Бизнесу дали "особые условия"
«РЖД» сделала очередной шаг навстречу бизнесу, смягчив правила перевозки скоропортящихся продуктов питания.
Из-за устаревших требований грузоперевозчики долгие годы терпели убытки и решали с партнерами конфликты, произошедшие не по их вине. Новые правила перевозки «скоропорта», утвержденные Минтрансом РФ, облегчат жизнь предпринимателям. И не только им: они должны изменить ситуацию с падением объемов перевозок у самих железнодорожников.
Форсировали события
Тему на очередной встрече предприниматели и представители железной дороги обсудили в минувший четверг в деловом центре Вятской ТПП. В июне был подписан приказ Минтранса РФ № 66 «Об утверждении правил перевозок железнодорожным транспортом скоропортящихся грузов». В нем актуализированы и упрощены правила перевозки скоропортящихся грузов. Ранее действующий документ был принят еще в 2003 году. Он содержал массу устаревших требований. В частности, касался необходимости перевозить целый перечень продукции в специальных вагонах-рефрижераторах. Они дороже, меньше по вместимости, их сложнее получить под загрузку. При этом современные технологии производства и хранения продукции ушли далеко вперед от действующих правил. От этого страдали кировские грузоотправители продуктов в северные регионы. Нецелесообразными были требования и к сроку доставки грузов.
- Два года назад мы подняли эту тему на площадке Вятской ТПП. Особые условия грузоотправителям не давали, а с получением изотермических вагонов возникали большие сложности. Это приводило к нарушениямсроков поставки продукции, что особенно сказывалось на выполнении условий по муниципальным и государственным контрактам, - напомнил на встрече старший вице-президент Юрий Исупов.
Были инициированы депутатские слушания в Совете Федерации — через сенатора Вячеслава Тимченко. Тогда приняли рекомендацию, в которой федеральному минтрансу предложили ускорить принятие новых правил. Затем прошел ряд встреч, в том числе с министром транспорта РФ Евгением Дитрихом, гендиректором «РЖД» Олегом Белозеровым.В результате документ вышел, и серьезную роль в этом сыграло именно вятское бизнес-сообщество.
Новые правила вступят в силу с 8 декабря. Однако само ОАО «РЖД» форсировало развитие событий: в разосланных в конце июня телеграммах говорится о разрешении досрочно начать перевозку ряда продуктов в универсальных контейнерах и крытых вагонах вместо рефрижераторов. По сути, железнодорожники дали возможность бизнесу заключать договоры на особых условиях, на которые раньше шли с большой неохотой.
«Не стук в закрытое окно»
Перевозки разрешаются с рядом оговорок. В частности, их можно осуществляться только по территории России. Кроме этого, послабление распространяется не на всю скоропортящуюся продукцию. Без использования рефвагонов - в универсальных крытых вагонах и универсальных контейнерах — можно отправлять пиво, минеральную воду, безалкогольные и слабоалкогольные напитки, компоты, джемы, варенье, конфитюры, повидло, соки. В перечень также вошли вина (кроме игристых, шипучих и шампанских), водка и коньяк (как ни странно, они также были отнесены к «скоропорту»), консервы (кроме рыбных пресервов), кетчупы, томатную пасту, овощные пюре. Послабления дали даже для перевозки пастеризованных и ультрапастеризованных молока и сливок, кондитерских жиры, маргарина, овощей и фруктов (яблок, груш, капусты, картофеля, моркови, свеклы, томатов, тыквы, чеснока, репчатого лука) и ряда других товаров.
Ряд продукции, которая выпускается в Кировской области, в перечень не попала (к примеру, майонез или рыбные пресервы). Представители бизнеса уверены, что современные технологи и специалисты позволят создать условия для перевозки подобной продукции, тем более, что ответственность за все действия лежит на грузоотправителях. На встрече начальник Кировского агентства фирменного транспортного обслуживания Павел Земцов предложил в случае необходимости лоббировать тему.
