Есть чем поделиться

14.09.2015 09:10:00 1514 0

Этот год был непростым для всех сфер бизнеса. Волатильность курса рубля, подорожание заемных средств и снижение покупательской активности населения заставили многих предпринимателей пересмотреть свои бизнес-планы. В то же время кризис дал толчок к новым направлениям для роста и развития тех направлений, которые при сокращении издержек дают хороший результат. По этому пути пошел и Сбербанк, предложив бизнесу удобные сервисные программы, переведя часть услуг в онлайн и тем самым предоставив своим клиентам новые возможности развивать свое дело. Об этом в интервью нашему изданию рассказал заместитель управляющего Кировским отделением ПАО Сбербанк Дмитрий Кошкин.

Бизнес в стиле «онлайн»

– Дмитрий Аркадьевич, как чувствует себя Сбербанк сегодня, особенно в части кредитования корпоративных клиентов?

– На текущий момент мы достаточно успешно развиваем как кредитные, так и некредитные продукты для корпоративных клиентов. Могу отметить, что количество заемщиков у нас осталось примерно на том же уровне, что и в докризисное время.
Мы наблюдаем незначительное снижение объемов кредитования, что в текущей ситуации очевидно.
Это связано не с ухудшением финансового состояния предприятия или ограничением в предоставлении кредитных ресурсов, а с тем, что в новых условиях грамотные руководители предприятий перезапускают условия кредитования и меняют подходы к объемам и потребностям.

– Одновременно  Сбербанк  проделал  и большую работу, на мой взгляд, по развитию нефинансовых услуг.
– Что касается транзакционного бизнеса, здесь мы действительно ушли далеко вперед. На текущий момент мы активно продвигаем линейку онлайн-продуктов для корпоративных клиентов. Переход в мае-июне на новую единую IT-платформу позволил Сбербанку увеличить время обслуживания: с 1 июля корпоративные клиенты, которые  располагаются на территории Кировской области и подключили услугу «Сбербанк Бизнес Онлайн», могут пользоваться расчетно-кассовым обслуживанием дистанционно 7 дней в неделю с 8 утра до 11 часов вечера. Вот такой у нас длинный 15-часовой операционный день. Кроме того, переход на новую платформу позволил нам сделать бесплатной услугу Е-invoicing (электронная система документооборота). Сейчас порядка 96% депозитов наших корпоративных клиентов – это малый и микробизнес, а также средний и крупный бизнес – открываются дистанционно, без посещения офиса банка. При этом ставка при открытии депозитного счета дистанционно через «Сбербанк Бизнес Онлайн» выше.

– Вы уже рассказывали про онлайн-резервирование расчетного счета. Как развивается этот сервис сегодня?
– Хочу подтвердить, что эта услуга пользуется большим спросом, и с начала года у нас около 1100 расчетных счетов было открыто через резервирование расчетного счета. А если, например, взять срез за август, то это практически 99% всех открытых счетов. После бронирования счета на сайте Сбербанка клиент получает номер счета и сразу же может принимать на него средства от контрагентов.
После того, как клиент дистанционно открыл расчетный счет, он в течение 5 дней должен приехать в  офис банка, привезти подтверждающие документы. При этом с клиентом подписывается так называемый договор-конструктор, который включает в себя весь необходимый перечень услуг, которые ему могут понадобиться. В следующий раз, когда возникает необходимость в той или иной услуге, клиенту достаточно зайти на сайт, выбрать ее, подключить и начать пользоваться.

Это же касается и кредитования. Зайдя либо на сайт Сбербанка, либо в «Сбербанк Бизнес Онлайн» в раздел кредитования, клиент может там оставить заявку на кредит. При этом ему нужно будет только указать сумму кредита, его цель, подтвердить свои данные, и эта заявка поступит  к его клиентскому менеджеру.

И есть еще два продукта, которые мы сейчас активно продвигаем в Кирове и области – это корпоративная карта и услуга приема наличности через устройства самообслуживания.

– О самоинкассации я слышал. А вот что из себя представляет корпоративная карта?
– Это активный бизнес-счет, на который клиент зачисляет денежные ресурсы, и в дальнейшем он может  использоваться сотрудниками предприятия – например, торговыми представителями или менеджерами по работе с клиентами. При этом его пользователи получают возможность не утруждать себя отчетами в командировках или при закупе каких-то товаров. Компания не несет рисков утраты и потери этих денег. Но главное, существенно снижается нагрузка на бухгалтерию по документообороту. бизнес-счет корпоративной карты позволяет увидеть,  где, когда и какие расходы понес конкретный сотрудник.

