Власти отчитываются о развитии конкуренции в регионе, предприниматели ставят под сомнение ее существование.

Бои среди неравных

25.03.2013 00:04:00 1538 0

Власти отчитываются о развитии конкуренции в регионе, предприниматели ставят под сомнение ее существование.

Круглый стол

Участники:

Сергей Толстобров, глава департамента экономического развития Кировской области.
Андрей Усенко, вице-президент ВТПП, член Общественной палаты Кировской области.
Василий Зонов, директор компании «Ключ Здоровья».
Алексей Чупраков, директор компании «ВикРус».
Сергей Шаров, владелец компании «Торговый дом».

В Кировской области подведены итоги реализации программы «Развитие конкуренции в 2010-2012 годах». Отчет о мероприятиях по сокращению административных барьеров, упрощению начала и ведения предпринимательской деятельности наполнен цифрами и диаграммами. Губернатор Никита Белых призвал при подведении итогов реализации программы учитывать не только количественные показатели, но и оценки участников рынка. Эксперты «Бизнес новостей» разошлись во мнениях насчет пользы федеральных сетей и обучающих семинаров.

Бег через барьеры

Сергей Толстобров:
В правительстве области создана рабочая группа по преодолению административных барьеров. Ее возглавляет заместитель председателя правительства Георгий Мачехин. Мы работаем по договоренности с Агентством стратегических инициатив по внедрению на территории Кировской области стандартов АСИ. Важным составляющим эти стандартов является организация служб «одного окна», работа по улучшению условий для деятельности бизнеса. Причем, подход таков, что все инициативы власти, все нормативные акты проверяются деловым экспертным сообществом. В него войдут представители общественных организаций предпринимателей.

Традиционно Кировская область занимает лидирующие позиции в ПФО и в России по разделу «Работа с малым предпринимательством». Стратегия нашего региона завоевала второе место по уровню работы и взаимодействия с малым бизнесом. А региональная программа по развитию конкуренции получила высокую оценку и была занесена в практики Министерства экономического развития.

Андрей Усенко:
Что такое конкуренция? Это когда все находятся в равных условиях. А разные подходы к разным участникам рынка негативно влияют на бизнес. Мне кажется, надо больше заниматься не столько контролем существующего бизнеса, сколько выявлением нелегального. Когда один предприниматель работает в правовом поле, а другой - «в тени», то между ними заведомо конкуренция недобросовестная. Потому что у законопослушного бизнесмена издержек гораздо больше, плюс еще и проверки.

Алексей Чупраков:
Безусловно, контроль всех проверяющих органов — правильный. Проверять надо. Но где взять деньги на исполнение всех их предписаний? Для меня это барьер. К примеру, найдут в моем бизнесе выбросы загрязненной воды. Чтобы сделать систему водоочистки, мне нужно потратить миллион-два рублей. Мне выгоднее заплатить даже семикратные штрафы.

Консалтинг в обучении

Сергей Толстобров:
По итогам реализации программы развития конкуренции значительное внимание уделено помощи при начале ведения предпринимательской деятельности. Более тысячи человек прошли обучение на курсах «Начинающий предприниматель» и «Начни свой бизнес».
На мой взгляд, работа по обучению предпринимателей приносит пользу. Бизнесмен не может вариться в собственном соку, он обязательно должен получать новые необходимые знания, впитывать их и получать инструменты для их реализации. Особенно это касается предпринимателей в районах. Это условие деятельности бизнеса, тем более малого.

Андрей Усенко:
Важен вопрос восприятия той информации, которую несут курсы и семинары. Если предприниматель найдет для себя что-то нужное и полезное в обучении, которое предлагает власть, результат будет. Кроме того, появится возможность сформулировать запрос на дальнейшее проведение тематических семинаров. По сути это как факультативные занятия в школе или университете. Можно прийти, а можно не ходить. А если пришел и понравилось, получил полезную информацию, то можно предложить тему для следующего обсуждения. Такая обратная связь всегда учитывается и воспринимается.

Алексей Чупраков:
Безусловно, учеба никому и никогда не помешает. Но важна форма подачи информации. Я тут побывал на семинаре Дмитрия Потапенко. Он не учил, а выбрал форму «вопрос-ответ». Это своеобразный консалтинг. И этот механизм, я считаю, более эффективен. А в большей степени все эти бизнес-тренеры, на мой взгляд, не стоят таких денег и времени. Важно получать информацию от практиков. Если тренер говорит, что он раньше занимался бизнесом, а сейчас пришел учить, сразу же возникает вопрос: «А чего же ты из бизнеса-то ушел? Не получилось?». Мое мнение — все эти тренеры-теоретики только деньги «стригут».

