Интервью с главой кировской антимонопольной службы Владимиром Мильчаковым
Почему молчание иногда эффективнее гласности, прощение уместнее наказания и польза в бизнесе важнее прибыли?
Одна из причин экономических проблем общества и высоких цен на товары - это... прогнозы, которые озвучивают специалисты в попытке предупредить нас о надвигающейся опасности. О том, почему молчание иногда эффективнее гласности, прощение уместнее наказания и польза в бизнесе важнее прибыли, размышляет глава кировской антимонопольной службы Владимир Мильчаков.
Подводные камни прогнозов
Проходя по улице Карла Либкнехта, нужную вывеску сразу и не обнаружишь. Скромное «жилище» антимонопольной службы лишено пафоса и на слуху лишь у тех, кто по долгу профессии или каких-то своих проказ появляется на пороге этого учреждения. К примеру, представители рынка нефтепродуктов, которых от года в год водители обвиняют в ценовых манипуляциях.
В 2012 году стоимость бензина в России может вырасти на 8-10%. Такое мнение высказывают аналитики...
- Секунду. Вы знаете, мне очень не нравится, когда какие-то аналитики говорят: «цены могут вырасти на 8-10%»... Если прогноз озвучен в частной беседе - это одно. Но если средства массовой информации его растиражировали, слова уже влияют на действия рынка. Раз заявление сделал компетентный человек, люди начинают, если есть возможность, запасаться. Возрастает потребление. Производитель, который знает, что будет так, как сказали, с одной стороны, начинает снижать предложение, формируя искусственный дефицит, с другой - готовит бумаги, чтобы подогнать увеличение цены под озвученный прогноз. Получается, что весь рынок начинает работать на то, чтобы предсказание сбылось. И оно сбывается. Поэтому компетентные специалисты не должны такие конкретные вещи нигде и никогда заявлять, а СМИ - тиражировать. Мы уже это проходили, когда с прилавков внезапно исчезли соль, крупы и прочее. По большому счету, объективных предпосылок для той ситуации не было. Имела место определенная информационная провокация со стороны тех, кто хотел бы продать подороже, поддержанная СМИ. А потребители создали ажиотаж. И все. Потом бизнес потирал руки, подсчитывая возросшие прибыли, а органы власти гадали: как так могло случиться? Это очень страшные вещи, несмотря на кажущуюся безобидность... Я стараюсь быть ответственным и считаю глупостью провоцировать какие-то негативные тенденции.
То есть рост цен не всегда зависит от чисто экономических характеристик?
- Отчасти подобными заявлениями объясняется рост стоимости бензина. Хотя сейчас, по сути, не существует ни одной предпосылки для снижения цен, кроме желания потребителей покупать дешевле. Чтобы удовлетворить это желание, мы должны каким-то образом призвать наших нефтяников иметь совесть или ограничить их самостоятельность, что весьма сложно сделать в условиях рыночной экономики. Количество нарушений - пока не будет скорректировано их рыночное поведение, останется примерно на одном уровне. Вне зависимости от удорожания топлива.
В таком случае вы что предлагаете?
- Мы (имею ввиду ФАС) разработали два законопроекта и направили их в российское правительство. Первый касается рыночного ценообразования на нефть и нефтепродукты, второй - их оборота. На наш взгляд, необходимо иначе организовать биржевую торговлю, не должны там закупать топливо только афилированные с нефтяниками фирмы. Откуда же появится справедливая рыночная цена? В качестве индикаторов этой справедливости можно ориентироваться на цены мировые, биржевые и внебиржевой оборот. Плюс к этому нужна некая формула, которая была бы привязана к названным индикаторам. Тогда можно будет надеяться, что, по крайней мере, нам будет понятно колебание цен и появятся какие-то объективные показатели, предупреждающие об их предстоящем подъеме или падении. Кроме того, важно работать с акцизами. При росте мировых цен на нефть выше 90 долларов за баррель нужно ввести некоторые ограничения. Например, уйти от ступенчатого увеличения акцизов, при котором топливо может прибавлять на 6-8% в год. Если ограничиться подъемом акцизов на инфляционную составляющую, получим рост цен на бензин в пределах 1%.
В принципе, логика в этих предложениях просматривается четкая. Как отреагировало правительство?
- В настоящее время идет рассмотрение наших предложений. Пока трудно сказать когда именно они будут приняты.
Нда... ситуации иногда доходят до абсурда. А с чем были связаны самые нелепые дела, которые вам доводилось рассматривать?
- Как правило, все курьезы связаны именно с тем, что люди дают какую-то информацию или совершают поступки, исходя из своего мнения, не ориентируясь на восприятие окружающих. Менталитет такой у людей. Как-то нам за один день пришлось рассматривать 5 дел, в которых фирмы, работающие на одном рынке, заявляли о себе, что они все №1. Это известный прием, когда каждая компания, даже если она расположена в подвале и имеет одно окно, выходящее на помойку, считает или по крайней мере объявляет себя первой на рынке. Будьте скромнее, приводите доказательства своего лидерства, и к вам потянутся люди.
