, в Кирове такого строительства не ведется?
- Нет. Торф действительно используется в строительстве как материал с высокой теплоизоляцией. Но это достаточно затратное производство, думаю, в ближайшее время в нашем регионе вряд ли появятся такие дома.

Реально ли «смягчить» для предприятий и населения региона тарифы на энергию,  если расширить объем использования во всех отраслях экономики торфа?
- Я считаю, что возможно. Правда,  при таких резких подорожаниях дизельного топлива, которое мы видим сегодня, это будет достаточно непросто. Но если цена дизтоплива перестанет «скакать», а услуги железной дороги для нас будут подъемными, то мы создадим конкуренцию для каменного угля. Для сдерживания тарифов необходимо, чтобы торф занимал в топливном балансе предприятий энергетики значительную роль. Сегодня же его доля – около 7%. В течение 4-5 лет торф вытеснит каменный уголь и будет занимать порядка 40% в топливном балансе региона. Остальное – газ.

Кто ваши основные партнеры? Куда и на что уходит кировский торф?
- В первую очередь, наш торф уходит на энергетику – ТЭЦ-3 и ТЭЦ-4. Кроме того, заключен договор с ТГК-2, это Шарьинская ТЭЦ в Костромской области. Есть несколько активных интересантов в Нижегородской области. Также обеспечиваем торфом котельные в регионе: в поселке Светлом Котельничского района, Светлополянске Верхнекамского района и Октябрьском Слободского района.

Не путать с недрами

Уже несколько лет комитеты Госдумы рассматривают подготовленный к внесению законопроект «О торфе», в котором намечен ряд необходимых изменений в законодательстве, направленных на спасение российской торфяной промышленности. Почему дело не сдвигается с мертвой точки? Что, по вашему мнению, необходимо изменить в законодательстве в области регулирования и добычи торфа?
- Достаточно многое нужно изменить. В этом году мы принимали непосредственное участие в парламентских слушаниях. Есть ряд моментов, которые смущают. Например, то, что добычу торфа относят к горной промышленности. А горная промышленность все-таки связана с глубинными разработками либо с шахтным методом. Болото же в принципе «дышит»: здесь приподнялось, там опустилось... И по законодательству мы обязаны проводить маркшейдерские работы, съемку местности. Я считаю, это для нас просто неприемлемо. Болото может просто вспучить, торф приподнимется, или наоборот, опустится в яму. Четких запасов  торфа быть не может. А те самые маркшейдерские услуги обходятся для нас очень дорого.
Кроме того, существуют разные условия по заходу в торфяной бизнес. Все земли - либо лесного фонда, либо водного, либо промышленного назначения. Их надо у кого-то арендовать. И тот, кто решится заняться торфяным бизнесом, сталкивается с целым перечнем ограничений. Сразу же при заключении договора аренды муниципальному образованию, либо департаменту лесного хозяйства нужно дать гарантии того, что вы готовы к лесным пожарам, у вас есть техника для их тушения. Сложностей много.

Затронем такую серьезную проблему, как торфяные пожары. Как с ней справляетесь?
- И в прошлом году, несмотря на аномально засушливое лето, и в этом  - на наших торфяниках практически не было возгораний, а если они и случались, то максимум в течение суток были потушены. На своих производственных участках мы сформировали пожарные поезда. У нас имеется специальная техника, прицепные емкости, насосы, рукава, пожарные ранцы. Последний крупный пожар, который был этим летом в Верхнекамском районе (горело примерно тысяча гектаров леса), остановился только от того, что «наткнулся» на нашу территорию. Мы отбивали огонь 5-6 километров по периметру тяжелыми болотными бульдозерами.

От пожаров перейдем еще к одной «горячей» теме - политике. Вы являетесь членом политсовета «Единой России». Причем, входили в политсовет единороссов, работая в компании, директором которой был член фракции КПРФ  областного Законодательного собрания Дмитрий Русских. Давления на вас руководством не оказывалось?
- Когда мы работали вместе, то разделяли такие понятия как «работа» и «политические взгляды». Я занимался экономикой и трудовыми вопросами на предприятии, а не дискутировал с Дмитрием Михайловичем на политические темы. Я не смешиваю вопросы дружбы, общения и работы с политикой. Со многими депутатами у меня хорошие отношения, мы политику, конечно, обсуждаем, но остаемся при своих взглядах. Каждый имеет право на собственную точку зрения, он может ее предлагать, но не нужно навязывать.

Кстати, сегодня  утром по поручению политсовета выезжал в поселок Каринторф, поздравлял местных школьников и педагогов с Днем знаний, вручил подарки первоклассникам...

Поздравляли от себя лично?..
- И от себя лично, и от «Единой России».

На мартовских выборах в областное Заксобрание вы были вторым в списке «Единой России» по Нововятскому округу. Это единственный округ в городе Кирове, в котором победили единороссы. На ваш взгляд, в чем причина поражения «Едра» в Кирове? Люди устали от бренда, или же дело в кандидатах, шедшие под знаменами партии?
- Однозначно скажу, что второй в списке серьезного влияния на результат не оказывал. Это моя точка зрения. Что касается причин поражения партии в городе Кирове... само формирование бренда «Единая Россия» идет через людей, ее представляющих. По-моему, какие-то ротации в региональном политсовете давно назрели, его поэтапное обновление однозначно должно происходить. Да, директора крупных предприятий меняются редко. Но какие-то новые интересные люди тоже должны появляться в политсовете.

Досье:

Сергей Александрович Береснев, генеральный директор компании «ВяткаТорф».
Дата и место рождения: 2 марта 1976 года, поселок Зенгино Оричевского района
Семейное положение: женат, два сына.
Образование: ВГПУ (ныне ВятГГУ), технолого-экономический факультет (окончен в 1998 году с отличием). Дополнительно – государственная президентская программа подготовки управленческих кадров «Менеджмент» (ВятГУ, 2009), курсы по организации и проведению торгов (конкурсов) на закупку продукции для государственных нужд (Поволжская академия госслужбы, 2003 год).
Карьера: 1998-1999 гг., - исполнительный директор Лиги предпринимателей Оричевского района Кировской области;
1999-2002 – преподаватель технологии, индивидуальный предприниматель;
2002-2004 – начальник отдела комплектации и обеспечения топливом КОГУ «Управление по газификации и обеспечению топливом»;
2004-2005 – заместитель начальника управления производственно-технической комплектации ЗАО «Трест Ямалстройгаздобыча»;
2005-2008 – начальник управления по связям с государственными органами и общественными организациями ОАО «Территориальная генерирующая компания №5»;
2005-2009 – заместитель генерального директора по экономике и финансам ООО «Вятка-СУЭК»;
2009-2011 – генеральный директор ООО «Кировская топливная компания», заместитель директора компании «Кузбасские угли»;
2009-2011 – генеральный директор ООО «Кировская топливная компания»;
с февраля 2011 по настоящее время - генеральный директор ЗАО «ВяткаТорф».
Хобби: рыбалка, спорт (бег, лыжи, футбол, плавание).
Любимое блюдо: все, что приготовит жена.
Любимый напиток: черный и зеленый чай.
Любимый фильм: старые комедии.
Любимая музыка: по настроению.
Жизненный девиз: «без труда не вынешь и рыбку из пруда».
Беседовал
Александр Грислис
grislis@mail.ru
VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 


Также читайте