Гори синим пламенем (видео)
В Кировской области опасные медицинские отходы сжигаются на территории несанкционированной свалки.
В редакцию «Бизнес Новостей» поступила информация, что на несанкционированной свалке в Юрьянском районе фирма «Аврора» сжигает опасные медицинские отходы без надлежащего контроля со стороны персонала. Самое интересное, что руководство полигона заявляет о своей якобы неосведомленности деятельностью «Авроры», арендующей у него часть территории.
Вход не воспрещен
Для утилизации, а попросту сжигания, медицинских и прочих отходов компания «Аврора» занимает небольшой участок земли в Юрьянском районе на правах аренды. Он находится на территории полигона ТБО, владельцем которого числится компания «Ирина».
- Эта территория нам предоставлена по соглашению с главой района Алексеем Потапенко, - объясняет директор «Авроры» Константин Окулов.
Однако сам глава района никакого разговора с Константином Окуловым «не помнит». И вообще был удивлен сообщением редакции о том, что вблизи Юрьи, оказывается, кто-то утилизирует медицинские отходы. При этом директор «Ирины» Анатолий Козловских признает факт существования юридически оформленного договора с экологической компанией. Правда, тоже сослался не свою неосведомленность по поводу утилизации опасного больничного мусора. Якобы потому, что отношения оформлял прежний директор и учредитель фирмы Алексей Горбунов.
Кстати, полигон ТБО, на территории которого расположен утилизатор «Эко-Ф2», принадлежащий «Авроре», полигоном назвать сложно. Компания «Ирина» не имеет лицензии на осуществление своей деятельности. Зато имеет установленные региональной службой по тарифам расценки за пользование площадями свалки. Помимо тарифа, официальным атрибутом работы «Ирины» в Юрьянском районе считается пропускной пункт. Все, кто приезжает выбрасывать туда мусор, обязаны отметиться у охраны и оплатить свое проникновение на свалку. Исключение сделано только для частных лиц, которые могут свободно проникать на территорию импровизированного полигона и выбрасывать все, что привезли.
По сути, это означает, что практически любой человек по пути на свалку проезжает мимо находящегося вдоль дороги квадрата 10х10 метров, огороженного зеленым щелястым забором. Именно за этим забором и происходит сжигание инфицированных и потенциально инфицированных продуктов работы больниц: всевозможных бинтов, предметов со следами крови, патолого-анатомических отходов, органов и тканей, оставшихся после операций и т.д.
Не удивительно, что так называемая охрана «Ирины» не обратила никакого внимания, когда редакционный автомобиль проехал на полигон и остановился рядом с владениями «Авроры».
- У нас есть охрана, а на месте постоянно находится специалист, который контролирует работу установки, - уверял нас на следующий день после посещения свалки директор «Авроры» Константин Окулов. - Когда вы приехали, оставалась одна зола и дыма практически не было. На этой стадии крышка установки открывается, чтобы подготовить аппарат к загрузке следующей партии отходов.
Однако редакционная видеокамера запечатлела совершенно другую картину: черный дым, сильное пламя и гору наваленных рядом с открытым утилизатором пакетов. На испачканных кровью мешках с надписью «рискованные отходы класс Б», вопреки требованиям СанПина, не было штампа с названием медицинского учреждения, подразделения и фамилией сотрудника больницы.
Некоторые из них были сильно припорошены снегом, еще одна горка пакетов с аналогичными надписями лежала на противоположном конце худо-бедно огороженной территории. Также под открытым небом. Никакого специалиста, который, как заявляется, следит и контролирует, за полчаса пребывания рядом с местом сжигания, мы не обнаружили. И, ко всему прочему, в инструкции к установке-утилизатору ни слова не сказано о том, что догорать отходы должны с полностью снятой крышкой.
Главное - цена
Наш автомобиль остановили лишь тогда, когда мы попытались покинуть свалку. Неопрятного вида сторож попросил денег. Документы его не интересовали.
- Мы ни шагу не делаем без соблюдения законодательства, - на столе в кабинете Константина Окулова передо мной лежит кипа документов, из которых следует, что компания прошла все необходимые экспертизы и согласования, что звонки в редакцию с сообщениями об их якобы незаконной работе ни что иное как происки конкурентов, а мы, журналисты, все неверно поняли.
А потом Константин Юрьевич рассказывает, как много бюджетных средств удалось сэкономить больницам. Некоторые из них выбрали «Аврору» в качестве партнера самостоятельно (если сумма контракта была менее 100 тыс. рублей).
К примеру, главный врач кировской горбольницы №5 Ольга Магомедова, говорит, что ими был проведен мониторинг цен предприятий и заключен договор именно с «Авророй». Примерно то же самое рассказали и в областном эндокринологическом диспансере, сославшись на то, что фирма предоставила всю документацию, необходимую для заключения договора.
Другие больницы, по словам руководителя экологической компании, формировали государственный заказ с помощью тендера правительства области.
- Например, СПИД-центр? - спрашиваю Окулова.
Собеседник мнется, но факт сотрудничества с упомянутой больницей не опровергает. Если сотрудничество действительно имеет место, речь может идти об отходах класса В - чрезвычайно опасных, для которых аппарат «Эко-Ф2» явно не предназначен. Только в самом СПИД-центре сказали, что договора с «Авророй» у них нет. Кстати, в пресс-службе департамента здравоохранения области опровергли тот факт, что в аукционах, которые проводились на 2012 год по утилизации медицинских отходов, фигурировала компания «Аврора». Или, по крайней мере, не припомнили.
К слову сказать, у «Авроры» нет лицензии конкретно на утилизацию медицинских отходов. Теперь, согласно нормативным документам, достаточно обладать лицензией на утилизацию мусора в принципе. Это результаты пробела в законодательстве, поясняет и.о. начальника областного управления Роспотребнадзора Валерий Изместьев.
Не аукнулся бы только этот пробел для людей и экологии чем-нибудь непоправимым.
Надежда Курнакова
kurnakova_1985@mail.ru