Детский возраст: альтернативное образование
Кто может и кому под силу создать частный развивающий детский центр? Что нужно для старта и когда ждать отдачу? Являются ли коммерческие центры конкурентами государственным садикам? Темы обсудили в «Развороте на бизнес» (16+)
Участники:
Наталья Гончарова, создатель и руководитель лингвистического инновационного центра образования «Лицо»
Елена Петушкова, руководитель детского развивающего центра «КЭПЛёнОк»
Наталья Панкратова, создатель и руководитель центра музыки и речи «Амадей»
С.Занько, руководитель Центра развития местных сообществ, городской и региональной среды ВятГУ, ведущая «Радио «Киров Град» 16+ (региональный партнер «Эха Москвы»)
О.Прохоренко, начальник отдела по связям с общественностью Кировского филиала «Т Плюс», ведущий «Радио «Киров Град» 16+ (региональный партнер «Эха Москвы»):
Кто зайдет на рынок?
О.Прохоренко:Кто может заняться оказанием дополнительных образовательных услуг? Любой?
Е.Петушкова:Любой, кто имеет специальное образование. Для меня это особый вид допуска, потому что педагогу доверяют самое дорогое. Если у тебя нет знаний, опыта, уверенности, ты можешь покалечить будущую жизнь.
Н.Гончарова: В сфере лингвистики мало просто открыть языковой центр. Надо обладать лингвистическим образованием и любить детей.
Н.Панкратова:Если у человека есть желание работать в этом бизнесе, есть возможность пригласить специалистов, увлечь и повести их за собой, считаю, создать центр возможно.
С.Занько:Обязательно ли основатель такого бизнеса должен иметь соответствующее образование? Может ли основателем стать человек с горящими глазами и хорошими предпринимательскими способностями?
Е.Петушкова:Это возможно в сфере не основного, а дополнительного образования. Но специальные навыки у людей, которые непосредственно работают с детьми, должны быть.
С.Занько:Не надо сюда ходить, если...
Н.Гончарова:Если вы рассчитываете на сиюсекундные сверхприбыли. Образование — не та сфера, где можно заработать огромные деньги. Чтобы заработать миллионы, надо всем сильно постараться.
Н.Панкратова:Не надо ходить, если ты предпочитаешь бумажки, а не живое общение с людьми, любовь и понимание.
Е.Петушкова:Никуда не надо ходить, если нет видения перспектив. Мы должны изначально четко представлять — для чего и сколько хотим получить.
Елена Петушкова, руководитель детского развивающего центра «КЭПЛёнОк»
Стартовый капитал
С.Занько:Каковы первоначальные вложения?
Н.Гончарова: Больших капиталов для открытия центра дополнительного образования на самом деле не нужно. На старте нужны деньги на аренду помещения, покупку мебели. Из техники на первых порах мы задействовали два моих домашних компьютера. Рекламировались через социальные сети, это бесплатно.
Н. Панкратова: У меня это не первый проект. В 2007 году, после рождения второй дочки, я открыла студию развития «Почемучка» в Саранске. На тот момент в городе это была вторая студия, поэтому конкуренция отсутствовала. Арендовали помещение 30 кв. метров по невысокой цене (тогда только-только начался процесс перевода жилых помещений на первых этажах к нежилые). Если ты мама, то знаешь, что и как можно сделать для детей. К тому же у меня большой педагогический стаж: 10 лет преподавала в музыкальной школе, 10 лет работала с детьми в студии. Когда знаешь, как и что сделать, можно обойтись минимальными затратами. Основные расходы на первом этапе - на аренду и первые зарплаты педагогам. За кредитами на тот момент мы не обращались. Примерно через полгода, когда поняли, что это направление востребовано, приобрели собственное помещение. Деньги на развитие взяли в фонде поддержки и развития предпринимательства.
С.Занько: Много историй, когда дети выросли, и мамы закрывают свои студии. Почему вы не бросили?
Н.Панкратова:Мне захотелось живой работы. Когда мы переехали из Саранска, очень переживала, как будет работать «Почемучка». Думала: дам пробный год и посмотрю результаты. Сегодня студии уже 12 лет, в нем работают 10 сотрудников, из помещения в 30 кв. метров у нас появилась студия площадью 130 кв. метров (для студии это очень хороший метраж). Расширился спектр услуг, есть, к примеру, дефектологи, логопеды, психологи, три группы кратковременного пребывания, которые очень востребованы в наше время. Год показал, что ни результаты, ни число посетителей не снижаются. Сейчас консультирую сотрудников в Саранске дистанционно.
