То, что без дорог не стоит рассчитывать на серьезные инвестиции, в правительстве понимают. Правда, соответствующих выводов не делают.

Дорог не будет

15.04.2012 00:05:00 1109 0

«Вечной» проблеме региона не хватает не только средств, но и руководителя.

Губернатор обещал нам улучшение «дорожного вопроса» в 2012 году. Да, прямо так и заявил, «ключевая проблема - ее надо решать». Благо и средства на ремонт и строительство дорожного полотна, начиная с этого года, должны быть принципиально другими: заработает региональный дорожный фонд, наполняемый отчислениями с «топливных» акцизов. Однако неожиданно, «после поправок в отдельных сферах», вместо обещанных миллиардов на ремонт, осталось всего 229,7 млн рублей на ремонт и 197 миллионов - на строительство. Риторический вопрос: «Где деньги, Зин»? перетекает в понимание того, что нормальных дорог у нас не будет. Не будет и инвестиций.

Планы и реальность
Еще совсем недавно кировские чиновники заявляли о своих планах потратить в 2012 году на региональные дороги из дорожного фонда около 3,3 млрд рублей. Это почти в три раза больше, чем в 2011 году. Разумеется, этой суммы недостаточно, чтобы привести в порядок дорожное полотно региона, но выделяемая сумма будет только расти, уверяли они.
«Тема дорог, как известно, одна из ключевых и вековых в нашей стране, - утверждал тогда губернатор. - С 2012 года финансирование дорожных работ будет идти по новым правилам. Мы уверены, что ситуация изменится к лучшему».

Говорилось тогда и о «светлом будущем», согласно которым величина дорожного фонда в 2014 году достигнет 4 миллиардов. Узнав о суммах, дорожники стали строить грандиозные планы: в частности, в 2012 году планировалось дать старт стройки автодороги Киров-Котлас-Архангельск в Опаринском и Подосиновском районе за 150 млн рублей. Через год - начать строительство 10-километрового участка по маршруту Каринка-Ардашевский-Рябово за 270 миллионов. С 2012 по 2015 год планировалось отремонтировать 52 километра сельских дорог, а построить 104 километра на общую сумму 2,2 млрд рублей.
Вполне внушительные суммы, не правда ли?

Однако не так давно кировские СМИ облетела новость о том, что после поправок дефицитный бюджет региона «похудел» сразу в нескольких направлениях. В частности,  капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования населенных пунктов в 2012 году составит 229 млн 740 тыс. рублей, в 2013 году – 208 млн 574 тыс. рублей. На проектирование и строительство автомобильных дорог общего пользования местного значения с твердым покрытием до сельских населенных пунктов в 2012 году будет выделено 197 млн 822 тыс. рублей, 2013 год – 208 млн 574 тыс. рублей, 2014 год – 225 млн 821 тыс. рублей.

Кстати, на латание непосредственно ям в городских дорогах планируют выделить всего 32 млн рублей, что выглядит просто каплей в море, учитывая в каком плачевном состоянии находятся часть городских улиц, а также то, что этой весной вновь вместе со снегом сошел и свежеположенный в прошлом сезоне асфальт.

Кстати, таких масштабных ремонтов городских дворов, какие были в 2010 и 2011 годах, также уже не будет. В 2012 году на подобный ремонт выделено всего 12,6 миллионов. Точно такая же сумма будет выделена и в 2013 году. Это совсем мизерное количество денег, учитывая, что в 2011 году на тот же ремонт дворовых территорий было выделено 254,6 млн  рублей, из которых большую часть, а именно 240 миллионов, выделял, правда, не местный муниципалитет, не область, а федерация.

- Региональный дорожный фонд создан, и согласно законопроекту общий - я подчеркиваю - общий объем бюджетных ассигнований его на 2012 год составит 3,8 млрд рублей, в основном сформированных за счет доходов от акцизов на бензин, дизтопливо, моторные масла и транспортного налога, - говорит Альберт Запольских, глава департамента дорожного хозяйства, транспорта и связи.

По словам Альберта Владимировича, доходы вновь созданного фонда распределились следующим образом: 38% от общей суммы пойдут на содержание автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, 9,4% - на строительство и реконструкцию дорог, 33,4% - на капитальный ремонт и 11,9% - на капитальный ремонт дорог в границах населенных пунктов, дворовых территорий и проездов к многоквартирным домам.

Однако и эта сумма кардинально вопрос не решит. " В настоящее время, чтобы привести областные автодороги в состояние, отвечающее современным нормативам, необходима сумма, сопоставимая с годовым бюджетом региона, - уверен Альберт Запольских.
 

Нет дорог, нет инвестиций
Как бы ни работал изворотливый чиновничий ум и какими бы он обещаниями ни сыпал, никто уже оптимизма действующей власти не разделяет. Пока не будет нормальных дорог (а их, такими темпами, судя по всему, еще долго не будет), не будет и инвестиций, а значит, развития производства и выхода из той дотационности, которую мы имеем. И власть это, вроде бы даже признает. По крайней мере, об этом не раз заявлял глава департамента экономического развития Алексей Коршунов, поясняя, что «в отсутствие дорог рассчитывать на серьезные инвестиции нам не приходится», однако выводы делает совершенно странные.

В чем, собственно, состоит главная проблема малого объема инвестиций в Кировскую область? Их большая доля (порядка 30%) по сложившейся практике идет в добычу полезных ископаемых, трубопроводный транспорт, то есть туда, чего в нашем регионе по объективным причинам нет. Гораздо меньше составляют инвестиции в те отрасли, которые характерны для нас, это обрабатывающее производство, оптово-розничная торговля, строительство, операции с недвижимым имуществом. Но даже  их инвестиционную привлекательность портит качество местных дорог. Согласитесь, не все обладают финансовыми мощностями международного концерна «Икеа», которая за свой счет строит часть подъездных путей в Вятскополянском районе. То есть инвестор скорее работает в регионе вопреки, а не благодаря помощи местной власти.

Так, может, не стоит распыляться на сто разных направлений, на отчаянное привлечение хоть каких-нибудь инвестиционных средств при частичном отсутствии инфраструктуры, а сосредоточиться на чем-то одном, например, на дорогах? Губернатор, действительно решивший в области «дорожную проблему» на ближайшие 10-20 лет, войдет в историю, как один из самых эффективных управленцев, даже если ему больше нечем будет похвастаться. А разе не об этом мечтает любой амбициозный руководитель регионального масштаба?

Светлана Муравьёва
murraviova@yandex.ru

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 


Также читайте