Черный кот, белый попугай

21.04.2019 12:25:00 1250 0

Повышается ли культура содержания животных в Кирове? Чем грозит налог на кошек и собак? Что важнее — автопарковки или площадки для выгула? На эти и другие вопросы «Бизнес Новостям» ответила совладелица сети зоомагазинов Zoki Елена Макарова.

- Елена Юрьевна, вы по образованию ветеринар. Почему ушли в торговлю?

- Сколько себя помню, всегда хотела быть ветеринаром. Животных люблю с детства. Стремилась к этому образованию и получила его, но по окончании вуза, выяснилось: вакансий для меня нет. Это было начало 2000-х, новые ветклиники не открывались, в уже действующих работали профессионалы. Молодому специалисту места не нашлось. В итоге нашла работу в зоомагазине. Позднее стала консультантом по питанию животных в крупной торговой компании, так что видела сферу зооторговли изнутри.

- Что стало стимулом открыть свое дело?

- Мне не нравился формат, который тогда был присущ торговым точкам с товарами для животных. Тесные помещения, неприятный запах от кормов и самих питомцев. Думаю, рынок был готов к изменениям. Наши действия и были направлены на то, чтобы создать удобные условия для владельцев животных. Мы с мужем начинали с одной маленькой торговой точки, постепенно появилось еще несколько. Когда точек стало больше десяти, задумались об их объединении и создании собственного бренда. Так появился Zoki.

- Это слово что-то значит?

- Одна из версий названия бренда - начальные буквы слов zoo kids – детки животных или «зверюшки».

- Когда вывески с черным котом появились в городе, кировчане думали, что это столичная франшиза...

- Да, у многих были такие предположения. Думаю, нам в какой-то мере удалось удивить рынок.

- Планируете дальнейшее расширение сети?

- Планируем. Если смотреть шире, то интересно развитие бизнеса и по другим направлениям, на весь спектр зонтичного бренда. Это и груминг-салон, и гостиница для кошек (сейчас она действует в тестовом режиме). Мы работаем над выпуском своего печатного издания, некоторые товары выходят под нашей маркой. И, конечно, продолжим заниматься котокафе, работа которого носит социально-коммерческий характер.

- Ваш бренд перерос городские рамки. Не хотите заняться продажей франшизы?

- Уже поступали предложения о покупке франшизы магазинов и котокафе из разных регионов России. Пока мы не готовы к подобному масштабированию: не до конца уверены, что без нашего контроля бизнес будет работать так же эффективно. Когда пускаешь в собственный продукт чье-то чужое творчество, результат будет сомнительный. Или нужно выстроить систему так, чтобы она сама себя контролировала и было невыгодно ее разрушать.

- Многие владельцы животных предпочитают заказывать товары он-лайн. Чувствуется ли конкуренция в этом плане?

- Я бы поспорила, что интернет-торговля в зоосфере сейчас занимает лидирующие позиции - она только набирает обороты. Потенциал в ней, безусловно, есть: интернет-доставка экономит деньги и время покупателей. Но, с другой стороны, людям очень часто нужна консультация, причем живая: подойдет тот или иной корм и почему. Процесс выбора не всегда простой, особенно для начинающих владельцев. Бывают проблемы у питомцев, которые нужно решить, следуя совету специалиста. В Сети на этот счет масса мнений, и не факт, что правильных. Наш интернет-магазин был первым в Кирове. Сейчас появились конкуренты, и мы нормально к этому относимся.

- Какие товары пользуются спросом, кроме кормов? Есть ли спрос на электронные гаджеты для животных?

- Инновации в зоосфере - это развивающийся рынок. И новинок здесь не счесть. Начиная от ошейников с GPRS и заканчивая радионяней, которая позволяет общаться с питомцем в удаленном доступе. В Кирове это пока не так распространено, и рынок таких товаров только начал формироваться. Нас в какой-то мере воспитывают покупатели, а мы подстраиваемся под их интересы, учитывая региональную специфику.

- Как вы относитесь к контактным зоопаркам, где есть риск гибели животных из-за неумелого обращения с ними зрителей и самих владельцев?

