Интервью с оппозиционным казахским политологом и экономистом Мухтаром Тайжаном
С января 2012 года Россия, Беларусь и Республика Казахстан живут в Едином экономическом пространстве. Однако не все признают совершенной эту форму международного сотрудничества.
По мнению оппозиционного казахского политолога, экономиста и общественного деятеля Мухтара Тайжана, создавать Таможенный союз не было необходимости. «Победителей» и «проигравших» нового политико-экономического объединения он попытался назвать в интервью газете «Бизнес Новости».
Конкуренция, которой нет
С чем, по вашему мнению, могут быть связаны возможные сложности на пути к углублению политико-экономической интеграции между Республикой Казахстан и Россией?
- Дело в том, что в России производятся практически все товары, необходимые для жизнедеятельности человека, поэтому внешнеторговые пошлины на ввоз импорта всегда были высокими – в среднем 15%. После экономического объединения Казахстан, где готовая продукция практически не создается, подстроился под утвержденные условия ТС и повысил свои ставки в среднем в 3 раза. Российскую логику с точки зрения протекционистской экономической теории понять можно. Есть, например, у вас производство автомобилей. Не буду говорить, насколько сами россияне любят свой автопром... А в Казахстане легковые машины не производятся. Получается, повышая ставки на ввоз автомобилей, мы автоматически поддерживаем российского производителя. И так почти по всем пунктам, предусмотренным интеграцией.
Кроме того, 89% таможенных пошлин, собранных на территории ТС, пойдет в российский бюджет. Казахстан получит всего 7,33%. Оставшиеся 3 с небольшим процента достанутся Беларуси. Неравноправие прослеживалось также при формировании наднационального органа, который будет заниматься регулированием отношений внутри ТС. Изначально подразумевалось, что 57% голосов будет принадлежать России, по 21,5% - Беларуси и Казахстану. Только после недовольства с нашей стороны положение было отменено.
Пропорции определялись по размеру экономик объединившихся стран. Это же логично.
- Вы правы, Россия крупнее Казахстана в экономическом смысле в 14 раз. Экономика Беларуси - всего 3% от вашей. Однако, по теории международных экономических отношений, эффективная интеграция возможна только в случае, если страны примерно сопоставимы по масштабу своих экономик. Это не я придумал. Посмотрите вокруг: много ли вы найдете примеров равноправной дружбы между разностатусными людьми в повседневной жизни? Между Россией и Казахстаном никогда не было равноправия. Я не обвиняю Россию - это не она плохая. Такова логика международных отношений. Точно также поступали Великобритания, Китай, другие государства. Крупные, мощные державы всегда использовали другие страны в своих интересах. Отсюда получаем несоответствие еще по одному пункту - экономики объединяющихся стран должны быть диверсифицированы. То есть для усиления конкуренции в той или иной отрасли в каждой из стран должны быть производители, готовые вступить друг с другом в конкуренцию. Откуда появится полноценное соревнование между производителями, если 76% экспорта Казахстана в Россию приходится на сырье? И не только в Россию. Структура нашего экспорта в принципе такая. По сути, нам нечем серьезно конкурировать со среднестатистическим российским производителем.
Разве новые условия не будут стимулировать казахстанских предпринимателей создавать производство и развиваться?
- О какой конкуренции можно говорить в случае с ТС, если российские компании в Казахстане по многим позициям становятся монополистами? Мы просто будем покупать ваши товары, причем по более высоким ценам, чем раньше. Казахстан от интеграции ничего не выиграл. Я говорю о нормальных национальных интересах своей страны...
Многие эксперты, в том числе казахстанские, говорят, что это временная ситуация, которая изменится.
- После введения ТС уже появились, я бы сказал, дискриминационные меры со стороны России в отношении казахстанских производителей, которые могли бы конкурировать на российском рынке. Имею ввиду алкогольную продукцию. У вас она очень дорого стоит, потому что сильно регулируется государством. А качество сопоставимо с нашим. Правда, как заявил председатель Ассоциации производителей алкогольной продукции Казахстана, наш алкоголь должен на границе перегружаться на сертифицированный транспорт и только потом ввозиться в Россию. Так решил ваш главный санитарный врач Геннадий Онищенко. А на каком основании? И это не единственный пример нарушения имеющихся таможенных договоренностей.
Может быть, причина все-таки в качестве вашей продукции?
- У нас введен общий технический регламент и стандарты качества. Если будут претензии к той же алкогольной продукции, хотя бы случаи отравления, надо проверять весь алкоголь, который завозится в Россию. По идее, Казахстан должен применять по отношению к вашей стране аналогичные меры, но мы этого не делаем.
Почему?
- Потому что наше правительство недостаточно отстаивает национальные интересы...
Что должно произойти для изменения ситуации?
- Политическая воля. Пока, к сожалению, большого желания местных властей отстаивать национальные интересы я не наблюдаю.
Правильный национализм
Когда была в Астане, общалась с советником президента Казахстана по политическим вопросам Ермухаметом Ертысбаевым. Он говорит, что выгода для Казахстана от вступления в ТС все-таки есть. Это, например, увеличение рынков сбыта. Если казахстанские производители, как вы говорите, неконкурентоспособны по каким-то параметрам, значит, надо менять ситуацию.