В Кирове третья дочка пошла в детский сад. Мне захотелось именно живой работы, поэтому организовала «Амадей». Форму выбрала субаренды. По практике знаю требования к помещению, поэтому в своем доме снимаю большую чистую светлую фотостудию. Арендую на удобные для меня часы, которые сегодня могу заполнить. Сарафанное радио и «радио мам» сегодня самая лучшая реклама. Старт должен быть хорошим. Есть большие планы по дальнейшему развитию.
Е.Петушкова: Если говорить о запуске полноценного детского сада, в этом случае нужны капитальные вложения. Первая трудность, с которой мы столкнулись, была связана с поиском помещения: при имеющемся у нас рынке аренды это одна из нерешаемых задач. Требований, предъявляемых к данному виду учреждений, очень много: наличие прогулочной территории, удаленность от первой линии и так далее. Необходимо полностью оснастить территорию детства — для сна, для прогулок, образовательное пространство, причем в соответствии каждому возрасту, а мы работаем с детьми от 2 до 7 лет. У нас полный день, полный цикл, за центр развития не спрячешься. Это немного другая ниша бизнеса, и капиталы умножаются «на».
О.Прохоренко: Уже говорили о рекламе в социальных сетях, сарафанном радио. А что, с учетом опыта, вы закладываете в вывеску?
Е.Петушкова:Все, чтобы человек увидел — и сразу понял: это мое. Если вывеска сделана от руки, на коленке, не тем шрифтом или размещена в несуразном месте, - не зацепит, зайти не захочется. Это касается любого бизнеса, не только центров развития.
Н.Гончарова: Мы арендуем помещение в бизнес-центре Горького,5, поэтому наружной вывески нет, но есть яркая большая вывеска при входе. В плане локации нам повезло: вывеска видна всем, кто идет по лестнице бизнес-центра. Посетители обращают на нее внимание и заходят к нам. У нас не просто вывеска, а стенд с информацией обо всех наших образовательных программах, качественными фотографиями. Это привлекает внимание. Единицы арендаторов занимаются оформлением стены, находящейся рядом с их помещением.
Н.Панкратова: У нас на вывеске изображен Амадейчик — мальчик в парике (как отсыл в эпоху Моцарта), в голове которого нотки. Указано название центра и телефон. Больше внешней рекламы не размещаем, потому что помещение на Калинина, 40 у нас в субаренде. От вывески многое зависит, и перед тем, как ее сделать, я советовалась со специалистами. Много лет назад доказан эффект Моцарта: при прослушивании его музыки работают все отделы головного мозга (в то время как при прослушивании обычной музыки, которая нравится, работает отдел, отвечающий за удовольствие). Я всегда говорю мамам: пойте, даже если не умеете! Для ребенка нет ничего роднее и важнее, чем голос мамы. Когда вы поете с любовью, это важнее песен тех, кто поет и думает о своем голосе. Отсюда родился наш значок на вывеске.
У меня вопрос в Наталье Петушковой. Есть вывески, рекламирующие развивающий детский центр и группу полного дня пребывания? Оба работают в режиме полного дня. В чем разница?
Е.Петушкова: Мы получаем две лицензии: одну на общее образование, вторую - на дополнительное. Идет совмещение услуг по общему образованию (первая ступень) и центру развития. Ребенок, помимо общего образования, получает дополнительное.
Наталья Панкратова, создатель и руководитель центра музыки и речи «Амадей»
Конкуренты или соратники?
О. Прохоренко: Усиливается ли конкуренция на рынке, или есть стабильный поток клиентов, которые приходят сами, приводят знакомых.
С.Занько: Появляются и исчезают те же центры ментальной арифметики, которых раньше было много, а сейчас закрываются. Изменился ли тренд на вашем рынке?
Н.Гончарова: Языковые центры появляются постоянно, приходят франшизы. Естественно, это ощущается. На мой взгляд, главное - в атмосфере центра и качестве образования. Для родителей важно, чтобы их ребенок был доволен, счастлив и получил хорошие знания. Они измеримы: результат можно видеть по школьным оценкам, в том, насколько комфортно чувствует себя ребенок в поездке с родителями за границу.
Сохраняется ли контингент? Да, у нас семьи учатся годами. Я вижу, как растут дети, как семьи приводят вторых детей, семейные пары занимаются параллельно в центре в группах для взрослых. Дети от 2,5 лет, студенты, взрослые — все имеют возможность изучать языки. В тренде английский: какой есть запрос, такой и ответ. У нас есть педагог испанского, японского, китайского, немецкого, французского языков. Все, что угодно, даже арабского.
