«Эффект накопленных усилий»
О том, чего ждать от работы финансовых учреждений, в интервью «БН» рассказал управляющий Кировским отделением Волго-Вятского банка ПАО Сбербанк Артем Пищик.
- Артем Александрович, как сегодня развивается рынок банковских услуг?
– Все больше потребителей обращает внимание на то, что связано с удобством, цифровыми технологиями и т.д. В первую очередь, это касается банков. Клиент предъявляет высокие требования, которым мы должны соответствовать. Молодежь сегодня, к примеру, более мобильна: им интересно, чтобы все всегда было с собой, на экране смартфона. Объем информации постоянно увеличивается, время становится более дорогим, люди начинают ценить его сильнее.
- И Кировская область тоже старается отвечать этим требованиям? Мне кажется, что в некоторых вопросах, связанных с технологиями, мы отстаем.
– Я бы так не сказал. К примеру, в сентябре мы опробовали сначала на трех автобусах, а уже в октябре запустили на большем количестве транспортных средств такую услугу, как оплата проезда с помощью банковских карт. Интерес к ней оказался просто взрывным. Уже сейчас каждая десятая оплата проезда осуществляется с помощью карты или смартфона. Киров вошел в число 62 городов, где была внедрена эта технология. Многие из них год или два шли к тому, чтобы был достигнут этот показатель, а мы этот порог преодолели всего за месяц.
Еще один пример: в Кирове недавно была совершена операция полного цикла по сделке с недвижимостью (с момента подачи заявки до ее одобрения с учетом регистрации и прочего) всего за три часа. Такого во всей стране еще не было. Это можно назвать «эффектом накопленных усилий» – мы долго шли к этому и наконец добились результата.
- Какие еще инновации планируется внедрить в банковскую сферу в ближайшее время?
– В первую очередь, нужно отметить те новшества, которые связаны с биометрией. Речь идет о голосовой идентификации, которая позволяет упростить процедуру общения с клиентом и сделать ее более безопасной. Плюсом к ней есть возможность визуальной идентификации – и также по отпечаткам пальцев и рисункам вен на ладонях. Это одно из последних требований ЦБ: не менее 20% подразделений банков к концу 2018 года должны были обеспечить возможность сдачи биометрических данных. Мы обеспечиваем практически 100%.
- То есть голосовые и визуальные данные никак нельзя подделать?
– Сканируя ваш голос, мы с вероятностью 100% можем отличить вас от других людей, даже если у вас, например, заболело горло. Амплитудные голосовые характеристики довольно уникальны для каждого человека, скорость проговаривания звуков – тоже, поэтому подделать эти данные практически нереально. Мы, возможно, медленнее, чем другие страны, внедряем какие-то продукты (в Китае, например, голосовая идентификация применяется уже давно), зато эти технологии проверенные. В Сбербанке много изменений, и все они направлены на повышение удобства, скорости и надежности, а рассказу о них можно посвятить не один час.
- Насколько актуальной сегодня является проблема киберугроз? И как идет борьба с ней?
– Эта проблема актуальна. В позапрошлом году благодаря усилиям Сбербанка была поймана целая ОПГ: ее участники были разрознены по всей стране. При нашем содействии обезвредили всю группу и предотвратили ряд мошенничеств. Киберугроз в целом становится все больше и больше. Но примечательно то, что большая часть этих мошенничеств связана с некой социальной инженерией, основанной на чувствах людей, на их доверчивости. Поэтому надо постоянно проверять все ссылки, по которым вы проходите в сети интернет, внимательно читать смс, которые вы получаете, не нужно отвечать на спам и не делиться ни с кем данными своей карты. Эти, казалось бы, простейшие правила надо знать и постоянно соблюдать.
- В сентябре прошлого года появилась статистика, что уровень закредитованности населения Кировской области растет быстрее, чем в среднем по стране. На тот момент каждая кировская семья должна была кредитным учреждениям более 186 тысяч рублей. С чем это, на ваш взгляд, связано?
