«Игрушечная» Япония
Японцы в куклы не играют. Они ими любуются. То же недавно было предложено и нам — созерцать восточную красоту.
Японцы в куклы не играют. Они ими любуются. То же недавно было предложено и нам — созерцать восточную красоту. Ради этого собрана коллекция японских традиционных игрушек и кукол и отправлена в путешествие. Сегодня она в «Галерее Прогресса».
Эта выставка была специально создана для России, - рассказывает собравшимся (а таковых оказалось человек пятьдесят, что приятно удивило, если вспомнить, что новогодние праздники едва закончились) Марина Голомидова, председатель правления Екатеринбургского отделения общества «Россия-Япония», японовед. - Все предметы для нее отбирали сами японцы, потому что любой живущий в стране восходящего солнца, глядя на куклы, из десятка подделок сможет выделить настоящие, те, которые должны быть эталоном. Куклы представляют разные эпохи. Некоторые придуманы и созданы в третьем веке, другие — в седьмом или восемнадцатом. Но до нашего времени они дошли, практически не изменившись, потому что основная идея японской культуры — довести что-то до идеального состояния, а потом его в этом состоянии поддерживать.
«Игрушечная» Япония от настоящей жизни в стране, конечно, уже давно отличается, но основные элементы традиций передает весьма точно. К примеру, невероятно красивая, в ярком кимоно, с зонтиком, кукла-гейша, созданная еще в XIX веке, для большинства, конечно, - самая популярная ассоциация с Японией. Однако сейчас настоящая гейша — скорее редкость, на всю страну их насчитывается около тысячи человек. Влияет на это, в том числе, и тот ее образ, который создала для себя западная культура. Из менее знакомых неискушенным в восточной культуре зрителям — кукла мальчика-воина, которая готовилась к традиционному празднику мальчиков 5 мая. В ее роли выступают реальные исторические персонажи или мифологизированные герои сказок, призванные помочь становлению юного человека храбрым и сильным. Кокэси — деревянная японская кукла, считающаяся некоторыми исследователями прообразом русской матрешки. В Японии она представляет собой расписанную деревянную фигуру исключительно женского рода. Дальше в стеклянных витринах стоят еще традиционные праздничные куклы, жених и невеста при параде, игрушечное синтоистское святилище, куклы императора и императрицы.
И как всегда в «Галерее»: если Япония, то и восточный колорит со всех сторон. Кухня и чай в тему, музыка и видео, а кроме этого, организатор выставки продемонстрировала для столпившихся заинтересованных и под вспышки фотоаппаратов, искусство того, как правильно надевать кимоно. Даже в стране, хранящей свои традиции, казалось бы, лучше всех, эту одежду уже тоже чаще можно увидеть в музее, чем на гражданах. Маленького кусочка Японии в холодном Кирове хватило на всех желающих. Даже наш еще относительно новый глава областного департамента культуры Павел Сырцев был приятно удивлен и с удовольствием «испробовал» все предлагаемые культурные «яства» из Японии.