Кировские такси не выдерживают конкуренции с федеральными диспетчерскими службами и уходят с рынка.

Игра в «шашечки»

12.10.2014 00:05:00 2049 0

Останутся ли на рынке таксоперевозок кировские игроки?

Кировский рынок такси захватывают федеральные игроки. Они демпингуют цены,скупают номера, переманивают водителей. В результате местные игроки не выдерживают конкуренции и уходят с рынка. Такую картину рисуют кировские таксисты. Такова ли она на самом деле, - разбирались гости программы «Разворот на бизнес» в эфире радиостанции «Эхо Москвы в Кирове».

Закажи бобмилу
Олег Прохоренко, главный редактор газеты «Бизнес Новости»: Тема нашей сегодняшней программы — большая игра в «шашечки». Речь идет о такси. И главный вопрос, который нас интересует — останутся ли на рынке таксоперевозок кировские игроки? Связана эта тема в том числе с акцией протеста кировских таксистов, которая прошла недавно. Когда мы начали разбираться, стало понятно, что крупные игроки приходят на кировский рынок и практически подминают его под себя.

Светлана Занько, главный редактор радиостанции «Эхо Москвы в Кирове»: У нас в студии сегодня Максим Белов, председатель кировского отделения профсоюза «Таксист». На сайте профсоюза размещена петиция, в которой таксисты призывают отстаивать права водителей такси.  

Максим Белов: Да, на сегодняшний день у нас собрана уже не одна сотня подписей. Что касается наших требований, то главный камень преткновения - статус диспетчерских служб. Сегодня эти службы не подпадают под определение такси, они выполняют посреднические услуги (прием заказов и передача их водителям), однако их деятельность напрямую  связана с услугой такси, так что по идее они обязаны передавать информацию только лицам, которые имеют соответствующее разрешение на перевозку пассажиров. На практике же диспетчерские службы торгуют информацией в открытом доступе, предоставляют сведения любым физическим лицам

Светлана Занько: Открывая таким образом путь на рынок нелегалам, бомбилам.

Максим Белов: Обычный гражданин, обращаясь в службу такси, на самом деле вызывает себе бомбилу в 50% случаев. Подключиться к диспетчерской службе может любой человек. Ему нужно для этого только прийти в офис диспетчерской компании, показать права категории B, дать смартфон, чтобы ему закачали программу, заплатить в ближайшем терминале оплаты 100 рублей (авансовый платеж) и в путь — он может брать заявки, перевозить пассажиров.

Светлана Занько: У нас  в студии сегодня также начальник отдела транспортного контроля департамента дорожного хозяйства и транспорта Кировской области  Алексей Кузнецов. Алексей Александрович, кто осуществляет контроль за таксистами?

Алексей Кузнецов: Департамент, конечно, не является контрольно-надзорным органом.  У нас скорее политические функции. И тем не менее мы уполномочены проводить плановые проверки раз в три года и по собственной инициативе занимаемся ежедневным контролем на дорогах. В основном же контроль осуществляют налоговые органы, полиция. Для тех, кто незаконно занимается предпринимательской деятельностью, возможно наказание вплоть до изъятия транспортного средства. В этом году было пять таких случаев.

Максим Блинов: Не хотел бы кидать камень ни в чей огород, ни в сторону департамента, ни в сторону ГАИ и других органов, но есть такая поговорка — у 7 нянек дитя без глазу. И, кстати, задержать нелегала крайне непросто, чтобы поймать одного бомбилу, надо целый день потратить. Тем более, что подавляющее большинство ездит без атрибутики, соответственно инспектор ГИБДД такого «таксиста» в потоке машин просто не заметит.

Николай Липатников, президент Вятской торгово-промышленной палаты: Это как раз тот случай, когда  закон принят, но совершенно не продуман механизм его реализации. Ведь цель принятия этого закона была благой — чтобы людям было удобнее жить на этой земле, и чтобы государство получало доход. Но что мы видим на практике? Вот что касается этих же диспетчерских служб... должен быть такой подзаконный акт, который не позволял бы диспетчерским службам работать с нелегальными таксистами. А его нет.

Закон для федералов
Светлана Занько:
Хотелось бы задать всем гостям вопрос, который мы вынесли в анонс сегодняшней программы: много ли осталось на территории города Кирова служб такси, которые принадлежат кировским бизнесменам?

Максим Блинов: думаю, 2-3 максимум.

Олег Прохоренко: А лицензиатов много?