- Точка зрения зависит от точки сидения. Чиновники отражают официальную позицию. Я в этом смысле свободен и могу высказывать свое мнение как эксперт. Но у властей нет аргументов, чтобы со мной дискутировать. А то, что говорят: «мы потом наберемся сил»... Не может борец, который в 14 раз меньше другого борца, конкурировать с ним. Бизнес - тот же спорт, в котором никто не отменял весовые категории. Я считаю, что у каждой страны должны быть собственные интересы, в том числе в экономике. Ваш Путин открыто говорит о национальных интересах России. И правильно делает. Правитель должен думать о народе.
Что мешает вашим властям, как вы говорите, отстаивать национальные интересы?
- Это у них надо спросить. На самом деле я не против экономического сотрудничества с Россией. Но оно должно быть взаимовыгодным. Чтобы торговать и взаимодействовать, не обязательно передавать суверенные полномочия какому-то внешнему органу, у руля которого стоит российский же чиновник. Ведь мы сотрудничали в рамках зоны свободной торговли. Для чего нужно было менять формат? Можно было подписать документы о взаимных инвестициях, избежании двойного налогообложения, о взаимном признании сертификатов качества и т.д. Это самые распространенные в мире формы экономической интеграции, которыми руководствуется в том числе ВТО.
По ВТО еще хотела уточнить. Казахстан вел переговоры о вступлении в ВТО параллельно с Россией и договорился на более либеральные условия внешней торговли. Как это повлияет на отношения членов Таможенного союза в ближайшем будущем?
- Было много раз заявлено и вашим Путиным, и нашим Масимовым (Ред. - Премьер-министр Республики Казахстан), что в ВТО будем вступать на одних условиях. Но Россия уже подписала документы. Теперь, наверное, и мы на то же самое согласимся. Я бы хотел, чтобы в ВТО мы вступали на своих условиях, которые выгодны нам, потому что экономики у нас с Россией разные.
Производство без спроса
После снятия экономических барьеров ситуация как раз может наладиться, потому что российский бизнес начнет вкладывать свои деньги в вашу экономику. Заместитель председателя правления Национальной экономической палаты Казахстана Рахим Ошакбаев в ответ на ваши заявления о невыгодности интеграции сказал: «Не важно, какого цвета кошка, важно, чтобы она ловила мышей».
- Любой бизнес приходит, чтобы получать максимальную прибыль. Сейчас почему местный бизнес не шевелится? Нет частного спроса. Без него и россиянам не будет смысла создавать производство тут, а не в европейской части ТС. У нас любят приводить объем ВВП на душу населения, но это не более чем красивые цифры. Казахи не богатеют за счет ресурсов, потому что из добываемой на нашей территории нефти Казахстану принадлежит всего 28%. Доля депозитов физических лиц в наших банках исчисляется нескольким процентами. То есть у населения практически нет вкладов и накоплений.
Ну, бизнес разный бывает. Пока была в Астане и Алма-Ате, заметила, что, например, наши банки к вам уже активно зашли.
- Возьмем «Сбербанк». Он в 10 раз крупнее любого нашего самого крупного банка. Плюс ко всему он имеет государственную подпитку, благодаря чему может выдавать более дешевые и длинные деньги. Но это не производство, и наши люди от него не разбогатеют.
Бизнес может брать дешевые кредиты - разве это не предпосылки к материальному благополучию?
- Сейчас кредит можно взять напрямую в Европе, где еще более дешевые деньги. Чтобы открывать свое дело, надо иметь возможность продавать продукт. Если население бедное, смысла что-то производить нет.
Вы пессимист?
- Нет, просто объясняю ситуацию, которую легко можно поменять. Численность населения в Казахстане небольшая, а природные ресурсы такие, что Австрии и Эмиратам не снились. Нужно просто захотеть сделать что-то для людей. Та же инфраструктура на 80% изношена. Используем то, что осталось с советского времени. При этом правительство принимает программы, например, «Питьевые воды», на 3 млрд долларов, а потом само же по истечении срока освоения средств признает программу неэффективной. И снова утверждает новую программу по той же воде... Сейчас денег в мире много, просто нет хороших проектов. Почему нет? Окупать их сложно из-за бедного населения. Когда власти начнут принимать не фиктивные, а работающие программы, тогда будет и производство, и казахи заживут по-человечески.
Беседовала
Надежда Курнакова
kurnakova_1985@mail.ru
Мухтар Болатханулы Тайжан, оппозиционный политолог, экономист и общественный деятель Республики Казахстан.
Дата и место рождения: 10 сентября 1973 года, город Алма-Ата, Республика Казахстан
Образование: 1991-1997 годы - Варшавский университет, диплом магистра международных экономических и политических отношений; кандидат экономических наук.
Карьера: 1997–2001 годы - Агентство по стратегическому планированию и реформам РК (был в группе разработчиков Стратегии развития Казахстана до 2030 года, приоритет «Экономический рост»); администрация президента РК, рабочие органы Совета безопасности РК, аналитик по мировой экономике; 2001-2003 годы – наемный топ-менеджер;
с 2003 года - предприниматель, в настоящее время - президент компании «Taizhan Terminal»; президент фонда имени Болатхана Тайжан.
Семейное положение: женат, двое детей.