Игра в дефолт
«Цены на товары в России вырастут, поскольку и доллар, и евро упали практически одновременно друг за другом», - заявил на прошлой неделе Алексей Улюкаев, заместитель председателя Центробанка. Кроме того, в этом будет виноват технический дефолт в США, который может произойти в ближайшее время, если американский президент не убедит конгрессменов увеличить потолок госдолга страны. Министр финансов США сказал, что такая ситуация может привести к крупнейшему экономическому кризису, который затронет весь мир. Однако часть экспертов усматривает в этих словах только очередную политическую игру.
Анатолий Меркулов, заместитель управляющего кировского отделения Сбербанка России
Сергей Яворский, руководитель консалтинговой компании «Академия финансов», независимый финансовый аналитик
Владимир Сысолятин, генеральный директор «Нововятского лыжного комбината», и.о. гендиректора «Кировлеса»
Валентин Пугач, ректор Вятского государственного университета
Илья Прозоров, заместитель председателя правления банка «Хлынов»
Стержень не сломается
Анатолий Меркулов:
- Настолько развитую, настолько мощную экономику, как в США, вряд ли может настигнуть дефолт. Это, конечно, мое субъективное мнение. Улюкаев в плане подобных прогнозов больший профессионал. Но в России привыкли на всякий случай преувеличивать риски. Конечно, теоретически дефолт возможен, но на практике США никогда не допустят этого. Мне кажется, это нереально.
Сергей Яворский:
- Для начала надо понять, что такое дефолт и почему такая ситуация сложилась в США. А потом уже ответить на вопрос, при чем тут Россия. Предвещать начало какого-либо кризиса можно сколько угодно и гипотетически все возможно. Но что такое дефолт? Это невозможность какой-либо компании или государства оплатить свои долги. На сегодняшний день, несмотря ни на какие противоречия, рейтинг всех американских долгов остается одним из самых высоких в мире. Рядом с США на этой вершине находятся такие страны, как Швейцария, Великобритания и Япония. Поэтому технический дефолт в этой стране вряд ли возможен.
Валентин Пугач:
- Может и так, но если вдруг что случится, мне кажется, России грозит не просто повышение цен, всему миру грозит финансовая катастрофа. За последние 40 лет мировая экономическая система держалась благодаря своему стержню - США. И если вдруг сейчас это звено даст сбой, могут обрушиться все финансово-кредитные системы ведущих стран мира.
Сергей Яворский:
- А почему же, по-вашему, сейчас ставятся под сомнение кредитные возможности США? Дело в том, что такому отношению предшествовала предвыборная политика президента страны Барака Обамы. Он же обещал бедным рай на земле: и бесплатное медицинское обслуживание, и бесплатное образование, и множество льгот. И все за счет дотаций из бюджета. Против такой политики восстали конгрессмены - им, естественно, невыгодно, чтобы страна, которая 300 лет строила капитализм, вдруг резко изменила курс в сторону социализма. Сегодня около 60% средств бюджета США запланированы на социальные реформы, ради которых избрали Обаму. Между ним и конгрессом идет спор: либо президент откажется от реализации задуманной программы, на которую не хватает денег, либо он будет настаивать на продолжении реформ. Но вроде бы они уже нашли компромисс. В любом случае, если в США произойдет технический дефолт, максимум, чем он грозит - это тем, что около недели нельзя будет обменять облигации на деньги.
Владимир Сысолятин:
- И все же дефолт должен сказаться на российской экономике, хоть его и называют «техническим». Но я думаю, что конгресс все же одобрит поправки, касаемые увеличения потолка госдолга. А в целом во всех этих спорах, мне кажется, больше политики, чем экономики. Идет очередная борьба интересов.