Алексей Кузнецов: Выдано 6493 разрешения на деятельность такси. Прекращено 2794. Получается, сегодня 3700 официальных перевозчиков. При этом на территории области около 20 юрлиц и порядка 1000 ИП.  Сколько компаний находится непосредственно в Кирове я сейчас не могу сказать.

Светлана Занько: Тогда я вам расскажу. Когда мы готовились к программе, мы нашли только 2 кировские компании. Это такси «Динамит», у которого кировский владелец, и, по-моему, нам еще называли такси «Любимое». Больше мы не нашли никого. Нам все время попадались диспетчерские службы, которые не находятся в Кирове, здесь есть только представители.

Алексей Кузнецов: Еще в сентябре 2011 года, когда закон только вступал в силу, нам уже было понятно, какие подводные камни есть в этом законе, и самый основной корень зла, как мы считали — это диспетчерская служба. Вопросов много. Основной из них — куда уходят налоги?  С другой стороны, диспетчерская служба подталкивает людей не соблюдать закон. И карательные меры не достигнут эффекта, если диспетчерскую службу не ввести в правовые рамки и не обязать ее соблюдать определенные правила игры.

Светлана Занько: Итак, что происходит на рынке. В Кирове практически не осталось местных такси со своей диспетчерской службой. У нас нет ни одной конторы, у которой был бы собственный таксопарк. Все водители так или иначе со своим автомобилем. Большинство водителей, которые имеют лицензии, работают на федеральные диспетчерские службы. Это значит, что рынок такси уже захвачен федералами, которые не несут никакой ответственности — ни за таксистов, ни за тарифы, ни за ДТП — ни за что.

Николай Липатников: Наверное, мы упустили этот вопрос, когда рассматривали закон. Мы все принялись спорить — надо ли перекрашивать машины...

Светлана Занько: Классный был маневр, чтобы отвлечь внимание.

Николай Липатников: Нас всех отвлекли. Про диспетчерскую службу мы не подумали. И никто не стал создавать эту службу у нас. Федералы были более готовы к этому.

Светлана Занько: Может, закон под них писался?

Максим Блинов: 100%

Николай Липатников: А теперь нужно обязать диспетчерские службы работать только с лицензированными таксистами.  

Светлана Занько: Николай Михайлович, как говорится, паровоз ушел.

Николай Липатников: Почему ушел? Ничего не ушел. Поправки надо вносить, добиваться своего, на это депутаты сидят в кабинетах.

Санкции наоборот
Светлана Занько:
У нас на связи Вачеслав Лысаков, депутат Госдумы, лидер общественной организации автомобилистов «Свобода выбора» и председатель правления Национального совета такси. Он же был инициатором законопроекта о такси.

Олег Прохоренко: Вячеслав Иванович, мы обсуждали, что на многих региональных рынках верх держат федералы, федеральные диспетчерские службы. Как оказалось, в законе и в поправках к закону они никак не фигурируют. Есть в планах включить их как субъект предпринимательской деятельности.

Вячеслав Лысаков: В законопроекте в первом чтении уже все прописано. Мы, кстати, впервые прописали диспетчерские службы в законе. Ко второму чтению мы также должны определить долю ответственности диспетчерских служб на рынке. Но я хочу сказать: не надо демонизировать диспетчерские службы. Они бывают разные — есть белые, зарегистрированные службы, которые платят налоги, есть черные, которые ни за что не платят и ни за что не отвечают. Так что с водой мы можем выплеснуть и ребенка, это не такой простой вопрос, как кажется. Возникает и еще один вопрос: кто мешает нашим 1,5 млн таксистов получить разрешение? Сейчас разрешений на эту деятельность получено всего порядка 500 тысяч. То есть на рынке легальных таксистов всего лишь 1/3. И ответственность должны нести прежде всего сами перевозчики.

Светлана Занько: Как раз что касается нелегалов, мы обсуждали, что нет достаточных полномочий у органов УМВД, налоговой, департамента, чтобы можно было контролировать нелегалов.

Вячесав Лысаков: Полномочия есть. В Москве, например, несколько тысяч бомбил наказаны. Если местная власть хочет работать, она будет работать. Другое дело, что санкции слишком малы.  Но мы уже прописали этот вопрос в законопроекте. Если сегодня бомбила рискует всего лишь штрафом в 5 тысяч рублей, а легальное юрлицо может быть оштрафовано на 30-50 тысяч рублей, то в нашем законопроекте мы предлагаем их поменять местами. В случае выявления бомбилы (это, конечно, трудно сделать), он заплатит 30 тысяч рублей, а при повторном нарушении — 30 тысяч и лишение права управления. А легальный таксист заплатит максимальную сумму 5 тысяч рублей. Теперь мотивация у бомбил четкая: если раньше они рисковали 5 тысячами, то теперь могут и прав лишиться. Поэтому ситуация на рынке будет меняться.

