Контрольно-счетная палата Кировской области опубликовала выборочные результаты формирования и использования средств регионального Дорожного фонда в 2012-2013 гг.

Дороги для своих

09.12.2013 00:07:00 2090 0

Контрольно-счетная палата Кировской области опубликовала выборочные результаты формирования и использования средств регионального Дорожного фонда в 2012-2013 гг. В частности, было проверено расходование средств на ремонт, строительство и реконструкцию автодорог областного значения, а также практически весь объём средств, переданных в местные бюджеты в виде субсидий. В распоряжении «БН» оказался отчет аудитора Сунцова с довольно неоднозначными выводами.

Пустые планы

Так, контролирующий орган обратил внимание на недостатки планирования дорожной деятельности. А именно: строительство дорог планируется таким образом, что разработанная проектная документация остается в дальнейшем невостребованной. В частности, на ближайшие годы не запланировано строительство 15 объектов, стоимость уже разработанной проектной документации по которым составляет 21,2 млн. рублей. Будут ли эти объекты включены в строительно-дорожные планы в дальнейшем?

 

«До 2012 года, то есть до создания регионального дорожного фонда, мероприятия ОЦП «Развитие транспортной инфраструктуры Кировской области до 2015 года» по дорожному строительству формировались без учета возможностей областного бюджета на финансирование данных мероприятий, - говорит по этому поводу глава областного департамента дорожного хозяйства Альберт Запольских. - С 2012 года, после создания Фонда, мероприятия были увязаны по стоимости с его параметрами, в результате часть объектов оказались без финансирования, и сроки их реализации вышли за рамки действия ОЦП. При этом реализация данных мероприятий будет предусматриваться в период с 2016 по 2020 годы в рамках государственной программы».

 

При этом, глава «дорожного» департамента отметил, что в 2011 году в ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» были внесены изменения, согласно которым для выделения средств на проектирование и строительство автомобильных дорог к сельским населенным пунктам там должно быть сельхозпроизводство. В результате часть объектов, на которые документация была разработана, не прошла согласование по данному критерию для вхождения в федеральную программу.

 

Еще один любопытный момент в отчете: несмотря на указания предыдущей проверки, Дорожный комитет по-прежнему не согласовывает перспективный финансовый план с департаментом финансов Кировской области, утверждая его самостоятельно.

 

Глава департамента финансов Елена Ковалева подтвердила справедливость вывода аудитора, сказав, что перспективный план работ действительно должен согласовываться с департаментом финансов Кировской области.

 

«Перспективный план на 2013 год был разработан Дорожным комитетом Кировской области и согласован с департаментом дорожного хозяйства и транспорта Кировской области, - парируют в департаменте дорожного хозяйства. - Указание КСП в ходе предыдущей проверки было дано в октябре 2012 года, т.е. после срока, когда данный документ должен быть разработан и согласован на 2013 год. В настоящее время на 2014 год перспективный план разработан и утвержден в соответствии с установленными требованиями».

 

В КСП отмечают, что с некачественным планированием дорожной деятельности связаны и нарушения законодательства о размещении заказа: замена материалов, видов, объемов, объектов работ, выполнение работ без необходимых конкурсных процедур и т.д. Сохраняется высокий уровень нарушений при выполнении подрядчиками договорных обязательств: работы выполненяются несвоевременно и некачественно. При этом аудитор отмечает интересную деталь: небольшие частные компании работают на порядок качественнее Вятавтодора.

 

«Необходимо отметить, что, по информации Дорожного комитета о результатах обследования гарантийных объектов, работы на которых выполнены «АБЗ-43», «Кировское СМУ-1», «Зуевская мехколонна». «Строительная компания» и др. дефектов не выявлено» - гласит заключение аудитора региональной КСП.

Это свидетельствует о том, что небольшие компании, зная, что спрос с них будет со стороны Дорожного комитета более жестким, чем с государственного «Вятавтодора», изначально все сделали качественно и без замечаний. Последний, к слову, из 21 объекта вовремя сдал только 11. А один объект (7-километровый отрезок дороги Киров-Слободской-Белая Холуница— Омутнинск—Афанасьево—граница Пермского края) затянул на 249 дней (это, на минуточку, 8,5 месяцев), не получив за просрочку ни штрафов, ни предписаний. При этом, что тоже немаловажно, если частные компании выигрывали конкурсы с падением цены (по принципу, кто сможет сделать дешевле, тот и выиграл), то Вятавтодор брал почти все торги по максимальной цене. Таким образом, в 2012 году объем его работ составил почти 2 млрд рублей.

 

«Судя по отчету КСП, у Вятавтодора не стоит задача делать дороги качественно, - считает депутат Дмитрий Русских. - У них какая-то другая, видимо, стоит задача».

 

Дорожки вместо дворов

 

Контролирующий орган также отмечает, что, несмотря на рост объема регионального Дорожного фонда (с 3,8 до 4,1 млрд руб.), субсидии на содержание и ремонт дорог местного значения практически не имеют динамики роста: в 2011 году они составили 708 млн. рублей, в 2012 году – 731,8 млн. рублей, а на 2013 год объём субсидий составил 667,7 млн рублей, что связано преимущественно с недобором акцизов.

 

Впрочем, и то, что есть, тратится в большинстве районов, мягко говоря, не по назначению. Так, администрацией Свечинского района вместо ремонта дворовой территории многоквартирного дома на сумму 365,3 тыс рублей неожиданно оказались отремонтированы пешеходные дорожки у здания администрации. Схожие неправомерные расходы бюджета выявлены в Оричевском и Унинском районах. В последнем, вообще, оказались оплачены невыполненные работы по ремонту дворовых территорий на сумму 175,4 тыс. рублей.

