Город должен обновляться
В наступившем году в связи с принятыми изменениями на строительном рынке себестоимость жилья может вырасти на 7-8 процентов. Объемы же его ввода увеличиваться вряд ли будут — спрос не такой большой. Об этих и других тенденциях в строительной сфере «БН» рассказал соучредитель компании «Алтай-Сервис» Антон Суслов.
- Антон Валерьевич, ставки по ипотеке с начала года выросли. По мнению экспертов, это может привести к росту цен и падению спроса на рынке жилья. На ваш взгляд, это так?
— Ставка по ипотеке не связана с ростом цены на недвижимость. Ее повышение влияет только на бюджет заказчика. Конечно, есть разница в том, берешь ты ипотеку под 7% или под 15%. Люди будут серьезно задумываться.
Цена недвижимости определяется другими параметрами: стоимостью материалов, услуг, земельного участка. Так, рост цен на строительные материалы каждый год составляет от 5 до 10% (если, конечно, не происходит каких-то инфляционных процессов, связанных с резкими скачками доллара).
Кроме того, на стоимость недвижимости повлияет повышение ставки НДС с 18 до 20%. И еще один важный момент: с июля все строительные компании, работающие по системе долевого строительства, будут обязаны переходить на эскроу-счета. Порядок ценообразования каждый застройщик определяет, исходя из прямых затрат. На сегодняшний день застройщик строит объект, тратя собственные денежные средства и средства дольщика. После июля 2019 года будут тратиться средства банка, то есть кредитные средства, а кредиты, как вы знаете, бесплатными не бывают.
- Насколько в результате этой новой схемы может подняться себестоимость жилья?
- Процент плавающий. Чем больше денежных средств дольщиков оседает на счетах и чем выше стадия строительства, тем ниже процент. В среднем, я думаю, это будет порядка 7-8%.
- Банки сегодня готовы кредитовать строительный рынок?
— Это решение принято на законодательном уровне таким образом, что банк в любом случае будет выигрывать. Если задаться вопросом о том, а надо ли было это делать, то я в этом не уверен. В последние два года сфера строительства находится в очень жесткой системе мониторинга. После выдачи застройщику разрешения на строительство его проверяет специальная комиссия, которая в течение месяца выдает разрешение на принятие договоров долевого участия. Она проверяет компанию по самым разным параметрам: делает запросы в налоговую, выясняет, нет ли задолженности по заработной плате, не заведено ли каких-либо уголовных дел. Совокупность этих ответов приводит либо к положительному, либо к отрицательному решению.
Потом застройщик проходит ряд проверок со стороны прокуратуры и других инстанций: они должны удостовериться, что компания тратит средства дольщиков только на конкретный объект. Если застройщик эти требования не выполняет, если он задерживает сроки строительства или направляет денежные средства на другие объекты, может наступить уголовная ответственность. Поэтому я не думаю, что есть здравомыслящие руководители, готовые нарушить данные требования. Прикрывать эти жесткие меры еще и банком — это уже как бутерброд, намазанный маслом и еще раз намазанный маслом. Если человек один раз нарушил закон, он и второй раз может его нарушить. Вне зависимости от существующих законов.
- Каким образом?
— Злоумышленник найдет лазейки в любом законе. Ему неважно, что это может закончиться уголовным преследованием. Если изначально кто-то решил, что дом не будет достроен, он не будет достроен.
Кроме того, законодательство может поменяться в процессе отведенного времени на строительство. Например, строительная компания начинает строить дом в 2015 году, а в 2016-м вступает в силу какой-то новый закон. Но дом уже строится ни один месяц, поэтому получается, что застройщик попадает в рамки существующего ужесточения, но уже с имеющимися нарушениями. А к моменту сдачи дома может случиться так, что недобросовестный застройщик будет иметь ряд нарушений. Поэтому и появились лица, которые попали в самую первую очередь банкротов. Я считаю, тот, кто по новому законодательству соберется брать разрешение на строительство, будет делать это более обдуманно, тем более что рынок сегодня жестко регламентирует как цены, так и объемы строительного сегмента.
- Насколько, на ваш взгляд, эффективны меры, которые принимает правительство в решении проблем обманутых дольщиков?
— На мой взгляд, существующий инструментарий и законодательная база сильно ограничены. В целом подход правильный: дома обманутых дольщиков необходимо достраивать. Однако бесплатно этого делать никто не будет. И дольщик, который уже заплатил за будущую квартиру деньги, не готов вкладывать дополнительные средства в его достройку. Руководитель фирмы-застройщика, оказавшийся недобросовестным подрядчиком, уходит в места лишения свободы, а дом остается. Да, было принято решение выделять земли из казны под застройку частным организациям взамен на достройку проблемных объектов. Я бы с удовольствием поучаствовал в достройке того или иного дома: составил смету, утвердил ее в министерстве финансов, прошел госэкспертизу. Но нормальной земли среди предложенных участков я не видел, как и многие мои коллеги. Если бы они были, многие застройщики давно бы встали в очередь, чтобы принять участие в аукционе.
- А вы выходили с инициативой по этому вопросу?
— Выходим. У администрации есть, например, не только земли, но и какие-то непрофильные активы: имущественный комплекс, который мало эксплуатируется, ветхое жилье. Почему бы их не использовать в этой программе? Раз мы пришли к тому, что бюджет все равно пострадает от дольщиков, давайте расширим диапазон предложений.
- По данным Кировстата, за 9 месяцев 2018 года в регионе была введена 381 тысяча квадратных метров жилья. Это на 18 процентов больше аналогичного периода прошлого года. Рост кажется серьезным по сравнению с падением в строительной сфере по всей стране.