Возможно, люди надеются на «авось» и пользуются тем, что процесс совершенствования антимонопольного регулирования отношений в области информационных технологий не завершен и находится лишь в начальной стадии. В частности, пока не принят закон «Об Интернете». Почему, если Интернет - отличное средство для очернения конкурентов на всевозможных форумах?
- Не принят, потому что это сложно. Кстати, антимонопольное законодательство в Америке называют «хартией экономической свободы». В России ему старались придать тот же статус. Интернет - это как раз та самая территория свободы, и поэтому вводить в ней ограничения тяжело. Кто же, находясь в здравом уме и ратуя за свободу на рынке, будет ограничивать самый свободный рынок? Мы, как и медики, руководствуемся принципом «не навреди».
Сами пользуетесь Интернетом? У вас есть ЖЖ или аккаунт в твиттере?
- Нет. По одной простой причине - говорить, какой я хороший и чем мы тут занимаемся, просто. А отвечать на вопросы: будет ли у нас на 8% рост цен на бензин, чтобы потом это тиражировалось везде, я считаю, безответственным.
Про закон и привычку
Поговорим о ситуации в другой сфере, где также заведуют монополисты - ЖКХ. В этом году впервые тарифы на услуги естественных монополий будут подниматься в середине года. Это дает компаниям дополнительные возможности для незаконного монопольного маневра?
- Время повышения тарифов ничего не поменяет в поведении организаций. Другое дело, что у них появляется больше оснований говорить: «Ребята, мы не повышали цены полгода, хотя инфляция давала нам основания сделать это еще в январе...». Может быть, уровень роста платы за коммунальные услуги будет несколько другим. Но на количестве нарушений законодательства это никак не скажется: в сфере ЖКХ у нас больше всего регулирования.
Иногда получается, что эффективная работа на рынке по плечу только крупным организациям, таким, как в жилищно-коммунальном комплексе: небольшие фирмы не имеют ресурсов, которые могли бы вложить в завоевание новых территорий, а потом оказываются неконкурентоспособными по той же цене на услуги. Что делать?
- Думать сначала. Если ты откусываешь кусок, который не можешь проглотить, непременно подавишься. Можно создать маленькую фирму и объявить о желании работать на мировой рынок. Преимущество малого бизнеса в мобильности. Например, он может входить в крупные ниши, оказывая услуги самому сильному игроку, постепенно развиваясь. Кооперация на рынке сродни кооперации на предприятии. Если, пытаясь начать дело, плохо подумал - сам виноват. А если тот, кто этот рынок уже занял и, пользуясь рыночной силой, ведет себя не спортивно - тогда мы вмешиваемся.
Предприниматели считают, что чаще всего от вашего контроля страдают честные компании, на которых жалуются недобросовестные конкуренты. В роли «козлов отпущения» оказывается наиболее крупный бизнес. Якобы «мелкий на рынке незаметен, как и его оплошности»... Со временем ситуация меняется?
- Мы работаем с теми, кто в силах нарушать законодательство, а это как раз те, кто заметен. Их доля на рынке достаточно велика для того, чтобы определять условия обращения товаров. «Малыши» могут это сделать в редких случаях. Вторая категория, привлекающая внимание ФАС, - органы власти, которые в силу своих административных полномочий могут влиять на взаимоотношения субъектов рынка. Не случайно все изменения, которые проводились в последнее время в нашем законодательстве, были направлены на снижение давления именно на малый бизнес.
И не только на это. В конце 2011 года президент России предложил вынести на обсуждение программу налоговой децентрализации. Один из ее пунктов дает право региональным властям устанавливать сборы и штрафы. Как повлияет, на ваш взгляд, принятие положительного решения по этой теме на динамику рассмотренных дел?
- Понимаете, одно дело, когда решение принималось на уровне правительства России, и совсем другое, если свою волю проявит уже 80 субъектов. Теоретически возможен рост числа нарушений. На мой взгляд, все будет зависеть от того, насколько ответственно региональные власти подойдут к реализации своих полномочий, потому что нельзя принять абсолютно одинаковое решение для Москвы и Дальнего Востока с точки зрения условий хозяйствования. Грамотный подход к ситуации и хорошее знание местных условий может сократить количество проблем. Всегда есть варианты. Какой был бы смысл в управленческих инициативах, если бы они подразумевали под собой явные ухудшения?
Видела статистику, согласно которой половина всех нарушений законодательства, в том числе антимонопольного, связана с деятельностью чиновников. В связи с этим насколько вообще логична программа децентрализации?
- Это нормальные показатели. Наше законодательство предусмотрело контроль за действиями органов власти, поэтому мы стараемся выявлять нарушения. Конечно, хотелось бы, чтобы наши чиновники были ангелами, но, к сожалению, за 20 лет существования антимонопольных органов, этого не произошло. Почему? Тут много факторов. Причина не только в том, что органы власти не хотят знать и исполнять законы. Сами законы и всевозможные требования меняются с завидной регулярностью. С течением времени вещи, которые были актуальными, устаревают. В силу привычек, люди не всегда могут сразу перестроиться. А тут еще море новых возможностей и соблазнов.
