Энергия пара и газа
В кировских филиалах ОАО «ТГК-5» и «Кировэнерго» ОАО «МРСК Центра и Поволжья» рассказали о модернизации вятской энергетики.
Стройка века
Представители СМИ, отправившиеся в пресс-тур на ТЭЦ-3 в Кирово-Чепецк, словно попали на машине времени в советскую эпоху. Они увидели огромную стройку, на которой трудятся около 400 монтажников. Всего лишь год назад в фундамент этого глобального объекта был заложен первый камень. А уже через два года, к 1 мая 2014-го, на Кировской ТЭЦ-3, которая обеспечивает тепловой энергией город Кирово-Чепецк и электроэнергией – потребителей области, введут в эксплуатацию парогазовую установку.
Масштабное энергетическое строительство развернулось в Кировской области впервые с 80-х годов прошлого века.
– Парогазовая установка позволит увеличить электрическую и тепловую мощность станции, – рассказал журналистам технический директор ТЭЦ-3 Алексей Тупоногов.
По его словам, это самый экономичный и самый экологичный на сегодняшний день двигатель.
– На объекте используется самое современное оборудование, которое сегодня применяется в тепловой энергетике, – отметил, в свою очередь, директор Кировского филиала по реализации приоритетных инвестиционных проектов ТГК-5 Евгений Кочнев.
Мощность возводимой парогазовой установки – 230 МВт. Запланированный объем инвестиций, который вложит в реализацию проекта КЭС-Холдинг, – более 10,2 млрд рублей.
Журналисты увидели, что на сегодняшний день на ТЭЦ-3 уже завершена установка на фундаменты основного оборудования – турбогруппы и статора генератора газовой турбины. Кроме того, выполнен монтаж котла-утилизатора и дымовой трубы. Ведется монтаж оборудования газовой и паровой турбин. Заканчиваются работы на открытом распределительном устройстве, которое послужит связующим звеном для подачи электроэнергии, выработанной на парогазовой установке, потребителям.
Уже в конце этого года планируется провести первые пробные пуски нового оборудования. А весной 2014-го парогазовая установка выдаст потребителям первые мегаватты.
Новые линии для новых мощностей
В связи с проводимой на ТЭЦ-3 ОАО «ТГК-5» модернизацией оборудования перед филиалом «Кировэнерго» ОАО «МРСК Центра и Приволжья» встала задача доставки возросшей мощности станции до потребителя. Энергетики стали реконструировать существующие электросети. Кроме того, были построены две новые воздушные линии электропередачи: ВЛ-110 кВ между ТЭЦ-3 и подстанцией «Чепецк», а также ВЛ-110 кВ между ТЭЦ-3 и подстанцией «Вятка».
– В этом году мы реконструируем новую линию электропередачи, соединяющую ТЭЦ-3 с подстанцией «ГПП», – рассказал журналистам директор филиала «Кировэнерго» ОАО «МРСК Центра и Приволжья» Александр Царегородцев. – Эти работы проводятся прежде всего для увеличения надежности энергоузла.
По словам Царегородцева, при строительстве линий применяются новые для Кировской области многогранные опоры. Их отличие от бетона в том, что они легче и быстрее монтируются. Кроме того, у этих линий значительно больший срок эксплуатации.
– Опоры полностью металлические, состоят из нескольких секций, что позволяет при их транспортировке и монтаже использовать типовую, а не специальную технику, – сообщил заместитель директора «Кировэнерго» по капитальному строительству Алексей Терешков. – Кроме того, в связи с тем, что трасса воздушной линии электропередачи отличается заболоченностью и большим количеством различных коммуникаций, монтаж других опор здесь был бы вряд ли возможен.
По словам Терешкова, при строительстве и реконструкции электрических линий использовалась продукция производителей Кировской области. Так, провод изготовлен на Кирсинском кабельном заводе, металлические опоры – на заводе стальных конструкций.
– На линии ТЭЦ-3 – «ГПП» мы используем провод с большим сечением, что позволит предавать возросшие мощности, – также уточнил Царегородцев. – Кроме увеличения пропускной способности электросети, проект решает и ряд сопутствующих задач: повышает надежность электроснабжения потребителей, в число которых входят Кирово-Чепецкий химический комбинат и город Кирово-Чепецк.
«Трэкол» грязи не боится
Больше всего журналистов поразил российский вездеход «Трэкол», который взяли на вооружение кировские энергетики. Представители прессы смогли внутри прокатиться на нем, удостоверившись в его возможностях и испытав все «прелести» лесной дороги.
– Подобных машин у нас семь, – рассказал Александр Царегородцев. – И с их помощью мы осматриваем наши воздушные линии.
Безусловное преимущество автомобиля – проходимость в любых погодных условиях по любой пересеченной местности. И электромонтеры уже не идут пешком, в любую погоду, вдоль линий, чтобы, к примеру, устранить повреждение или обрыв на воздушных линиях. В вездеход помещается около десяти человек, то есть полностью рабочая бригада со всем необходимым снаряжением и запчастями.
– Этот автомобиль позволяет выбраться в любую точку Кировской области и устранить любое повреждение на линии, – добавил Царегородцев.
А журналисты, между тем, фотографировались на фоне вездехода, шутя, что «вот бы себе такую машинку на рыбалку и на охоту ездить». Отечественный дизельный «внедорожник» с огромными колесами внушает доверие. А значит, аварийные ситуации на электролиниях региона будут устраняться энергетиками еще оперативнее.