Идея: Технопарк для машиностроителей

05.03.2017 15:36:00 2594 0

В Кирове есть то, чего нет во многих других городах: крупные машиностроительные предприятия, чьи изделия котируются во всем мире. Однако практически все профильные заводы расположены в черте города, и возникает ощущение, что работают они изолированно друг от друга.

Где-то услышала идею о создании отраслевого технопарка – для вятских машиностроителей. Изучила мнение многих предпринимателей, работающих в данной отрасли, попытаюсь кратко изложить их. Подобные технопарки работают на территории России, а также в Китае, США, Германии и других странах, где расположены основные машиностроительные мощности. Что теоретически мог бы дать такой технопарк Кирову, насколько реально и актуально его создание, что нужно для реализации идеи в жизнь – несколько мыслей.

В чём суть

По своей сути технопарк – это разновидность недвижимости, имущественный комплекс, объединяющий научно-исследовательские институты, объекты индустрии, деловые центры, выставочные площадки, учебные заведения, а также обслуживающие объекты: средства транспорта, подъездные пути, жилые поселки, охрану. Такое определение дается в Википедии. Одно из предназначений технопарка – создание площадки для кооперации предприятий отрасли. Часть из них – основные инвесторы. В технопарке работа строится именно вокруг таких локомотивов и предприятий, обслуживающих более крупный бизнес (поставляющих им комплектующие или оказывающих какие-либо услуги).

Проект реализуется на условиях государственно-частного партнерства. Город или область выделяют землю, за счет бюджета строится инженерная, транспортная и другая инфраструктура. Инвесторы вкладываются в свои собственные производства на выкупаемой ими в собственность земле. Если власти заинтересованы в скорейшем развитии территории, то выделяется земля вокруг города и под строительство жилья для рабочих. Оптимальный вариант – прорабатывается вопрос о создании на территории технопарка низконалоговой зоны, как, к примеру, в Алабуге (Татарстан) или Калуге-Юг (Калужская область). Многие инвесторы рассматривают и Крым. Потому что там много налоговых преференций. А почему Киров нельзя сделать низконалоговой зоной? Если на территории промышленного парка будут еще и работать пониженные налоговые ставки, он может заполниться моментально. И не только за счет российских, но и даже иностранных резидентов. Главную выгоду от их присутствия в любом случае получит регион.

Сейчас одна из проблем бизнеса – отсутствие выделенных территорий для создания производств. Чтобы расширять линейку и объемы выпуска своей продукции, любому предприятию нужны дополнительные производственные площади, в которые рано или поздно любое развивающееся производство упирается. В Кирове такие территории найти крайне сложно. К слову, еще в 2013 году, по рассказу одного из предпринимателей, представители подразделения компании Mercedes подыскивали небольшую площадку, чтобы в Кирове начать сборку пассажирских микроавтобусов. Но видимо, так и не нашли. Если бы все повернулось иначе, сейчас бы по улицам Кирова не дымящие «ПАЗики» передвигались, а возможно, ездили бы импортные пассажирские микроавтобусы, которые приобретались бы городом по льготным тарифам или в лизинг.

Почему Киров?

Сейчас несколько мыслей по поводу того, почему такой парк должен появиться именно на территории, прилегающей к областному центру. Это идеальное место для машиностроительного технопарка с точки зрения логистики. Город расположен по центру между пятью основными федеральными округами, где сосредоточена основная промышленность, на пересечении нескольких железных дорог, среди которых самая главная – Транссибирская железнодорожная магистраль. Пересечение – федеральной трассы «Вятка» на Республику Коми и северные регионы, с автодорогой на Москву через Кострому и Нижний Новгород, через Пермь идет дорога на Екатеринбург и дальше на Восток... Уникальное географическое

положение и удобные транспортные связи, которыми нужно пользоваться. По своему местоположению Киров мог бы стать не только центром машиностроения, но и центром логистики. Логистические возможности Кирова очень напоминают, к примеру, город Эрфурт (Германия). На его территории сосредоточили в одном месте свои склады мировые бренды, потому что город равноудален от всех других регионов этой страны, находится на пересечении трех крупнейших автобанов. Правительство их региона предлагает целые территории под застройку, построили дороги, подвели воду, свет и даже газ у каждого застраиваемого участка, причем любого потенциального очень ждут в данных технопарках.



Транспортная доступность

В настоящее время в Кировской области создаются шесть промышленных парков («Игроград» в Кирове и промпарк в Вятских Полянах построены). Если первый работает достаточно эффективно, то ко второму есть претензии. Конечно, на то есть ряд причин: в близлежащем Татарстане полно технопарков по разным направлениям промышленности, и там огромный потенциал специалистов. По мнению многих предпринимателей, в Вятские Поляны специалисты не поедут работать. Хотя бы потому, что привыкли жить в крупных городах. Такие площадки удобны, например, для какого-нибудь автомобильного гиганта, который разместил бы там отверточную сборку, построил жилье для сотрудников, социальную инфраструктуру, как моногород. Тогда можно промпарк располагать удаленно.

Есть же отличная идея – создать лесопромышленный парк в Лузе: это лесной край, и Лузский ЛПК всегда был локомотивом развития того региона. И никто ведь не предложил создавать такой промпарк в Вятских Полянах, где нет леса. Так и в машиностроении – промпарк должен быть там, где живут специалисты.