- Мы немало ездим по стране и во многих городах посещаем подобные развлечения с профессиональным интересом. В Кирове, в принципе, ответственные владельцы зоопарка, я не знаю о фактах гибели животных у них. Могу допустить, что такие случаи возможны в больших городах, в крупных торговых центрах с огромным количеством посетителей. Думаю, закон об ответственном отношении к животным и о запрете контактных зоопарков в торговых центрах родился именно из-за подобных заведений в мегаполисах. Если собственник ответственный, то и размещение зоопарка будет просчитано, и посетителям не разрешат обращаться с животными грубо, и сотрудники в таком заведении хорошо знают, как ухаживать за питомцами.

«Живые уголки» всегда были в школах, детских садах. Подрастающему поколению прививали чувство ответственности и любовь к животным, учили ухаживать за ними. Контактный зоопарк – это возможность современным детям посмотреть на разных питомцев, но здесь, как и в любом воспитательном процессе, важно участие родителей. Организовать это при массовых посещениях очень сложно. Вот тогда животные превращаются в игрушки, которые можно хватать, бросать, ломать, и полезный эффект от такого заведения ограничивается только сиюминутным развлечением.

- В некоторых городах есть комплексы полного цикла для домашних животных под одной крышей: магазин, гостиница, ветлечебница, груминг-центр, площадки для хендлинга, дрессировок. Есть ли смысл создавать нечто подобное в Кирове?

- Мы целенаправленно ездили в Европу, чтобы посмотреть на подобные центры. Но в Кирове пока не увидели ни возможностей для реализации проекта, ни ресурсов для его окупаемости. Довольно сложно выбрать местоположение, чтобы обеспечить горожанам удобный доступ, рассчитать проект, чтобы были соблюдены все нормативы, сформировать комплексное и интересное предложение и обеспечить окупаемость такого масштабного проекта в нашем городе.

У нас с подобным проектом еще не сложилось. Возможно, мы пока не готовы к его реализации и кто-то другой создаст такой центр в Кирове. Рынок растет. К зообизнесу отношение сейчас, как к выгодному вложению средств, - он интересен всем, в том числе крупным федеральным сетям. Но пока в России подобных масштабных центров единицы, и они находятся в городах-миллионниках.

- На ваш взгляд, поменялась ли в целом культура содержания питомцев за последние годы?

- Поменялось использование разработок зоосферы. Если взять готовые корма, то эта тема активно развивается в России последние 15-20 лет. Происходит перевод животных с натурального домашнего кормления на готовые рационы. Причем, в отличие от стран Европы, где к такому виду кормления перешли уже давно, в России процесс идет по нарастающей. У нас не все правильно умеют использовать и подбирать корма. Люди идут на эксперименты, не всегда оправданные в отношении животных. Есть и такой нюанс: продуктовый ритейл не учитывает профессиональные рекомендации, они берут бренды, которые сами себя продают, эконом-сегмент и тому подобное. В такой ситуации зоомагазинам есть чем заниматься, повышая, в том числе, осведомленность покупателей, просвещая их в вопросах здорового питания животных. Мы учим и правильному содержанию, и уходу.

- Как относитесь к инициативе обязывать застройщиков при сдаче жилья оборудовать площадки для выгула?

- Хочется, чтобы и городские власти, и застройщики учитывали, в первую очередь, потребности жителей. Создали комфортную среду сначала для людей. В Кирове нет парковок, во дворы невозможно проехать. Конечно, хорошо, если будут учтены потребности животных. Выгульных площадок в городе практически нет, как и условий для проведения культурного досуга с собаками — дрессировки, развития, воспитания. Два-три клуба на весь город не обеспечивают потребность владельцев в обучении и дрессировке собак. И культура владельцев собак, в своей массе, даже не подразумевает уборку фекалий за своими питомцами. Выгульные площадки помогают поддерживать чистоту и порядок, обеспечивают безопасность и комфортное нахождение собак в городской среде.

- В Госдуме находится на рассмотрении закон о введении налога на домашних животных. Думаете, как отреагируют на него их владельцы?

- В налоге на животных должно быть разумное, рациональное зерно. Чтобы такой налог не стал неподъемным для людей, не привел к массовому появлению бездомных, выброшенных животных. Если такое произойдет, повысится уровень социального напряжения в обществе. Когда подобные законы принимаются, их необходимо активно обсуждать и не один день посвящать работе над ними, привлекая мнение экспертного сообщества.