Олег Прохоренко: Вячеслав Иванович, есть ли какой-то механизм который предусматривает требования к тем, кто обращается в диспетчерскую службу, о том, что они должны иметь разрешение на этот вид деятельности

Вячеслав Лысаков: Все механизмы сейчас формируются в законопроекте ко второму чтению. Проблема в том, что многие таксисты не читали законопроект. И в вашем регионе выступали против закона, ездили с портретом вашего покорного слуги... Но я видел замечания кировских таксистов — эти люди в руках не держали документ. Они возмущаются вообще ситуацией на рынке, но мы говорим о конкретном законопроекте, а ко второму чтению он будет серьезно доработан.  

Светлана Занько: Когда вы планируете принять поправки к закону?

Вячеслав Лысаков: Сейчас создается рабочая группа, которая обобщит все предложения, по оптимистичным прогнозам мы должны подготовить законопроект ко второму чтению к новому году, если не успеем — вопрос будет рассмотрен в весеннюю сессию. В целом нам надо создать такие условия (административные, экономические), чтобы легальным таксистам было работать выгоднее, чем бомбилам.

Жалуйтесь в УФАС
Светлана Занько:
Максим, вы удовлетворены тем, что сейчас сказал господин Лысаков?

Максим Белов: Ни одним словом не удовлетворен. Законопроект мы читали, в нем про диспетчерские службы буквально три строчки. И не надо обманываться штрафами. Хоть 100 тысяч штрафа будет нелегалу, вы сначала попробуйте его поймайте, а потом попробуйте изъять эти деньги в бюджет.

Светлана Занько: У нас на связи Олег Поспелов, владелец компании «Такси Динамит».

Олег Прохоренко: Олег, здравствуйте. У нас разгорелась дискуссия как в законопроекте должна фигурировать диспетчерская служба. И лично к вам вопрос: каким образом вы умудряетесь держаться на рынке, конкурировать с федералами?

Олег Поспелов: Только за счет повышения качества услуги. На уровне цен конкурировать с федеральными структурами мы не можем.

Олег Прохоренко: Они демпингуют цены?

Олег Поспелов: Они очень сильно цены уронили. Услуга столько не должна стоить. Они вливают внешние ресурсы, работают без прибыли на рынке несколько лет и убивают рынок. А потом, судя по другим городам, монополизируют рынок и поднимают цены вдвое.
 
Николай Липатников: Олег, вы готовы написать заявление в Антимонопольную службу? Я сегодня же переговорю с Артемом Молчановым. Если вы чувствуете, что рынок сознательно роняется за счет демпинга цен, - это сфера деятельности УФАС.  

Олег Поспелов: Мы готовы сотрудничать.

Светлана Занько: Мы связались с Артемом Молчановым, руководителем Управления федеральной антимонопольной службы по Кировской области. Артем Владимирович, скажите пожалуйста, поступали ли к вам заявления от таксистов, руководителей служб такси или просто граждан о том, что в Кировской области монополизируется рынок таксоперевозок.

Артем Молчанов: Конкретно таких заявлений не поступало. Если они появятся, мы готовы их рассматривать. Но нам, конечно, желательно посмотреть экономику тех предприятий, которые жалуются. Разница между демпингом и конкуренцией, которая должна приводить к снижению цены, очень мала.

Светлана Занько: Итак, что сегодня происходит. Создавался закон, в котором не были определены права и обязанности диспетчерской службы. Этим законом быстро воспользовались (или сами его и придумали) федеральные диспетчерские службы, которые заходили в регионы и захватывали рынок (скупали номера такси), демпинговали цены, а чтобы зарабатывать больше, привлекали максимальное количество водителей. Закон позволяет работать таксистом кому угодно. У нас нет школы такси, нет профессии «таксист», этому нигде не учат. И получается, что круг таксистов разрастается, они могут не знать город, никто не проверяет утром состояние их здоровья, и они оказывают услугу так, как они хотят или могут ее оказать. В итоге, когда мы вызываем такси, приехать может кто угодно, в любом состоянии и на любой машине. И когда мы садимся в машину, если что-то происходит (если нам грубят, или просят заплатить не ту цену, которую назвали), у нас нет возможности к кому бы то ни было обратить свои претензии.

Подготовила
Мария Петухова
petuhova.mv@gmail.com

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 


Также читайте