Камерное напоминание
Драмтеатру снова повезло на «свежую кровь». В октябре российские режиссеры из разных городов радовали нас лабораторными спектаклями, а сейчас еще один гость попал к нам по гранту от министерства культуры. Он ставил спектакль по рассказам Андрея Платонова.
- Эта работа выросла из эскиза, из лаборатории, которая проходила в Рязани, - рассказал накануне премьеры Антон Оконешников, режиссер из Санкт-Петербурга. - Там был спектакль, он понравился. И мы решили подать его на грант в Министерство культуры РФ. Так оказались у вас. Мне очень важно, чтобы спектакль имел разные темы, чтобы каждый мог почерпнуть оттуда что-то свое, потому что Платонов, на мой взгляд, — гениальный автор и у него за каждой фразой скрыто гигантское количество смыслов.
Всего два маленьких рассказа о войне и человеке. Их, может быть, и не все почитатели русской литературы помнят. Один – о том, как молодой солдат Степан Трофимов уходил на войну, второй – о слабоумном Кузе, считающем свою жизнь лишней и не берущим от государства никакой поддержки.
Небольшой металлический помост, превращающийся то в место боевых действий, то в немецкую тюрьму, то в русскую избу с половиками и березовыми вениками. Нет последовательного повествования, ничего не объясняется зрителю буквально, но в каждом звуке, каждом жесте и слове смысл настолько ясный, что хочется, как минимум, расплакаться. А как поет всю первую часть спектакля русская мать, отправляя на фронт своего сына Степана Трофимова! А потом оплакивает его... А погибшие на фронте – камни, падающие в пустые железные ведра - пугают зрителя также неожиданно, как и сама смерть. Такой искренности не было в Драмтеатре давно.
И если тема войны в наших кировских театрах была всегда, то хрестоматийная для русской литературы проблема ненужного человека – поднимается у нас не так часто. Пенсионер Кузя не брал от государства пенсию и считал свою жизнь никчемной и ненужной. Более того, он боялся обидеть своим присутствием тех людей, чьи дела и заботы (пропитание, деньги, работа, война) считались важными. Это совсем другое самоотречение – не героический подвиг, а маленькая, незаметная жертва своей жизнью. Не ради себя, а ради коллектива – та главная черта русского менталитета, которая уже давно забыта. Не то чтобы всем нужно воспринимать этот спектакль как пример. Но за напоминание спасибо.
Чуть больше часа, проведенные на сцене вместе с актерами (спектакль - камерный), сильные эмоции, которые лучше видны, когда смотришь глаза в глаза, поражают больше, чем любой полноценный спектакль (хотя бы на эту же тему войны). А надо для такой публики, как мы (для тех, кто оценил работу), на самом деле немного. Необязательны красивые декорации и миллионное финансирование сферы культуры. Нужна идея и искренняя игра актеров.
Беседовала Елена Окатьева
lena.okatieva@yandex.ru