- Что вы еще хотите видеть — отражайте в заявлениях. Это не стук в закрытое окно. Это информация к размышлению для тех, кто в конечном итоге будет принимать решение. Если один попросит возить майонез, ему ответят: давайте все-таки в изотермическом подвижном составе повезем. Если попросят несколько грузоотправителей перевозить один и тот же продукт на особых условиях, думаю, пользуясь общественным мнением, можно будет и эту ситуацию направить в нужное нам с вами русло, - отметил Земцов.
И в целом посоветовал грузоотправителям в заявлениях на получение особых условий отражать весь перечень продукции, которые намерены перевозить.
- Что касается срока действия договора на особых условиях, наверное, нужно выходить с инициативой, чтобы он заключался на год и с последующей пролонгацией. Понятно, это в случае, если нет никаких претензий к грузоотправителю, - подсказал представитель «РЖД».
Рецепты от РЖД
- Что скрывается за термином «специализированные крытые вагоны»? - озвучил вопрос, волнующий многих предпринимателей, Юрий Исупов.
- У нас есть выражение «казнить нельзя помиловать". Когда вы произносите «специализированный крытый вагон», это однозначно изотермический подвижной состав. В правилах перевозок написано не так, там написано «универсальный крытый вагон, специально оборудованный". Это другое, - пояснил Павел Земцов.
Такие он сравнил с оборудованными под «термосы» крытые вагоны. И предложил выход: одноразово оборудовать любой универсальный крытый вагон пенопластом.
- Для дешевых грузов это нецелесообразно. - добавил он. - Но когдамы говорим про консервированную продукцию, может и стоит взять крытый вагон, запенить его пенопластом и отправить как специально подготовленный. Это как вариант. Нам руки до 7 декабря немного развязаны, этим надо пользоваться.
- Достаточное ли количество этих специально оборудованных вагонов, в которым мы должны перевозить грузы после вступления в силу правил перевозки? - задала еще один больной вопрос (многие помнят катастрофическую нехватку вагонов для перевозки леса) ген. директор ТД «Вятка» Светлана Куклина.
- Да, они есть. Количествоподвижного состава универсальных крытых вагонов сегодня просто с избытком. Конкретно по количеству специально оборудованных вагонов сейчас не могу сказать, - ответил Земцов, добавив, что узнает информацию.
И предложил очередной рецепт для бизнеса:
- В качестве варианта могу предложить схему, которую используетс некоторые компании. Учитывая избыток подвижного состава на рынке —крытых вагонов и полувагонов, - их можно брать на длительную аренду, оборудовать и катать туда-обратно, - сказал Павел Владимирович.
- Раньше были ограничения по перевозке совместно ряда продуктов. Запрещалось перевозить продукты и бытовую химию в одном вагоне. В новом приказе этого нет. Можно или нет? - задал вопрос директор ООО «ТурфанСити» Владимир Широких.
- Не готов ответить, сделаю запрос. Если от этого порчи нет, наверное, можно, - предположил Земцов.
Перспективы для всех
Участники встречи сошлись во мнении, что жизнь бизнеса должна стать легче, а отношения с железной дорогой конструктивнее. Однако вряд ли такой шаг со стороны монополии стоит рассматривать исключительно как жест доброй воли. В Ассоциации операторов рефрижераторного подвижного состава июньские телеграммы объяснили «стремлением привлечь новые грузы на железную дорогу, так как все больше предпринимателей в качестве основного вида транспорта используют фуры».
В июне погрузка на железных дорогах резко сократилась - на 5,4%, углубив падение, начавшееся в апреле. По итогам полугодия снижение составило 1,5%. В регионе ситуация еще хуже. За первое полугодие 2019 года в Кировском регионе ГЖД погрузка (по сравнению с аналогичным периодом 2018-го) упала на 9% (см. инфографику)
- Произошло знаковое событие в сфере улучшения отношений между грузоотправителями и железной дорогой. Вы рассчитываете на увеличение грузооборота? - задал прямой вопрос Павлу Земцову Ирий Исупов.