– Я не вижу в этом какой-то серьезной угрозы. Лично моя закредитованность в прошлом году тоже выросла: вложился в недвижимость в Кирове, взял ипотечный кредит. Мой кредитный портфель увеличился в четыре раза. Важно, чтобы люди осознанно принимали подобные решения. Новое поколение отличается тем, что им хочется получить все здесь и сейчас. Культура накопления уходит на второй план, становится проще решить какие-то вопросы, просто взяв кредит. Кроме того, и банки дают для этого все возможности: в последнее время они предъявляют более простые требования к документам, их ставки прозрачны. Раньше надо было ждать две недели, а сегодня уже через час после подачи документов приходит смс о том, что кредит одобрен. Я переживаю только за то, что иногда люди в погоне за какими-то легкими кредитами в микрофинансовых организациях (МФО), только по паспорту, под большие проценты поддаются сиюминутной слабости. Особенно страшно, когда банковские сотрудники попадают в такие ситуации. Поэтому мы стараемся работать над финансовой грамотностью населения, и со школьной скамьи объясняем, как начисляются проценты, как работают кредиты.
- Эти уроки помогают?
– Да, финансовая грамотность населения повышается. Прогресс есть. Но мы ищем все новые механизмы. В этом году, например, планируем провести по аналогии с Тотальным диктантом финансовый диктант.
- Что касается МФО, то за последнее время были приняты новые законы, регулирующие их деятельность. В связи с этим произошли ли какие-то серьезные изменения на этом рынке?
– Меня радует то, что теперь этот вопрос находится под контролем Центробанка. Если вспомнить, какой беспорядок на этом рынке был еще 4–5 лет назад, когда кредиты выдавались всем и под жуткие проценты, то сейчас видны улучшения. Эту сферу упорядочили. На мой личный взгляд, эта форма финансовой сферы услуг имеет право на жизнь. Но те плюсы, которые она изначально предлагала (скорость, минимум документов), уходят в прошлое, потому что сегодня сама банковская сфера на вполне льготных условиях предлагает продукты не хуже.
- Как сегодня ведется работа с просроченной задолженностью?
– Мы анализируем платежеспособность наших потенциальных клиентов очень скрупулезно, начиная с элементарных долгов по налогам, штрафам и т.д., заканчивая активностью наших потенциальных заемщиков в соцсетях. Создаем для себя некий портрет человека, анализируя даже то, какое количество лайков он поставил тому или иному посту. Порядка 120 лайков хватает, чтобы сформировать картинку о том, насколько вы соответствуете нашим требованиям в вопросе возврата кредита. В этом плане очень продвинулся Китай. Там социальный скорринг планируется внедрить на законодательном уровне. То есть у каждого человека появится свой социальный балл, исходя из которого он сможет получать доступ к тем или иным сервисам. Объемы просроченной задолженности сокращаем каждый год. Меняем графики работы наших сотрудников, чтобы повысить их эффективность, и, конечно, работаем на упреждение. Для нас важно принять верное решение по каждому проблемному вопросу еще до судов.
- Банки взаимодействуют с рынком коллекторских агентств?
– Мы уступаем им долги, работа с которыми является для нас не слишком рациональной. Но ровно на перепродаже наше взаимодействие с ними и заканчивается.
- Сама их деятельность, на ваш взгляд, стала более прозрачной? В этой сфере также происходили изменения на законодательном уровне.
– Да, стала и более человечной в том числе, причем существенные изменения произошли буквально за последний год. Это разумно, так и должно быть, и я вижу в этом только позитивные изменения.
- Какую линейку продуктов Сбербанк сегодня предлагает бизнесу?
– Она у нас большая. Самые востребованные продукты связаны с открытием счета, приемом наличных. За прошлый год существенно повысилось качество работы с наличностью: теперь предприниматель имеет возможность сдать деньги не только через банк, но и через обслуживающее устройство. Также мы наблюдаем рост спроса на эквайринг – оплату банковскими картами. Причем речь идет не только о стандартных процедурах, но и о возможности оплаты любого товара или услуги по QR-коду. Это избавляет от необходимости использования кассовой техники, дополнительных трат и т.д. Очень популярным становится интернет-эквайринг – сегодня большое количество людей оформляет заказы через интернет, соцсети. Повысился интерес предприятий к экспортным контрактам. Их количество заметно увеличилось, и наш банк сыграл в этом немалую роль. Большой интерес проявляется к услугам, которые, например, связаны со страхованием валютных рисков.