Илья Прозоров:
- Согласен с вами. Экономика США - самая крупная в мире. Четверть мировой экономики - это США. Доллар остается главной мировой резервной валютой. Естественно, Россия сегодня также интегрирована в мировое экономическое хозяйство и также держит свои активы, в том числе, и в облигациях США. Поэтому американский дефолт в той или иной степени аукнется и у нас. Для России это плохо уже тем, что может резко снизиться инвестиционная деятельность, которой сегодня так много внимания уделяет государство. Что касается личных сбережений, то здесь нужно просто грамотно их диверсифицировать. Если у вас есть, что делить, то лучше оставить часть в евро, часть в долларах, а часть - в рублях. Проблемы могут быть у каждой валюты, а принцип «не хранить яйца в одной корзине» актуален всегда.
Это всего лишь игра
Анатолий Меркулов:
- Да, суть неразберихи в том, что президенту США сегодня надо прояснить некоторые моменты взаимодействия с сенатом. Даже министр финансов заинтересован в том, чтобы «напугать» всех. Это очередная политическая уловка. Конечно, чтобы в этом убедиться, необходимо провести глубокий анализ, для которого нужна достоверная информация. Не имея ее, очень сложно о чем-то говорить. В целом же в нашей экономике ситуация сегодня достаточно стабильна. Никогда нельзя исключать возможность каких-либо катаклизм, как в политической, так и в экономической жизни, но в том, что грядет очередной кризис, я сильно сомневаюсь, во всяком случае, в ближайшем году его точно не произойдет.
Валентин Пугач:
- А мне кажется, симптомы кризиса налицо. То, что происходит сегодня в США, говорит о том, что шума без огня не бывает. Помните, перед началом кризиса 1998 года поступала подобная информация - ничего не замалчивается. Тогда тоже кто-то задавался вопросом, как макроэкономические показатели могут отразиться на реальной жизни. Однако случилось то, что случилось. Сейчас мы, наученные горьким опытом, должны внимательнее относиться к любым опасным сигналам о состоянии американской экономики.
Илья Прозоров:
- Говорят об этом много. Некоторые, например, утверждают: для того, чтобы избежать дефолта, США придется резко сокращать расходы. Это отрицательно отразится на американской экономике, ввергнет ее в рецессию и может привести к новому финансовому кризису. Но такое представление очень схематично и вряд ли воплотится в реальности. В целом сегодня чувствуется некоторая нервозность на финансовом рынке. Инвесторы занимают выжидательную позицию, наблюдая за дальнейшим развитием событий в США. Вероятно, статус-кво на рынке сохранится до момента, когда там будет достигнут консенсус по вопросу увеличения верхней границы госдолга. Кроме того, некоторые международные рейтинговые агентства предупреждают о возможности понижения кредитного рейтинга США. Это означает, что десяткам крупных американских компаний станет труднее и дороже занимать деньги. Это весьма симптоматично для экономики США. Однако все это, конечно, не является ни показателями, ни предпосылками к очередному мировому финансовому кризису. Это только закономерная, вполне адекватная реакция рынка на проблемы в крупнейшей мировой экономике.
Сергей Яворский:
- Только каждый в этих изменениях ищет выгоду для себя. К примеру, вспомните недавний ипотечный кризис в США в 1998 году. Американские банки, работая по ипотеке, сначала выдавали кредиты только гарантированно платежеспособным клиентам, но потом, стремясь больше заработать, они уже особенно не выбирали. Под каждый ипотечный кредит стали выпускаться облигации, под которые их держатели получали новые кредиты, идущие на финансирование ипотеки. Началось создание «виртуальных» денег, и эта сумма по непогашенным обязательствам достигла критической массы. Что же произошло: у американцев началась «мания» — сначала все набрали ипотечных кредитов, а потом не смогли по ним заплатить. Банки и ипотечные корпорации стали выставлять такие залоговые дома на продажу по меньшей стоимости . Платежеспособные клиенты стали отказываться от своей более дорогой недвижимости и покупать то, что банки выставляли по невыплаченным долговым обязательствам. В итоге практически все облигации стали неплатежеспособными, и в США случился ипотечный кризис. А в России не было предпосылок для кризиса 2008 года. Эту ситуацию в США российские банки и коррупционеры использовали для передела собственности: перестав кредитовать отечественный бизнес, банки создали все условия для захвата крупных предприятий и промышленных компаний.