- Как коммерсант, предполагаю, что это произойдет, - ответил Земцов.
Подобные мысли высказали и сами предприниматели.
- Мы имели отношения с железной дорогой 5 лет назад. Фактически сейчас договоры расторгнуты. Тем не менее нам интересна эта встреча, сейчас есть надежда на то, что мы вернемся к взаимоотношениям, - отметил на встрече зам. генерального директора «Слободской мясокомбинат» Василий Жилин.
- Мы неоднократно поднимали этот вопрос на разных площадках. Предприниматели несли серьезные потери при отгрузке продукции в северные регионы. Недополучала в своем обороте железная дорога, недополучал регион. Сегодняшние действия со стороны ОАО «РЖД» позволят улучшить показатели обеим сторонам, - резюмировал Юрий Исупов.
Он предложил к концу года вернуться к теме, чтобы понять, как изменилась ситуация. По заверению Павла Земцова, итоги будут понятны раньше.
Добавим, в настоящее время рассматриваются другие проблемные вопросы, инициированные вятским бизнес-сообществом. Так, после обращения Вятской ТПП в Госдуму внесен законопроект, направленный на снижение штрафов со стороны РЖД при незначительном нарушении комплектации перевозимых грузов. Проект решено доработать, но в целом позиция РЖД состоит в готовности корректировки штрафы при условии приоритета безопасности движения. На днях законопроект направлен президенту, в федеральные и региональные органы власти для подготовки отзывов, предложений и замечаний.
Мнения
Александр Ильин, зам. гендиректора по логистике ОАО «Производственный холдинг «Здрава»:
- За последний период явно прослеживается тенденция структур ОАО «РЖД» на клиентоориентированность. Этотфакт безусловно приветствуется нами, как потребителями услуг. Наш холдинг активно пользуется железнодорожным транспортом при доставке сырья, однако при отправке продукции контрагентам мы отдаемприоритет автомобильному транспорту. Это обусловлено спецификой логистических центров федеральных сетей, у которых отсутствует инфраструктура, необходимая для железнодорожных перевозок.
Ряд товаров, к примеру, майонез, не попали в перечень продукции, для которой смягчены условия перевозки. Мое отношение однозначное – при перевозке продукции обязательно соблюдение требований температурного режима. При смягчении условий требований к вагонам-грузоотправителямнеобходимо четкознать, что условия хранения товара внутри этих вагонов будут соблюдены. Как это отследить в вагонах без использования рефрижераторной установки? Какого качества продукт появится на полках магазинов?
Сергей Елсуков, старший мастер АО "Агрокомплект":
- Раньше нам катастрофически не хватало сроков доставки. К примеру, вагон до Воркуты идет 8 дней, до Усинска — 7. В период с 1 сентября до конца октября срок доставки составлял две недели, мы укладывались. В июле-августе на доставку давалось 4-5 дней. Если грузоотправителю необходимо доставить морковь или капусту в августе, приходилось отказывать или переносить срок на сентябрь.
Или возникали такие ситуации: в октябре нас оперативно могли предупредить о заморозках на территории грузополучателя. Мы овощи не отправляли или несли существенные затраты на утепление вагонов. Сейчас ограничения по срокам сняты. Кроме того, нам разрешили выбирать род подвижного состава. Мне удобнее возить овощи в вагоне-термосе, а раньше допускалась перевозка только в рефрижераторе. Это было дороже, а на качестве груза не сказывалось.
Я еще в 2007 году писал, просил разрешить возить овощи в районы Заполярья на особых условиях. Пытался такой договор заключить в прошлом году. Реакции не было. Сейчас железная дорога повернулась к бизнесу лицом.
Анастасия Белова
a.a.belova@mail.ru