И еще: владельцам бизнеса, желающим организовать технопарк в будущем, обязательно нужно регулярно знакомиться с опытом ведущих мировых держав. Если Германия является лидером в машиностроении, то надо туда ехать и изучать опыт, а затем лучшие практики внедрять на своей территории. Кстати, это всех сфер касается. Можно получать опыт и по содержанию дорог, которые тоже являются объектами инфраструктуры, развивающими регион. Например, использовать вместо песка с солью какие-либо другие реагенты либо одну соль, как это делается в Европе, только придется вовремя чистить улицы. У нас всю зиму город песком засыпают, а все лето этот песок собирают и вывозят, а жители нашего города, наши дети дышат этой пылью. За счет применения нового опыта возможно улучшить экологическую ситуацию.

Кооперация специалистов

Второй важный аспект для создания технопарка – консолидация кадрового потенциала. Во время рабочего визита в Киров премьер-министр Дмитрий Медведев заявил о кадровой проблеме в нашем городе. Технопарк поможет объединить лучшие умы. Многие опытные руководители согласятся, что в любой компании главное – не финансы, а мозги. В Кирове есть замечательные учебные заведения. К примеру, ценнейшие кадры воспитывает Опорный вуз. Однако выпускники часто уезжают работать в другие регионы и даже за границу, а нам надо сделать все, чтобы они оставались здесь, чтобы наши дети работали у себя дома, а не на чужбине. Специалистам нужны такие условия, чтобы у них и мысли даже не возникло искать себе другое место работы. Технопарки позволят это сделать.

Почему не аренда?

В Кирове есть компании, которые в аренду или в собственность предлагают участки земли для размещения новых производств, обещая при этом низкие тарифы на воду, тепло и электричество. Но по опыту других, уже построенных, технопарков в России технопарк нельзя привязывать к какому-либо месту. Его надо строить в чистом поле, здесь очень много нюансов. Один из них – нужно обязательно предусматривать возможности для развития инвесторов. К примеру, одному резиденту технопарка в Китае выделили земли в 4 раза больше, чем требуется для строительства производства. Пояснили: «Чтобы ты мог развиваться». Бесплатно подвели электричество и дали его по льготному тарифу на три года. Возможно, это одна из причин быстрого развития промышленности Китая. Если мы сейчас начнем вкладываться в инжиниринг и промышленность, то в перспективе создадим новые рабочие места нашим детям. Не за горами эра электромобилей, все гиганты автомобилестроения внедряют электродвигатели в серийное производство. По мнению некоторых специалистов, уже в ближайшие 5–10 лет спрос на нефть, возможно, будет падать и цена, соответственно, тоже. Если мы успеем максимально развить промышленность, то сможем потом пополнять бюджет за счет сегодняшних инвесторов. Мы многое можем производить превосходного качества, надо пользоваться этими преимуществами.

Вместо послесловия

…Любую проблему надо решать до ее появления, как, например, вводить карантин в школах до массовой эпидемии, чтобы наши дети не болели, так и технопарки строить тогда, когда они востребованы, чтобы развивать региональную промышленность. Опять обратимся к опыту других стран. В стране с высокоразвитым машиностроением, например, в Германии, на территории городов нет промпредприятий, все производство сосредоточено в промышленных зонах. Там об этом думали изначально, на стадии разработки градостроительного плана города. У нас так не получилось, и сегодня в Кирове много заводов, расположенных в городской черте. Факт есть, и надо думать не кто виноват, а что делать. Появление на периферии Кирова технопарка помогло бы решить проблему.

Юлия Усинская

Мнения

Олег Казаковцев,
сенатор Совета Федерации от Кировской области:


– Я – за любые идеи, только всегда нужно учитывать существующую реальность. Да, технопарк – вещь хорошая, но для реализации такого проекта нужно знать элементарную конкретику – число интересантов и суммы, которые инвесторы готовы вложить.

Вот вы говорите о предоставлении налоговых льгот резидентам. При этом нужно понимать состояние бюджета. Бюджет Кировской области полностью социальный, дотационный, лишних денег нет. И сегодня мы не можем предоставлять льготы выборочно: кому-то дать, а кому-то нет. Если говорим о льготах для всех машиностроителей, то и предоставлять нужно всем машиностроителям. В таком случае поступления по налогу на прибыль в областной бюджет снизятся, поэтому прежде чем говорить о льготах, нужно найти варианты, как компенсировать эти расходы бюджета.

Вы говорите о сложностях с доступом к земельным участкам. Такая проблема действительно существует: сегодня ни у муниципалитета, ни у области земель вокруг города практически нет – все они находятся либо в частной, либо в федеральной собственности. У нас не низкие тарифы на воду, тепло, электроэнергию, все согласовательные процедуры идут долго, и эту монополию надо рушить. Проблемы есть, и решать их нужно совместно, в том числе бизнесу действовать активнее. У нас работает Кировское реготделение Союза машиностроителей России. С ними тема обсуждалась? Я уверен: если соберутся 10 предпринимателей и придут с конкретными предложениями к губернатору, получится конкретный диалог. Лично я готов помогать предпринимателям доводить идеи до логического конца. Речь о конкретных проектах, в которых бизнес заинтересован.
 

Николай Липатников,
Президент Вятской ТПП:


-  К формированию идеи организации технопарка нужно подходить крайне взвешенно. Это должно быть обоюдное решение бизнеса и власти. Во-первых, необходимо проанализировать возможность использования простаивающих производственных мощностей на действующих предприятиях машиностроительного комплекса. Во-вторых, изучить потребности предприятий, которые проходят или проходили путь создания собственного производства с ноля. В-третьих, я солидарен с теми предпринимателями, которые считают, что за создание условий для эффективного развития промышленного потенциала территории должна нести ответственность власть. Это касается и выделения земельных участков под расширение производства, и использования всех тех форм поддержки, которые сегодня возможны.

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 


Также читайте