 

А глава администрации Оричевского района, как следует из отчета, в 2012 году за счёт средств областного и местного бюджетов оплатил небезызвестному подрядчику ООО «Барс» невыполненные работы (и работы из некачественных материалов) по капитальному ремонту автодороги Шалегово – Зелёный на общую сумму 14,8 млн рублей (56% от цены контракта).

 

Дорожный комитет также неэффективно израсходовал 38,3 млн рублей на ремонте дороги Даровской – Опарино. Применение без учёта рекомендаций Росавтодора новой технологии холодной регенерации привело к тому, что менее чем через год на всём протяжении отремонтированной дороги обнаружились ямы и выбоины, «местами носящие аварийный характер (до 3 метров)».

 

Отдельно, пожалуй стоит сказать, о «дороге на север», которое на слуху благодаря постоянному упоминанию ее отрезка Альмеж-Скрябино. Этот проект уже обошелся областному бюджету примерно в 1,5 миллиарда рублей, однако к тому, что построено, уже есть претензии прокуратуры: дорога в связи с использованием некачественных строительных материалов потихоньку разрушается. В отчете КСП зафиксирован ущерб в размере 16 млн рублей. К тому же до сих пор странная история происходит с победителем конкурса на строительство последнего на этом направлении дорожного отрезка Альмеж-Опарино. Казалось бы, все просто: 26 км дорожного полотна, стоимость (максимальная цена) контракта почти 1,3 млрд рублей, на торги заявилось семь компаний, победителем стал кировский «Гордормостстрой», предложивший самую выгодную цену в 906 млн рублей (экономия бюджета таким образом составила 375 млн рублей). Однако, после победы, у ГДМС неожиданно «аннулируют» победу (в связи с формальными недочетами в документах). Соответственно, заказ уходит московской компании «Интердорстрой», предложившей 916 млн рублей. Проблема в том, что прошло уже более двух месяцев, а дорога московскому подрядчику так и не передана: с ним не заключен контракт, а по некоторым данным, техника предыдущего подрядчика «Темп-Дорстроя» (г.Сыктывкар) до сих пор находится на участке. Как считает депутат Заксобрания Дмитрий Русских, дорожники из Коми, видимо, не теряют надежды не мытьем, так катанием получить этот контракт ради которого они даже практически не скинули цену своей работы (1,2 млрд рублей).

 

Не тот комитет

 

Между тем депутатский корпус уже не первый год негодует по поводу того, что проштрафившиеся компании не вносятся в реестр недобросовестных подрядчиков и с ними снова заключаются договоры, а также по поводу того, что значительную часть конкурсов с отсрочкой платежа провели только в августе. Два года подряд народные избранники говорят о том, что «дорожные» торги можно начинать проводить практически с февраля, так как Дорожный фонд на тот момент уже сформирован, дабы у компаний было больше времени на качественную работу.

 

Подобные нарушения возникают по двум причинам.

 

Во-первых, как ранее сообщали «БН», у Вятавтодора есть «эксклюзивное право» на закупку стройматериалов, минуя торги, на сумму 5 млн рублей в день. Это 150 млн рублей в месяц и почти миллиард рублей за «дорожный» сезон (около 5-6 месяцев). Миллиард рублей бюджетных средств, за расходованием которых практически нет никакого контроля.

 

Кстати, чистая прибыль Вятавтодора составила за минувший год всего 6 млн рублей при обороте свыше 2,5 млрд. Депутаты предполагают, что закупки без конкурса искусственно завышают стоимость работ и стройматериалов, что приводит к таким, довольно скромным, финансовым показателям (или выводу денег через механизм закупок?).

 

Во-вторых, в значительной мере этому способствует и отсутствие систематической претензионно-исковой работы со стороны заказчиков. Выявленный объём непредъявленных штрафных санкций составил 7,6 млн рублей (в департаменте акцентируют внимание на 36 уже предъявленных претензиях на общую сумму 21,2 млн рублей).

 

«Этот отчет должен рассматривать не комитет транспорта и ЖКХ, а совсем другой комитет. Например, Следственный», - считает по этому поводу депутат Дмитрий Русских.

 

Впрочем, он же отмечает и положительные моменты. В частности, с 2013 года при размещении заказа на ремонт областных объектов дорожного хозяйства механизм государственно-частного партнёрства был заменён на государственные контракты с отсрочкой платежа, что позволило получить дополнительную экономию средств Дорожного фонда от проведения конкурсных процедур (5,5 млн рублей) и исключения субсидий частному партнеру (в 2012 году – 30,3 млн руб., план 2013 года – 24,6 млн руб.), повысить уровень конкурентной активности в отрасли.

 

Разумеется, по итогам проверки Контрольно-счётной палатой направлена информация всем заинтересованным лицам: в Заксобрание и губернатору области, в правоохранительные органы, вынесены представления главам департамента дорожного хозяйства и транспорта, администраций Оричевского, Свечинского, Лебяжского районов, гендиректору Даровского ДЭП № 14, директору КОГКУ «Дорожный комитет».

 

Однако вряд ли что-то изменится, если деятельность Дорожного комитета не станет более прозрачной и конкурентоспособной, а то действительно, после подобных докладов региональной Контрольно-счетной палаты, возникает вопрос: а тот ли комитет его рассматривает.

 

Светлана Муравьёва

murraviova@yandex.ru

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 


Также читайте