«Дойное» ОСАГО
Автолюбители снова ругают страховщиков. Более того, на сторону автовладельцев встал новый глава Кировской области. Представителей страховых компаний Игорь Васильев вызвал «на ковер» и пожурил их за очереди, высокие цены и навязывание дополнительных услуг. Но страховщикам есть что ответить.
После того, как врио губернатора Кировской области Игорь Васильев выделил две главные проблемы региона (медицину и дороги), активные жители вятского края решили, что список явно не полный и стали писать ему об ОСАГО. Они жалуются на то, что за получением заветного полиса во многих компаниях необходимо стоять в живых очередях, другие не страхуют машины с маленьким количеством лошадиных сил или навязывают дополнительные услуги, а у третьих слишком высокие цены.
- У граждан есть обязанность при выезде на дорогу иметь при себе действующий полис ОСАГО, и их не должны касаться проблемы страховых организаций. Кроме того, не у всех есть лишние деньги на покупку дополнительных услуг, хотя полезность личного страхования никто не оспаривает, - сказал Игорь Васильев на совещании с представителями страховых компаний.
В одну из компаний Васильев даже лично заехал и убедился, что очередь действительно есть. Когда после этого директор «РЕСО-гарантии» Сергей Пиюк парировал врио губернатора, сказав, что, несмотря на очередь, все услуги оказываются как положено и ничего лишнего не навязывается, Васильев возмутился еще больше, заявив, что нельзя превращать покупку «страховки» в кошмар.
«Совещание у губернатора – мертвому припарка, - считает один из аварийных комиссаров, пожелавший остаться неизвестным. – У нас же не осталось ни одной местной компании: все страховщики – федеральные. А директора филиалов на местах ничего не решают». Такая ситуация на рынке сложилась из-за того, считают эксперты, что крупнейший представитель этого вида услуг – компания «Росгосстрах» - свернул ряд своих точек по продаже ОСАГО. Дело в том, что автострахование, несмотря даже на повышение коэффициентов, все еще является убыточным. Если раньше компании работали с маржинальностью 50-60%, то сейчас она упала до 10%. Эти данные подтверждают некоторые игроки рынка, а также статистика (смотрите диаграмму).
– Что касается непосредственно нашего филиала, то по итогам 2015 года страховые выплаты по ОСАГО превысили страховые премии, - рассказывает Алексей Шевнин, директор филиала ЗАО «Макс» - при том, что за первое полугодие 2016-ого года выплаты составили 130% от заработанной премии. То есть на каждый проданный рубль ОСАГО мы выплачиваем 1,3 рубля страхового возмещения. Вопрос убыточности этого вида страхования очень актуален. Мы вынуждены изыскивать средства из других резервов.
По мнению Шевнина основной причиной этого является большое количество мошенников, желающих заработать на ОСАГО: «Деньги, выплаченные автоюристу через суд, как правило, не перечисляются страхователю, мы это абсолютно точно знаем. Большей частью договоры уступки прав требования — это обман, и клиенту достается только 30—40% от страховой выплаты».
Это же подтверждает и Василий Созинов, директор кировского филиала страховой компании «Цюрих»:
– Проблема навязывания дополнительных услуг связана с агентами, работающими от компаний – они таким образом стараются заработать. Мы никому ничего не навязываем, так как большинство наших клиентов работает с нами постоянно и добровольно страхует свои риски. Перед любыми надзорными органами я готов отчитаться о том, сколько полисов я продаю и каково среднее время ожидания перед заключением договора.
Но обвинений по поводу того, что страховые компании не туда тратят полученные от ОСАГО деньги, тоже немало. Так, по подсчетам экспертов средний объем рынка ОСАГО в год составляет 100 млрд рублей. Эта услуга предоставляется уже 13 лет. В первые годы страховые выплаты составляли только 30-40% от полученной суммы и только сейчас у многих стали доходить до 90%. Но те первые миллиарды должны были лежать в резервных фондах, а не тратиться на нужды компаний. «Где же они сейчас?», – задаются вопросами эксперты.
Сами страховые компании ни о каких резервных фондах не говорят, а предлагают иные способы решения назревших проблем: подключение к системе «Единого агента РСА» и самостоятельный выбор места проведения ремонта автомобилей.
Так, областное правительство подготовило письмо в Российский союз автостраховщиков с ходатайством о подключении Кировской области к системе «Единый агент Российского союза автостраховщиков (РСА)». Это позволит привлечь в регион другие страховые организации, которые смогут продавать страховые полисы, не открывая собственных филиалов (сейчас к этой системе подключено лишь несколько регионов). Также «Росгосстрах» согласился открыть в Кировской области 10 дополнительных офисов для оформления ОСАГО, а в некоторых других компаниях обещали привлечь к данной работе новых менеджеров.
– Кроме того, мы надеемся, что осенью в окончательном чтении будут приняты поправки о том, чтобы выплаты по ОСАГО осуществлялись одним способом — постановкой транспортного средств на ремонтную станцию, - говорит Шевнин. - Первое чтение этот закон уже прошел. Количество людей, готовых возместить ущерб таким образом, увеличивается, а когда поправки будут приняты, других вариантов не останется. Также с 1 января 2017 года вступает в силу поправка в закон о возможности оформления ОСАГО в электронном виде. То есть компании обязаны будут продавать полисы через интернет. Конечно, это большой риск. Но за счет сокращения расходов на ведение дел мы сможем снизить убыточность этого вида страхования и сэкономить.
А тем временем у многих автолюбителей появляется другой «рецепт» взаимодействия с ОСАГО – обходиться без него. «Я уже четыре года езжу без «страховки», - рассказывает один из них. – Дело в том, что ее всегда очень сложно оформить из-за постоянных очередей: у меня просто нет столько времени. Кроме того, страховые компании почему-то неправильно внесли меня в систему данных, поэтому куда-то исчезли все накопленные мной скидки. Стаж увеличился, и я должен бы платить меньше, но моя страховка почему-то доросла до 9 тысяч рублей».
Этому автолюбителю везет – пока его ни разу не остановили сотрудники ГИБДД. Но даже если он попадется за год несколько раз, не факт, что сумма штрафов будет больше озвученной ему платы за ОСАГО. Так что и некоторые автовладельцы считать свои деньги умеют не хуже страховых компаний.
Алексей Шевнин, директор филиала ЗАО «Макс»:
Не скажу, что у нас всегда большие очереди. Мы стараемся справиться с этой проблемой, подключаем новых менеджеров, но наши ресурсы не безграничны – мы работаем в рамках штатного расписания.
В сентябре состоится президиум РСА, на котором будет озвучен вопрос о необходимости подключения Кировской области к системе «Единый агент Российского союза автостраховщиков (РСА)» Ходатайство от нашего губернатора по этому поводу уже поступило. Мы надеемся, что это снимет напряжение в вопросах продажи ОСАГО.
В целом за последние два-три года мы наблюдаем значительные изменения законодательства в вопросах ОСАГО. Оно будет расширяться и дальше: как в сторону страхователя, так и в сторону страховщика.
(Для того, чтобы увеличить, откройте изображение в новом окне)