Этот город нарисован
В городе появились первые ростки…. «дымки». Клуб маркетологов при ВТПП еще несколько месяцев назад предложил раскрасить дома и улицы Кирова по мотивам дымковской игрушки. Творческий процесс начался: первый объект – стела с надписью «Киров» - уже готов. Казалось бы, город будет ярче. Однако, не все однозначны в своих суждениях.
Вопросы:
1. Видели ли вы уже первые результаты проекта и знаете ли о его существовании?
2. Вызовут ли рисунки интерес у жителей города, у гостей, а может быть, и у инвесторов? Каковы плюсы и минусы проекта?
3. Почему для узоров выбрана именно «дымка»? Согласны ли вы с этим?
4. Какие бы вы лично могли предложить идеи для того, чтобы сделать город ярче и интереснее?
Алексей Обжерин, руководитель клуба маркетологов при «ВТПП».
1. На данный момент пока раскрашен только постамент с буквами «Киров» на Победиловском тракте. Когда люди едут с аэропорта, их эта стела очень радует. Отзывы у нас есть. Сейчас планируется покраска входа в парк им. Кирова. Этот проект был задуман еще в прошлом году: мы его согласовывали, искали волонтеров, теперь осталось найти спонсора. Если все пойдет по плану, то где-то к началу июля входная группа будет готова.
2. Сферу туризма можно сравнить с малым бизнесом: толку пока немного, но развивать нужно. Это я к тому, что даже если мы выполним все задуманное, вряд ли туристы толпами поедут смотреть на это чудо. Но все, кто приедет, в любом случае будут на это реагировать, и наш город получит определенную долю пиара. Главный же итог заключается в том, что эта идея объединяет людей. Наш город все считают серым, унылым, разобщенным. А сейчас мы - одна команда. Наш проект имеет очень большой позитивный отклик. Процент проголосовавших «за» зашкаливает: по нашим опросам это не просто 50/50, а больше половины населения города.
3. Кто-то говорит, что «дымка» — это чересчур патриархально и не нравится большей части молодежи. Но «дымка» – это мощнейший бренд Кировской области, который существует уже около 400 лет. Конечно, можно просто художественно оформлять дома, но в этом случае мы потеряем свою уникальность. «Дымка» же выделит нас среди остальных. Это своеобразная конкуренция, в том числе и между городами: чтобы быть непохожим, нужны очень большие ресурсы. А у нас есть бренд, который мы не используем. И вряд ли мы сможем придумать еще что-то более сильное. К тому же «дымка» сегодня — это очень современно. К примеру, в строящейся у нас гостинице «Hilton» входная группа будет оформлена именно под «дымку», современные дизайнеры в своих показах мод также обращаются к этой теме.
4. В нашем проекте всего четыре направления. Во-первых, мы хотим разукрасить дома, причем, желательно на тех улицах, которые видят наши гости – на Комсомольской, в центральных частях города. Браться будут только дома коробочного типа, но ни в коем случае не те, которые имеют архитектурную ценность. Дальше за буквами стелы «Киров» мы хотим поставить фигуры больших дымковских игрушек, которые бы встречали всех гостей города с хлебом-солью. Наше третье направление — поверхности вдоль железнодорожного полотна (трущобы, заборы). И четвертое — заборы и будки в самом городе.
Андрей Мозжевитинов, координатор всероссийского общественного движения «Суть времени» в Кирове.
1. О проекте я узнал недавно и совершенно случайно.
2. Я сомневаюсь, что кто-то пожелает приехать к нам только для того, чтобы посмотреть на расписные дома, но если такие люди будут, то я только рад. Не думаю, что на этом нужно делать акцент. Город Киров — это большой промышленный центр. А попытка создать из него заповедник старины выглядит как минимум странно. Это же прямая деградация. Я понимаю, если бы эти тенденции присутствовали среди прочих направлений жизни города, однако «дымка» преподносится нам, как самое главное - как наш бренд. С ней сегодня связывают образ города. Получается, нам не нужно развития: нужно вернуться к старине и на этом остановиться.
3. Ничего плохого в самой дымковской игрушке, конечно, нет. Особенно если рисунки будут красивыми и эстетичными. Но очень символично то, что таким образом происходит процесс насаждения Вятки взамен Кирова. Что в первую очередь разрисовали? Надпись «Киров». Но Киров отличается от Вятки — это совершенно другая концепция города. С того момента, как был пройден вятский период, город разросся, стал промышленным, культурным, научным центром. Однако сейчас никакого образа будущего для города не предлагается — есть попытки лишь поменять что-то внешне и выдать это за новое. Обращение к своим корням и традициям — это замечательно, но должно быть и развитие. Видимо, и у самих чиновников нет никаких идей.