— Откуда такие цифры? По моему ощущениям, не могут объемы строительства вырасти на 20% в условиях кризиса. И это не только мое мнение: я общаюсь и с другими застройщиками. Да, у нас несколько крупных игроков на рынке, но они не продали вдруг всю свою недвижимость. У многих есть проблемы с реализацией. Я не скажу, что объемы не растут вовсе, они упорядочиваются. Спрос и предложение проходят определенную балансовую синхронизацию.
- И в этом году тоже не стоит ждать серьезного роста?
— А у нас разве республика Коми переселилась в город Киров? Или кто-то стал строить атомную станцию, благодаря чему к нам переехало много семей-инженеров? Нет, у нас ничего сверхъестественного не произошло, значит, и объемы строительства не должны сильно вырасти.
- В последнее время на градостроительных советах в администрации стал подниматься вопрос о том, что кировские застройщики должны быть более социально активными и, помимо постройки жилых комплексов, создавать также и какую-то инфраструктуру. На каких условиях вы могли бы пойти на это?
— Постройкой школ, детских садов, домов для инвалидов, больниц и других социальных объектов должно заниматься государство. Для этого мы платим налоги. Мы строим такие объекты, получая госзаказы по аукциону. Если муниципалитет выйдет на нас с интересным предложением, мы готовы будем его рассмотреть. К примеру, если город при коммерческой стоимости земельного участка в 1 рубль предложит нам его за 80 копеек с тем, чтобы на оставшиеся 20 копеек мы бы построили какой-либо инфраструктурный объект, мы готовы участвовать в таком договоре.
- А можно на первых этажах будущего дома уже на этапе проектирования заложить подходящие, например, для детского сада площади?
— Да, конечно. Но эти квадратные метры должны быть выкуплены муниципалитетом — нужен соответствующий договор. И эксплуатироваться они должны как муниципальный объект. В противном случае это превратится в частный детский сад, который может там и не открыться вовсе. То есть застройщик сделает проект, потратит на это деньги, сдаст дом с готовым детским садом, а тот окажется никому не нужным. С инициативой об этом на нас должен выходить муниципалитет.
- Также на градсоветах очень активно обсуждается проблема точечной застройки города. Какое ваше мнение на этот счет?
— Точечная застройка точечной застройке рознь. Есть улицы, которые имеют свободные земли, но их плотность настолько большая, что строить там сложно, так как разъезды и подъезды очень узкие. Поэтому точечная застройка там будет только напрягать существующую атмосферу.
Наш жилой комплекс «Циолковский», например, - тоже пример точечной застройки. Он расположен на почти гектаре земли напротив Цирка, при этом сам дом занимает всего 25% площади участка. Все остальное — прилегающая парковая зона с дорожками, фонтанами, скамейками и с выходом на Октябрьский проспект. Разве это плохо? Такая точечная застройка многим интересна. Город должен обновляться. Если мы этого делать не будем, у нас останутся только хрущевки.
- А что касается исторического центра?
— У нас есть муниципалитет, который должен решать этот вопрос. Я бы, как мэр города, выставлять землю в историческом центре на торги не стал. Там нужно развивать систему зеленых насаждений и парков, причем это можно делать даже при наличии небольших денежных средств.
- Для Кирова скоро будет разработана новая транспортная система. Этим займется Институт развития транспортных систем из Рязани. Возможно, будет изменена система работы светофоров, парковок, движения общественного транспорта. Что бы изменили вы?
— Начнем с того, что мы очень сильно отстаем от других городов в этих вопросах. Наши, к примеру, развязки ужасны. Сколько лет назад на улице Производственной было принято решение сделать объездную? Ее даже уже начали делать, потратили деньги, но не закончили. Кроме того, в Кирове есть улицы, которые можно расширить: ту же Производственную, улицу Воровского у здания администрации. При строительстве больших торговых центров необходимо предусматривать развязки и расширение дороги при въезде туда. У нас же принято говорить «нет денег». В городе даже нет линии для общественного транспорта. И о чем вообще можно вести речь, если у нас не делается даже элементарный минимум: машины, припаркованные в ненадлежащих местах и мешающие расчистке города, должным образом не эвакуируются. Наша организация может поучаствовать в градостроительных советах, что-то посмотреть, подсказать по развитию транспортной системы.
- Какие планы у вашей компании на этот год?
— Мы специализируемся на строительстве в основном по федеральным программам: детские садики, школы, центры культурного развития.
Параллельно строим жилые дома. Так, недавно сдали 17-этажный жилой комплекс «Богатырь» в центральной части города. Сейчас у нас все силы брошены на строительство школы в поселке Визинга в республике Коми, также мы готовимся к строительству двух детских садов в Кировской области. Жилой комплекс «Циолковский» — еще одна наша визитная карточка. Для нас важно не просто построить этот комплекс, а построить так, чтобы поддержать хорошую репутацию.
Досье
Антон Валерьевич Суслов, соучредитель компании «Алтай-Сервис».
Дата и место рождения: 4 апреля 1974 года, Киров.
Образование: высшее.
Карьера: с 1996 года является соучредителем компании «Алтай-Сервис». Компания начинала с поставок лесопродукции, потом была построена база, торговый центр (продажа строительных материалов). 6 лет назад компания начала заниматься стройками федерального и гражданского значения.
Увлечения: рыбалка, походы.
Любимая литература: историческая.
Любимая кухня: рыба, люблю готовить сам на русской печи.
Девиз: Построй свое будущее.