Е.Петушкова:Конкуренция была, есть и будет. В бизнесе можно оказывать эксклюзивную услугу, и ты там будешь единственным, потому что ты гений, что-то создал, ты этим горишь и тебя невозможно в этом повторить. А можно действовать в широком спектре. Каждый волен выбирать, чем брать - объемом или эксклюзивом. Мы берем основательностью, комплексным подходом, прослеживаем все этапы развития ребенка.
Н.Панкратова: Я целенаправленно выбрала узкое направление: центр называется «Амадей», мы занимаемся с детьми от года. Занятия не ограничиваются музыкой, они направлены на развитие мелкой и крупной моторики, творчество, занятия на фитболах и многие другие. Причем занятие называется «музыка с мамой», и мамы не просто посадили ребенка и наблюдают, а работают вместе. Мамы потом благодарны за такое вовлечение.
Я думаю не о конкурентах, а о том, что я делаю, как я делаю и каков отзыв. Допустим, сегодня были два звонка - узнали о центре от других мам на детской площадке, а это живой отзыв. Когда к тебе возвращаются, ведут друзей, о конкурентах ты не думаешь.
Кстати, студии с такими названиями, как «Светлячок» или «Почемучка» предполагают оказание большого спектра услуг. В ОКВЭДе до сих пор нет кода «студия развития», а есть «клубная деятельность», «досуго-развивающая деятельность».
О. Прохоренко: Бизнес обычно идет туда, где недостаток бюджетных услуг или хромает их качество. Насколько для вас бюджетные учреждения являются конкурентами?
Н.Гончарова:Полностью поддержу Наталью (ред.:Панкратову) и ее мнение. Если думать только о конкурентах и рассматривать каждое образовательное учреждение (не важно, бюджетное или нет), как конкурента, то никогда не хватит времени на развитие собственного дела. У меня нет времени оглядываться на конкурентов, нужно поработать с людьми, которые к нам приходят.
Н.Панкратова:Детям, в основном, предоставляют место в государственных детских садах с 3 лет. Думаю, и садики благодарны, что есть студии, которые готовят, адаптируют детей к полному дню пребывания. У многих современных мам есть запрос на студии развития (я беру сферу в широком смысле). Они помогают адаптировать ребенка к социальной среде, учат общаться, показывают, что есть не только родители, но и много другого интересного в этом мире. Мы дополняем друг друга, так детский сад все равно ограничен по времени пребывания детей, есть лимит по занятиям. Если родители хотят дать ребенку дополнительные занятия по английскому или пению — идут в центры. Мы с государственными учреждениями не конкурируем, а дополняем друг друга и помогаем друг другу.
Наталья Гончарова, создатель и руководитель лингвистического инновационного центра образования «Лицо»
Цена вопроса
С. Занько: Как формируется цена на услуги?
Е. Петушкова: Есть постоянные затраты - на налоги, аренду, оплату питания, заработную плату и так далее. С их учетом формируем бюджет, затем просчитываем: сколько нужно заработать, на какую мощность выйти, чтобы окупить эти расходы. Мы на необходимые показатели окупаемости вышли через два месяца после открытия центра. Все просчитывается до открытия.
С.Занько:Ориентируетесь на цену конкурентов?
Е. Петушкова: Мы уже не ориентируемся, потому что есть сложившийся авторитет, опыт. Сейчас уже конкуренты на нас ориентируются. Каждый август мне звонят с вопросом «будем ли повышать цену?». Отвечаю, что нет, потому что рынок такой: один повысил — повысят все.
Н.Панкратова: Я знала, где будет расположен мой центр, поэтому рассчитывала на детей нашего района. Территориальная доступность — один из основных критериев, по которому мамы выбирают детский центр. Когда понимаешь, кто твой клиент, формируешь цену. В моем случае это молодые семьи с детьми, у каждой второй ипотека. Знаю среднюю цену по городу, отталкиваюсь от этих показателей и смотрю, можно ли сделать чуть побольше группу, но чтобы цена была ниже и удобнее. Стоимость абонемента зависит от числа занятий в неделю, возраста детей. Я не говорю, что навсегда останусь на такой цене: по мере роста, узнаваемости центра, реальных показателей возникнет необходимость в дальнейшем развитии, расширении перечня услуг. Все это у нас в ближайших планах.
С.Занько: Какой разброс стоимости базового абонемента в полноценных детских коммерческих садиках?
Е. Петушкова: Огромный. Мне порой не понятно, как за такую цену можно оказать качественную услугу? Если в рекламе предлагают цену в 7 тысяч рублей в месяц, у меня сразу возникают вопросы: чем вы кормят детей? Во что с ними играете? Кто у работает? Самодостаточный специалист не будет работать за 15 тысяч рублей, и это надо понимать, прежде всего родителям.
Подготовила Юлия Усинская, mail@bnkirov.ru
16+