К сожалению, сегодня не рождаются поколения художников, которые могли бы адекватно отвечать на вызовы времени, творчески осмысливать настоящую эпоху. Поэтому нам и приходится обращаться к прошлому. Сейчас у некоторой части элиты есть запрос на какую-то идентичность, прежде всего, вызванный тем, что они отвергают идентичность советскую. «Дымка» же — это первое, что приходит в голову. Это ярко, красочно и нейтрально — никого не обижает. Этот бренд подходит для очень широкого круга людей. Однако, как я уже говорил, он не содержит четкого образа будущего города.
Идеи для улучшения облика города я могу предложить самые простые - уборка и ремонт. Эти две вещи уже радикально улучшат облик города. Тут ситуация как с собственной квартирой - если в доме грязь и разгром, то разумнее будет сначала мусор убрать и дыры в полу заделать, а уже потом решать, в какой цвет дверь покрасить — дымковской ли росписью или как-то по-другому. Но это конечно, если квартира своя, а не чужая.
Дмитрий Шиляев, арт-директор «Галереи Прогресса».
1. Я видел разрисованную стелу. Но я бы поставил вместо слова «Киров» слово «Вятка». Или отдельную стелу со словами «Хлынов-Вятка-Киров». Я сторонник того, что русскому человеку необходимо постоянно напоминать о его истории, чтобы он знал, что цивилизация не только сегодня родилась. Но к самому проекту я отношусь неоднозначно, потому что такая идея не должна быть навязчивой. Уличная культура должна впитываться в пространство, и ее не должно быть много, а заниматься этим должны профессионалы. Нужно обязательно собрать художественный совет из творческих людей, которые мыслят в контексте XXI века. Туда должны войти художники, дизайнеры, архитекторы. При этом их личности не должны лоббироваться кем-то.
2. Задача по привлечению туристов изначально сложная. Ее решение не может занять 1-2 года. На это могут уйти десятки лет. Одна «дымка», нарисованная на 2-3 домах, точно ничего не решит. Я спрашивал людей однажды, почему они к нам не едут, они мне совершенно искренне ответили: «Хотите вернуться в прошлое, езжайте в Киров». Прошлое прекрасно, но нужно дать ему новую обложку. А для этого нужен капитан, человек, который все соберет в одну точку.
3. Я люблю народную культуру: лично мне она помогает, объясняет, поддерживает, она понятна и детям и взрослым. Я считаю, что народу необходимо помнить о своих корнях. Человеку необходимо показать, что он – русский, что у него есть предки, которые трудились и сделали очень много для того, чтобы мы жили комфортно. Если отмотать нашу историю лет на 100 назад (сходить, к примеру, в краеведческий музей), то можно увидеть тех, кто сидел в лаптях зимой или в грязи по колено. Мы должны это знать, чтобы понимать, как комфортно нам сегодня живется.
4. У меня есть одна давнишняя идея – о велодорожках. На это нужно немного денег: необходимо просто расчертить велосипедные маршруты цветными линиями и обозначить эти же маршруты на информационных стендах. Чтобы быть счастливыми, на самом деле, не нужно иметь миллионы и миллиарды, нужно наслаждаться тем, что у тебя есть. У нас есть музеи, прекрасные люди, театры…. Это все прекрасно.
Валентин Пугач, ректор «Вятского государственного университета»
1. Нас каждый день окружает так много серости, что душа просит ярких образов, узнаваемых цветов. С другой стороны с ними нужно обращаться очень осторожно: все должно быть сделано со вкусом. Поэтому к этому процессу требуется привлекать специалистов с соответствующим образованием, желательно на конкурсной основе, чтобы они соперничали друг с другом, проявляли креативность.
2. Думаю, наш город станет известнее благодаря дымковским мотивам. Если он будет ярче, колоритнее смотреться, в нем появится желание чаще бывать. Безусловно, это не единственная причина, по которой к нам могут поехать туристы. Если у нас во всем будут проявляться вкус, эстетика, позитив, то появятся и чистота на улицах и улыбчивость в людях. Чем больше у нас будет интересных мест, увлекательных заведений, тем больше туристов будет с желанием приезжать в наш город.
3. Эти цвета и образы прочно ассоциируются с Кировом и Вяткой. Это наш бренд, наше достояние. Я думаю, «дымка» с ее расцветкой рождалась долгими темными зимними вечерами, когда все вокруг было мрачно и серо. Мастерицы древности таким сочетанием цветов и такими образами оживляли свою жизнь, добавляли в нее красок, будили воспоминания о том, что придет весна и снова будет солнышко.
4. В городе должно быть больше интересных архитектурных объектов, малых архитектурных форм, должно быть что-то незабываемое, что придаст ему прекрасный вид. У нас в России города так похожи друг на друга, что редко, когда приезжаешь, сразу можешь определить по архитектурным зданиям, где ты находишься. Везде однотипные хрущевки, панельные дома и стандартные городские площадки и улицы. Нам нужно срочно избавляться от этого унылого наследия «совка». Я не думаю, что кто-то против этого: неужели кого-то радуют стандартные пятиэтажки? Если кому-то нравится, для них можно оставить что-то вроде заповедников. Сейчас же речь идет о новом прочтении старых традиций, о новых арт-решениях.