Кроме того, Сбербанк запустил своеобразную «социальную сеть для предпринимателей» – Банк бизнес-партнеров (bankofpartners.com). Это онлайн-площадка, где любой предприниматель сможет найти проверенных компаньонов по всему миру. Уже сейчас количество пользователей этой сети оценивается в десятки тысяч компаний. И важно, что этот сервис бесплатный.
- Нам, журналистам, бизнес часто жалуется на недоступность кредитных средств.
– Меня это несколько удивляет. Я абсолютно уверен в том, что за последнее время доступность кредитных средств только повысилась. Соглашусь с тем, что основным фактором в этом вопросе может выступать ставка. Она по следние несколько лет росла. Но прошедший год стал для нас ключевым – ставка начала снижаться и сейчас находится в достаточно разумных пределах. Также существуют различные программы субсидирования ставок для бизнеса в приоритетных видах деятельности, отдельно нужно выделить сферу сельского хозяйства.
Кроме того, не только для населения появляются продукты, по которым обеспечивается быстрое принятие решения. Бизнес получает то же самое. Мы также можем заранее одобрить определенную сумму, и если у предпринимателя есть заинтересованность в кредите, оформляем договор с ним. Сейчас клиенты банка могут подать заявку на кредит и все документы не выходя из дома или офиса, что экономит их время на посещении офиса банка и делает доступным кредитные средства для клиента банка на всей территории нашей страны.
А если бизнес говорит о том, что ему не дали денег, надо сначала разобраться в том, почему это произошло. Если кто-то решил взять «беспроцентный и безвозвратный кредит», как я иногда шучу, то доступность таких денег, конечно, снизилась. Но с точки зрения широты линейки предложений и возможности банков она увеличилась. Причем не только за счет самих банков, но и благодаря широкому выбору программ господдержки.
- Инвесторы из каких сфер бизнеса чаще всего к вам обращаются за кредитными средствами?
– В этом году мы очень расчитываем на реализацию ряда проектов, связанных с лесной промышленностью и в сфере строительства. Радует то, что местные компании, на мой взгляд, обладают большим потенциалом: и в аграрном комплексе, и в лесной отрасли, и в машиностроении, в том числе в оборонно-промышленном комплексе. Интересные проекты показывает легкая промышленность.
- Недавно у вас было выставлено на продажу здание по адресу Воровского, 37. По какой причине?
– Это не единственное здание, которое мы продаем. Этот процесс идет и в районах области (в Котельниче, например). Дело в том, что мы уже не первый год пересматриваем политику работы с нашей недвижимостью, идя по пути оптимизации имеющихся площадей. Что касается, например, здания на Воровского, то мы поняли: службы, которые там работают, можем разместить в нашем же здании на Дерендяева, 25. Но следует отметить, что офис Сбербанка на Воровского, 37 остается и будет работать с клиентами в штатном режиме.
Артем Пищик, управляющий Кировским отделением Волго-Вятского банка ПАО Сбербанк.
Дата и место рождения: 10 августа 1977 года, г. Чебоксары.
Образование: Высшее. Окончил Чувашский государственный университет по специальности «Экономическая теория».
Карьера: В системе Сбербанка работает более 18 лет. Карьеру в банковской сфере начал в 1998 году в Чувашском региональном филиале АКБ «СБС-АГРО». В Сбербанк пришел в 2000 году на должность ведущего инспектора отдела по работе с клиентами Чувашского городского отделения №60. В 2015 году был назначен на должность управляющего отделением Марий Эл Волго-Вятского банка ПАО Сбербанк. 1 июня 2018 года назначен управляющим Кировским отделением Волго-Вятского банка ПАО Сбербанк.
Увлечения: игра на гитаре, вокал.
Любимая кухня: все, что готовит моя супруга, а также грузинская кухня.
- На что или на кого вам не жаль потратить деньги?
- На детей, на впечатления.
- Какой вы руководитель?
- Очень лояльный, со мной бывает и второй, и третий, и пятый шанс.
- Ваш девиз?
- Stop wishing, start doing (Хватит желать, пора делать).
Елена Окатьева
lena.okatieva@yandex.ru