– Насколько удачно развивается услуга самоинкассации?
– Как правило, самоинкассация востребована клиентами со сдачей выручки до 100 тыс. рублей в день. При этом для них удобно, что зачисление средств на банковский счет происходит в режиме онлайн. Таким образом, у нас есть 500 устройств самообслуживания с возможностью использования  корпоративных карт и самоинкассации, которые обеспечивают потребности предпринимателей в снятии наличности либо сдаче наличности в банк.


Застраховать риски

– Не секрет, что в конце прошлого года – начале нынешнего был спад в сфере кредитования, связанный с ростом ключевой ставки Центробанка. Насколько серьезный был отток в начале года, и какова ситуация сейчас? Есть ли уже ощущение, что бизнес снова начинает активно кредитоваться?
– Пока есть ощущение, что бизнес пытается сократить свои издержки,  уменьшить долговую нагрузку за счет снижения объемов кредитования. Те, у кого это не получается, исходя из разных причин, пытаются сохранить объемы кредитования. Во втором случае клиенты стремятся сократить свои издержки с точки зрения стоимости обслуживания кредита. Напомню, рост ключевой ставки в декабре прошлого года составил одномоментно 7,5%. И мы по всем сегментам бизнеса – начиная от малого и микробизнеса и заканчивая крупнейшим бизнесом по действующим кредитным договорам, подняли   процентную ставку. Понимая, что мы ответственны за тех клиентов, которые с нами работают, мы большую часть нагрузки взяли на себя. На наш взгляд, это справедливо, потому что мы отвечаем за надежность банковской системы и нам нужно было надежно и достойно пройти этот сложный период. Если говорить про текущий момент, то ключевая ставка Центробанка составляет 11% годовых, с начала года она снизилась на 6,5%. Но надо отметить, что на текущий момент тенденция к снижению стоимости кредитных ресурсов замедлилась. В течение, наверное, уже трех недель никаких предпосылок к снижению стоимости у нас нет.

– А по повышению стоимости?
– Повышения стоимости кредитных ресурсов мы также на текущий момент не ожидаем. Что касается ликвидности в банковской системе, я могу говорить только за Сбербанк – у нас ликвидности достаточно как рублевой, так и валютной.

– Есть ли какие-то новые кредитные продукты, поскольку часть продуктов, насколько я понимаю, ушла из обихода?
– У нас остались практически все продукты для среднего и крупного бизнеса, а в части малого и микробизнеса мы свернули только проект «Бизнес-старт». Больше никаких кредитных программ не заморожено. Кроме того, вышли на передний план продукты, которые существовали и раньше, но клиенты использовали их нечасто. Например, это хеджирование валютных рисков. Наши клиенты по-прежнему вынуждены приобретать сырье, какое-то оборудование на внешнем рынке, а волатильность на валютном рынке по-прежнему высокая. Они должны застраховать свои риски и понимать, сколько им нужно купить валюты для того, чтобы оплатить контракт, например, в феврале следующего года. В этом случае мы предлагаем ряд инструментов по хеджированию валютных рисков – это свопы, форварды, валютные опционы.

Есть, например, так называемый бивалютный депозит, который позволяет нашим клиентам входить в депозитную схему в рублях, а выходить из нее в валюте и фиксировать, при каком курсе рубли переходят в другую валюту. Например, 1 декабря мне понадобится 100 тыс. долларов. Я предполагаю, что курс при этом будет 80 руб. за доллар. И как только курс переваливает за 80 рублей, депозит переводится в другую валюту. Если же он остается ниже 80 рублей за доллар, депозит остается в рублях, и наш клиент просто покупает валюту по нижнему курсу. Но что важно – за этот период он получает по депозиту проценты примерно в два раза выше, чем стоимость по стандартному депозиту. В период, когда была очень большая волатильность, в 1 квартале 2015 года, у нас стоимость по бивалютным депозитам доходила до 20–25% годовых. Таким образом, наш клиент, который воспользовался бивалютным депозитом у нас, еще и заработал на том, что застраховал свои риски.