Также и сейчас российские банки и чиновники могут подвести очередную финансовую неурядицу под американский кризис 2011 года : это тоже своего рода бизнес, только всероссийского масштаба.
Валентин Пугач:
- И все же по многим внешнеторговым контрактам расчеты осуществляются в долларах. И если произойдет кризис банков, искусственный или настоящий, может быть парализована вся внешнеэкономическая деятельность. По принципу «домино» эти проблемы перекинутся на внутренние секторы экономики - машиностроение, торговлю. 1998 год может повториться.
Владимир Сысолятин:
- Не уверен, что это возможно. Что касается скачка цен, о котором говорит Улюкаев, то, мне кажется, наше правительство быстро бы на него отреагировало. В общем и целом все это могло бы привести к тому, что поуменьшились бы денежные резервы всей страны. Но пока я все же верю, что в США спорящие найдут компромисс.
Интерес государства
Илья Прозоров:
- По мнению многих экспертов возможен следующий сценарий: вера в стабильность казначейских облигаций США будет потеряна, и они резко упадут в цене. Федеральный резерв начнет печатать доллары и на них выкупать у паникующих инвесторов государственные долговые бумаги. При этом курс доллара может упасть, как падают любые национальные валюты в случае объявления государством дефолта. Долларов в мировой системе окажется слишком мало, чтобы поддержать внезапно возникшие огромные обороты по взаимным требованиям между крупнейшими банками и корпорациями. Поэтому в период «американского кризиса» доллар даже может значительно укрепиться против других валют. Но на соотношение валют влияет еще целый ряд факторов. Например, для рубля более критично, что будет с ценами на нефть. В случае дефолта кризис затронет и важные для России товарные биржи. Кроме того, в США темпы экономического развития итак невысокие. Это значит, что спрос на нефть и нефтепродукты ослабевает. Это толкает цены на нефть вниз, что, в свою очередь, ослабляет российский рубль. Поэтому рубль по отношению к доллару, несмотря на все сложности последнего, скорее всего не будет усиливаться.
Анатолий Меркулов:
- Кроме того, в укреплении рубля не очень-то заинтересованы и наши власти. Конечно, постепенно это происходит, но пока рубль не вошел в мировую экономику, и вряд ли какие-то искусственные действия приведут к такому событию. Возможно, это дело ближайшего будущего, но...
Валентин Пугач:
- Есть мнение, что скоро будет строиться новая мировая финансовая система, главную роль в которой будут играть уже не США, а Европа и Китай. В принципе, при правильных действиях нашего правительства и у России есть определенный шанс войти туда, но переоценивать нас я бы не стал. Все-таки доля ВВП нашей страны в мировой системе не превышает 2,5-3%. Будем надеяться, что арена мировой экономики будет меняться, но не через кризис, а путем систематических мер, инициатором которых выступает уже не первый год и Россия.
Подготовила Елена Окатьева
lena_vuali@mail.ru
Информация
Ожидаем повышения
Госдолг США - те деньги, которые страна должна своим кредиторам - достиг законодательно установленного предела - 14,3 трлн долларов. Об этом министр финансов США Тимоти Гайтнер уведомил конгресс еще 16 мая, а месяц спустя Барак Обама заявил, что, если госдолг не будет увеличен, скоро в федеральной казне не останется денег для выплаты пенсий. Если порог госдолга не будет повышен, то тогда и может наступить дефолт - США не смогут выплачивать процентные платежи по своим обязательствам. Кстати, впервые конгресс определил максимальный уровень долга в 1917 году и с тех пор постоянно повышал его. Скорее всего, он будет повышен и в этот раз, хотя по отношению к ВВП нынешний госдолг США достиг уже 96,5%.