Но вы же перестраиваетесь...
- Я не сказал бы, что это легко и всегда удачно. Должны быть принципы. При изменении внешних условий именно они помогают не растеряться . Человеку без руля и ветрил будет тяжело. Нельзя руководствуется только своим «хочу» - это тупик.
Квинтэссенция России
А в Кирове много тех, кто стоит у власти и думает только о себе?
- Такие есть везде. Сами видите, как мы живем... Вообще все великие цивилизации погибли потому, что процент людей, которые думали бы прежде о родине, а потом о себе, становился мизерным. Только забота об обществе позволяет двигаться и развиваться.
Это уже политика. Вы думали когда-нибудь о том, чтобы всерьез заниматься ею?
- А я уже занимаюсь. Любой закон - это определенные рамки поведения. Если они выстроены грамотно и дают человеку возможность развиваться, это прекрасно. Если мешают - нужно их менять или защищать людей от негативного воздействия . Чем занимаются политики? Они формируют определенные условия существования и развития общества. По крайней мере, так должно быть...
Но говорят «закон что дышло...». Как заставить его заработать?
- Древние знаете, как говорили? «Закон - это самая бесполезная вещь. Хорошим людям он не нужен, а плохих не делает хорошими». Почему придумали байку про «дышло»? Потому что текст закона - всегда итог определенных компромиссов: на стадии написания, обсуждения, принятия... Но есть одна вещь, которая не позволяет вертеть законом как угодно. Это идея, которая в него заложена. Дух. То самое, ради чего его писали. Каждую ситуацию надо рассматривать под этим углом.
Несколько слов о конкуренции. Есть предположение, что известная экономическая игра «Монополия» - это неплохая иллюстрация того, как различается степень цивилизованности западных и отечественных монополий. Что должно произойти, чтобы современные реалии предпринимательской деятельности вышли на новый уровень и перестали шокировать иностранцев? Как, например, подробности, которые всплывают во время процесса «Березовский-Абрамович»...
- Когда основной целью предпринимательской деятельности будет не извлечение прибыли, а принесение пользы, появится совершенно новая психологическая установка. Почему бы и нет? Все зависит от отношения человека к тому, что он делает. Если хочет любым путем получить деньги, это одна позиция. Тогда можно позволить себе привезти опасные продукты, вредные игрушки для детей... А если бизнесмен считает, что должен сделать жизнь лучше, потому что у него есть определенные способности, а уже в благодарность за это получить свои деньги, - другое дело. Правда, в условиях потребительского общества это весьма проблематично. Сами понимаете, что в этом случае человек должен наступить на горло своей песне.
Мне очень нравится слова, который произнес герой фильма «Апостол»: «конечно, закон превыше всего. Но правда выше закона, справедливость выше правды, а милосердие выше справедливости». Это квинтэссенция России. Мы, в отличие от западного мира, из закона никогда не делаем догму, всегда стараемся интерпретировать его в зависимости от ситуации: а правда ли, справедливо ли? Если справедливо, нельзя ли пожалеть? Это нормально, потому что любое жесткое наказание вызывает у человека страх или обиду, порождает не самые высокие чувства. А милосердие возвышает, пробуждает совесть. В следующий раз тот, кого помиловали, не сможет сделать что-то во зло. Поэтому при обнаружении первого нарушения мы относимся к людям лояльно. И у нас очень мало рецидивов. Хорошему человеку стыдно попасть сюда второй раз. Немногие переживают это спокойно и без серьезных последствий. Вообще, хороших людей много, просто они хуже организованы.
Надежда Курнакова
kurnakova_1985@mail.ru
Досье:
Владимир Васильевич Мильчаков, руководитель Кировского управления федеральной антимонопольной службы России.
Дата и место рождения: 28 марта 1957 года, г. Киров.
Образование: Кировский политехнический институт, специальность «Электропривод и автоматизация промышленных установок», «Экономика и управление производством».
Семейное положение: женат, двое детей.
Карьера:
1974-1975 гг. - кировский комбинат «Искож», слесарь;
1975-1978 гг. - служба в морских частях пограничных войск;
1978-1991 гг. - кировский филиал агрегатного завода «Дзержинец» (позже - КБ «Электропривод»), слесарь-сборщик, старший инженер-технолог, инженер-конструктор;
1990 г. - Кировский областной Совет народных депутатов, депутат и член президиума;
1991-1992 гг. - Кировское УФАС, заместитель руководителя;
с 1992 г. - Кировское УФАС, руководитель.
Увлечения: водный туризм - сплав на байдарках.
Любимая литература: история и фантастика.
Жизненный девиз: «Делай, что должен и будь, что будет».
Философия: «Работа - это, в первую очередь, любимое дело, приносящее общественную пользу, а не средство зарабатывания денег».