Чем кормят наших детей?
Точный ответ на этот вопрос сейчас не могут дать ни родители, ни представители власти, ни общественники.
В последние годы в регионе все чаще вскрываются поставки фальсификата в бюджетные учреждения, в том числе детские сады и школы. В настоящее время можно повлиять на ситуацию, изменив федеральные законы и усилив родительский контроль.
К барьеру
На заседании комиссии по безопасности Общественной палаты Кировской области замначальника отдела по вопросам гигиены детей и подростков управления Роспотребнадзора Анис Самигуллин, отметил, что с каждым годом количество обнаруженной фальсифицированной «молочки» увеличивается.
- Негативная тенденция наблюдается. Первую «находку» мы сделали в 2015 году, когда в ходе надзорных мероприятий выявили фальсифицированную продукцию — сливочное масло, которое было изготовлено в Московской области. Затем его продали какой-то фирме из Ростовской области, она перепродала посреднику, который находился в Московской области. Потом масло очутилось у нас.
Тогда было изъято около 2,5 тысячи тонн поддельного масла. И с каждым годом таких случаев все больше (подробнее в инфографике).
- Я не знаю, как можно побороть эту ситуацию, - признал Самигуллин. - Приходишь в магазин, смотришь: брикет масла 200 грамм стоит от 90 до 100 рублей. Когда мы проверяем сопроводительную документацию, видим, что брикет в школы поступает по цене 36 - 38 рублей, и масло проходит через трех-четырех посредников (бывает и пять). Надо делать какой-то барьер. Вся эта продукция поступает в наши учреждения из-за пределов Кировской области.
Он добавил, что продукция местных производителей соответствует требованиям безопасности. Предложение Роспотребнадзора заключается в том, чтобы региональный минфин разработал образец контракта по закупке продуктов.
- При закупках большой партии должен быть входной производственный контроль качества: чтобы продукция была исследована лабораторно, - заключил он.
Замминистра образования региона Елена Воронкина добавила, что ответственность по организации питания в соответствии с федеральным законом «Об образовании в РФ» возлагается на руководителя образовательной организации. Министерство образования Кировской области регулярно направляет в адрес директоров информацию Роспотребнадзора о фирмах, попавшихся на поставках фальсификата. Проблемы безопасного питания детей решаются и на федеральном уровне, для этого создан экспертный совет при правительстве РФ.
- Он пришел к выводу, что организация питания регулируется многими нормативными документами, но единой системы организации детского питания не существует, - рассказала она. - Надеемся, что на федеральном уровне, а далее и на региональном будут разработаны модели, благодаря которым мы эту систему сможем привести в соответствие.
Протекционизм вне закона
Общественники считают, что заключение контрактов с местными поставщиками позволит в случае нарушений «найти концы».
- Конечно, все понимают, что местных нужно лоббировать, но 44-ый Федеральный закон такого не предполагает. У министерства финансов, антимонопольной службы есть свои взгляды на этот счет. Даже предлагая законные методы и механизмы, как законно обойти 44-ый ФЗ, мы наталкиваемся на утверждение, что должна быть конкурентная среда, и чтобы малый бизнес в этих конкурсных процедурах участвовал, - напомнил председатель Федерации профсоюзных организаций Роман Береснев.
Вопросы у собравшихся возникли и «Комбинату продовольствия и социального питания», который отвечает за питание в школах Кирова.
- Многие районы сейчас на аутсорсинге, там проблема решена — с аутсорсера спрос более жесткий. Его поймают - он большие штрафные санкции получит, - заявил главный врач Перинатального центра Николай Семеновский. - Мы создавали «Комбинат», чтобы улучшить ситуацию, но проблемы возникают именно здесь, хотя массовые закупки легко проверить. Если они закупают сразу 10 тонн масла, можно сразу проверить. Но они этого не делают, хотя заведомо подозревают, что масло плохое. Они его поставляют в садики и школы, а дети потребляют плохой продукт.
Однако организовать входной контроль в каждом детсаду и школе невозможно. При этом чаще всего продукция закупается у перекупщиков, а не поставщиков.
- Пока не будет серьезной уголовной ответственности за фальсификат, мы ничего не сможем сделать, - считает Семеновский.
С ним согласен Анис Самигуллин. По его словам, Роспотребнадзор выявляет подделку и через посредников находит территорию, где продукт был произведен. Однако проверка показывает: завод эту партию не отпускал. По словам общественников, человек, который будто бы закупил эту продукцию на заводе, не несет никакой ответственности.
Родитель имеет право
Как сообщил уполномоченный по правам ребенка в Кировской области Владимир Шабардин, все случаи, когда в продуктах выявляется фальсификат, можно разделить на две группы.
Первая — это технологический сбой. Например, когда на упаковке заявлено 2,75% жиров, а в пробе найдено чуть меньше.
- Это, конечно, нарушение, но не такое, когда производитель заведомо знает, что продукт фальсифицирован, когда там присутствуют ингредиенты, которые не должны присутствовать (например, пальмовое масло). Здесь должны быть жесткие меры, вплоть до закрытия производства. Мы сами не можем этого сделать, только способствовать, чтобы они были приняты на федеральном уровне.
Уполномоченный по правам ребенка добавил, что руководителям образовательных учреждений, питание в которых отдано на аутсорсинг, приходится объяснять: ответственность все равно лежит на них. Планируется, что в сентябре вступит в силу новый СанПиН, который подразумевает вариантивность в питании. Сейчас такой обязанности у школ нет. Владимир Шабардин отметил, что на качество питания влияет не только закон о госзакупках, но человеческий фактор. Проверки в районах показывают: не все сотрудники понимают, сколько нужно закупать, некоторые халатно относятся к своим обязанностям по хранению продуктов, соблюдению товарного соседства и т.п.
- Самый «замечательный» ответ я слышал от работника в одной из школ в прошлом году: «Я 23 года в общепите, и еще никто не отравился». Это показатель, что люди не понимают. Мы после проверки обращаемся к главам районов, чтобы там хоть что-то поменялось, - рассказал он.
По его словам, есть положительные и отрицательные примеры как среди аутсорсеров, так и среди собственных столовых в школах. Для изменения ситуации нужно активизировать работу родительских комитетов.
- Есть пример из Нижнего Новгорода: там родительская общественность вместе с администрацией школы приходят на кухню, периодически смотрят качество приготовления блюд и порционную составляющую. Когда работники кухни понимают, что ведется постоянный контроль, они по-другому относятся, - поделился Шабардин.
- Кто же нас на кухню пустит? - усомнились общественники.
Они понимают, что сейчас изменить ситуацию в корне не могут, поэтому решили и дальше заявлять о проблемах в организации детского питания и доносить свои предложения до органов власти. Так, Общественная палата рекомендует руководителям учреждений соцсферы осуществлять входной контроль при закупках, постоянно мониторить недобросовестных поставщиков и создать единую логистическую систему обеспечения продуктами летних лагерей, предоставляя преимущество местным производителям. Капля камень точит.
Мнение
Владимир Шабардин, уполномоченный по правам ребенка в Кировской области:
- В первую очередь до родителей нужно донести, что они имеют право интересоваться, чем кормят их детей. Когда ты приходишь в детский сад, то видишь меню, которое вывешивается в группе. В школе меню вывешивается в зале, куда тебя как родителя не пустят.
Мое предложение — это обязательное опубликование меню в электронном виде на сайте образовательной организации. Тогда те родители, чьи дети имеют ограничения по питанию, могли бы ознакомиться и на неделю согласовать питание с образовательной организацией. Если в меню произошла замена, то мы должны понимать, с чем это связано, безопасен ли этот продукт.