Сергей Шаров:
Возвращаясь к заданной теме. Несомненно, обучать и учиться надо. Но результат всех семинаров и курсов — не количество посетивших их слушателей. Результат — это увеличение количества предпринимателей в регионе, рост объемов выпущенной продукции. Если это есть, работа была эффективной.

Василий Зонов:
Мое однозначное мнение: все эти обучающие курсы и семинары сегодня стоят на 25-м месте для предпринимателей. Главное — сохранить свой бизнес. Мы попали под произвол городских чиновников, о последствиях которого страшно подумать. По мнению мэрии, в течение трех месяцев должны быть демонтированы абсолютно все киоски с водой, продуктами питания и «Роспечати». По уровню защищенности бизнеса мы сегодня находимся, наверное, ниже уровня Зимбабве.

«Гости» без условий

Сергей Толстобров:
К вопросу о торговых сетях. Тема эта действительно очень дискуссионная. С одной стороны, мы перевыполнили все планы по программе развития конкуренции в части открытия торговых сетей. Но местные производители имеют ряд претензий к «федералам». Однако кто, на ваш взгляд, является целевой аудиторией для программы развития конкуренции? Наверное, это не только бизнес, но и потребитель. И потребителя надо спросить, выиграл он от появления новых торговых сетей, или нет. Впрочем, сколько потребителей, столько и мнений.

Андрей Усенко:
Полностью согласен с вами. Один потребитель скажет, что наличие нескольких торговых сетей, в том числе и федеральных, — это хорошо, второй — плохо. Могу точно сказать, что идеалистические мечты о всерегулирующем рынке, мягко говоря, неоправданны. Даже пример развитых экономических стран показывает, что степень влияния государства в экономике всегда достаточно высока. И надеяться только на то, что все отрегулирует конкуренция — это утопия. На мой взгляд, у областного правительства и у муниципальных властей должна быть достаточно жесткая позиция в отношении того, кто и каким образом может осуществлять бизнес на территории региона. Власти необходимо определять для них некий набор правил, которые, в первую очередь, должны быть в интересах территории и ее жителей. Как населения, так и бизнеса. Эти механизмы надо обсуждать предпринимателям и совместно с региональными властями выносить на федеральный уровень.

Василий Зонов:
Безусловно, конкуренция от федеральных торговых сетей усиливается. Но, на мой взгляд, «федералы» должны заходить в регион на наших условиях.  Местные производители, которые торгуют неконсервированной свежайшей продукцией с малым сроком годности, должны быть на полках сетей, потому что люди нуждаются в таких продуктах. Торговые сети - это благо, но мы должны ставить им свои условия о наличии на их полках определенного процента местной продукции. Естественно, никто не отменяет контроль за этими товарами, чтобы они соответствовали всем нормам.

Сергей Шаров:
Конкуренция — это бой среди равных. Как вы считаете, если на ринг выпустят чемпиона-тяжеловеса и чемпиона в легком весе, кто из них победит? Конечно, с одного удара победит тяжеловес. Это аксиома! Мы вынуждены были в Котельниче прекратить выпуск колбасы, уже сократили 12 рабочих. Если кто-то называет приход федеральных сетей конкуренцией, то я считаю это избиением малого бизнеса, который с сетями никогда конкурентоспособен не будет. Если в Кирове есть сети, способные конкурировать с «федералами», то в районах таких нет.

Алексей Чупраков:
Наличие нескольких торговых сетей, в том числе и «федералов», - это нормальная конкуренция. Местные производители недовольны приходом федеральных торговых сетей, на мой взгляд, потому что не могут с ними конкурировать. И боятся, что у них снизятся объемы продаж. Почему в Европе на одном перекрестке успешно работают четыре разных магазина, а у нас магазины «выживают» стоящие рядом ларьки? Конкуренция — это двигатель бизнеса. И работает она на потребителя. А когда нет конкурентов, это уже не динамика, а стагнация.

Подготовил Александр Грислис
grislis@mail.ru



Финансово-кредитная поддержка малого предпринимательства в 2010-2012 гг.*

Вид поддержки Количество Общая сумма (млн руб.)
Заключенные договоры гарантийного кредитования  276 385,3
Микрозаймы, выданные через систему кредитных кооперативов 39814 2 071,8
Субсидии на возмещение затрат по договорам финансовой аренды (лизинга) 382 101,2
Льготные кредиты  2 552 1 149,7
Льготные микрозаймы слушателям курсов «Начинающий предприниматель» и «Начни свой бизнес»    -    43,13

 


 



 

 

 

 

*(Источник: Департамент экономического развития Кировской области)


Справка:
По данным департамента экономического развития Кировской области, в 2010-2012 годах обучение по курсу «Начинающий предприниматель» прошли 606 человек. Курсы «Начни свой бизнес» посетили 305 человек в 13 муниципальных образованиях региона. Курсы повышения квалификации прошли 379 предпринимателей.

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 


Также читайте