– Выросли ли просрочки по кредитам, есть ли необходимость по реструктуризации, и если да, то какие схемы вы сегодня готовы предложить парт­нерам?
– Если говорить про кредитный портфель среднего и крупного бизнеса, то в сравнении с прошлым годом у нас удельный вес просроченных кредитов не изменился. Мы стараемся по этому сегменту клиентов все кредиты реструктуризировать. Но здесь важно, чтобы собственники бизнеса сохраняли партнерскую позицию в отношении банка даже после того, как они оказались в сложной финансовой ситуации. Если мы видим, что собственник и руководство предприятия нас не обманывают и действуют добросовестно, выполняя предложения банка по реструктуризации кредита, тогда мы, конечно, идем навстречу. Инструментов достаточное количество как в досудебной, так и в послесудебной практике. По малому и микробизнесу удельный вес просроченной задолженности у нас вырос. Этот сегмент бизнеса, так мы оцениваем, больше пострадал…

– Потому что это сфера торговли и услуг. А оттуда деньги ушли…
– Да, это транспорт, торговля, услуги, мелкое строительство.
По этим клиентам подход с точки зрения прозрачнос­ти бизнеса, добросовестности клиентов точно такой же, как в среднем и крупном бизнесе. И здесь мы всегда идем навстречу нашим парт­нерам. И еще по малому и микробизнесу есть более шаблонные, более оперативные, я бы сказал, решения, когда мы пролонгируем, переносим платежи. Даже если есть просрочка по основному долгу, по процентам, мы выстраиваем новый график.

– Раньше Сбербанк активно проводил обучающие программы для своих клиентов, для бизнесменов. В текущей экономической ситуации обучение, наверное, еще более востребовано. Эти программы будут продолжены?
– Этот проект у нас только набирает обороты. Если раньше мы проводили 2–3 семинара в месяц, то сейчас проводим до 10 семинаров для наших клиентов. У нас есть несколько партнеров как региональных, так и федеральных. Как это происходит? У нас есть, например, Центр   развития  бизнеса – офис по обслуживанию корпоративных клиентов на ул. Дерендяева, 25 с конференц-залом и несколькими переговорными, достаточно крупными, чтобы там можно было вместить большое количество клиентов. Мы делаем рассылку по клиентам с предложением принять участие в семинаре. Причем это не рассказ о том, а какой у нас хороший интернет-банкинг или какая у нас удобная и самая недорогая инкассация. Основная тема – это реальные бизнес-тренинги про лидерство, управление персоналом, финансовый менеджмент, работу с налоговыми и госорганами. Некоторое время назад мы рассказывали о проекте «Деловая среда», где предпринимательское сообщество может, не «наступая на грабли», посмотреть, что и как работает, позаимствовать опыт коллег в онлайн-режиме. Это примерно то же самое, только в живом общении.

– Эти программы и семинары распространяются только на действующих клиентов Сбербанка?
– Конечно, нет. Они открыты как для действующих, так и для наших потенциальных клиентов, которые пока еще не определились.

– Не становится ли вам грустно от того, что все меньше и меньше приходится общаться с клиентами тет-а-тет? Все больше и больше услуг уходит в онлайн? И есть ли в связи с этим сокращение клиентских менеджеров и фронт-офиса в целом?
– Мы примерно такие же вопросы себе задавали, когда у нас внедрялись онлайн-сервисы в розничном блоке, например, по зарплатным проектам, по картам, проведению расчетов через «Сбербанк Онлайн». И казалось, да, клиентов в банк приходит меньше. Но за счет этого мы можем предоставить им больше удобных сервисов. В корпоративном блоке мы как раз считаем, что за счет этой онлайн-открытости и за счет удаленных сервисов мы можем дотянуться до тех клиентов, которые раньше оставались в стороне. А что касается работы с теми клиентами, которые раньше всегда ходили в филиал, чтобы что-то купить или что-то обсудить с клиентским менеджером... не думаю, что мы их потеряем. Потому что чем меньше клиент думает о банке с точки зрения решения каких-то текущих задач, тем комфорт­нее ему работается и меньше желания «смотреть по сторонам», отвлекаться на другие банки. Поэтому мы не боимся, что потеряем поток клиентов или перестанем понимать их потребности.

Беседовал Олег Прохоренко

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 


Также читайте