- Согласны с утверждением о том, что в современном мире, ушедшем в виртуальную реальность, домашние животные компенсируют человеку отсутствие живого общения?

- Да, наблюдается некоторое очеловечивание животных. Они порой заменяют детей тем, кто, к примеру, строит карьеру. Маленькие собаки превратились в модный аксессуар, их одевают, покупают средства для ухода. Мне кажется, раньше животных приобретали, в основном, для ребенка. Сейчас животное заводят вместо ребенка.

- Судя по покупкам зоотоваров, какие сегодня самые популярные породы животных в Кирове?

- Если брать кошек, это британские короткошерстные, мейн-куны. Набирает популярность бенгальская порода. По собакам - много йоркширских терьеров, шпицев, лабрадоров.

- Статистика говорит: в мире больше кошатников, чем собачников. Вы к какой категории относитесь?

- Я отношу себя к любителям всех животных, но в нашей семье живет только кот. Это «талисман» компании - черный кот Зоки. Тот самый, который появился у нас, благодаря идее дизайнера — разработчика бренда. Коту пять лет — столько же, сколько и бренду компании. В течение дня нас почти нет дома, поэтому никакое другое животное завести мы не можем. А для того, чтобы можно было уезжать из города, и пришлось открыть гостиницу для кошек.

У нас в «ЭкоЯрмарке» гипермаркет зоотоваров. Была возможность сделать большие вольеры для питомцев, и сейчас там живут экзотические животные: Джози — желтохохлый какаду и ее «друг» Марфуша – маленькая обезьянка краснорукий тамарин. В продаже разные попугайчики, морские свинки, кролики, белки дегу. Наши дети очень любят приезжать в гости к таким разным животным. Так что если хочется общения с животными — приезжаем туда или в котокафе в гости к 15-20 котам.

- Много ли у вас в целом заказов на экзотических животных? Каких привозили в Киров?

- Заказов на экзотику немного. Чтобы привезти официально, со всеми справками и документами, - получается дорогая живность. В Киров время от времени привозим ящериц эублефаров, змей (чаще это полозы), игуан, хамелеонов, морских обитателей.

- Расскажите подробнее про ваш проект котокафе. Это бизнес или благотворительность? Почему в нем в приоритете работа с детьми?

- Проект изначально был создан, чтобы пристраивать бездомных кошек в семьи. Для этого мы работаем с зоозащитниками из «ЗооЗаботы» и «Дари Добро».

Есть и еще один важный момент: сегодня дети в большинстве своем сориентированы на гаджеты и смартфоны. Они переходят из реального мира в виртуальный, концентрируясь исключительно на себе. Хочется развернуть их в сторону живого общения. С животными дети раскрываются с другой стороны, проявляют свои чувства, учатся нести ответственность за братьев наших меньших. Порой не могут понять, почему нужно пожалеть брошенное животное.

Мы проводим уроки доброты, рассказываем, почему кошки оказываются на улице, как с ними обращаться, зачем нужен хозяин. Такие уроки посещают целыми классами, приходят семьями, и мы видим положительные результаты. За три года работы котокафе почти 90 кошек и котов нашли своих хозяев, к нам приезжают посетители из других городов и даже стран!

Досье

Елена Юрьевна Макарова, совладелица компании Zoki

Дата рождения: 29.08.1979

Образование: высшее. В 2001 окончила Вятскую государственную сельскохозяйственную академию (ветеринарная медицина). В 2005 - Вятский государственный университет (экономика и управление). В 2018 - Президентскую программу переподготовки управленческих кадров (проектный менеджмент).

Карьера: работала продавцом, затем заведующей в зоомагазине, директором в частной компании по производству тетрадей, торговым представителем компании «Марс». С 2006 года - совладелец бизнеса по продаже зоотоваров Zoki с 2006 года.

Семейное положение: замужем, двое детей.

Увлечения: зообизнес и все, что с ним связано. Даже в путешествиях в первую очередь посещает зоомагазины.

Любимая литература: истории успеха известных людей или великих корпораций.

Любимая музыка: радио в машине.

Любимая кухня: ем все, но не люблю острое.

Девиз: принцип Кайдзен - постоянное совершенствование всех процессов, в том числе, и в работе.

 

Надежда Пономарева

mail@bnkirov.ru

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 


Также читайте