Капиталистическая истерия
Мало кто будет спорить с тем, что самая «веселая» история сегодня происходит у малого бизнеса. Именно руководителям «малышей» сегодня приходится более активно осваивать новые ниши в поисках дополнительных источников просевших доходов. Юрий Окунев, директор «АльпЦентра» уверен, что «когда старая технология перестает работать, люди ищут новую. И это нормально». Однако, даже он при своем оптимизме вынужден констатировать: рано или поздно весь бизнес окажется в собственности банков.
Такая сегодня система.
Чтобы выжить
Юрий Иванович, я так понимаю, сейчас у вас начинается самый что ни на есть «горячий сезон». А в целом, ощущаете ли вы некий спад в работе в последние два года в связи с ухудшившейся экономической обстановкой?
— Да, ощущаем. Мне кажется, сегодня это чувствует большинство отраслей. По крайней мере, предприниматели, с которыми я знаком и общаюсь — говорят о серьезном, вплоть до 50%, снижении объёмов работ.
Денежной массы явно недостаточно. На фоне кризиса это сказывается самым печальным образом, причем не только на кировском бизнесе.
Какая отрасль-заказчик наиболее «просела»?
— Вообще, у нас много заказчиков — это и сфера ЖКХ, и строительство, есть сегмент физлиц, есть сегмент госзаказчиков, есть энергетики. То есть, спектр достаточно широкий. И если отрасли ЖКХ и энергетики по природе своих занятий достаточно стабильны, у строителей сегодня заметный провал и это ни для кого не секрет.
Когда вы начинали у вас практически не было конкурентов в нише промальпа...
— Конкуренты были, но немного. Буквально по пальцам пересчитать. И поэтому на старте работы хватало всем, «локтями не толкались», как говорится. Сейчас ситуация усложнилась, в нашем полку прибыло. Появилось очень много новичков, которые, пытаясь закрепиться на рынке, снижают цены за счет экономии на качестве и безопасности. Ну и естественно: когда денег и заказов становится меньше, конкуренция, в том числе между устоявшимися игроками, возрастает.
Очень сильно повлияла на наш рынок система аукционов, которую внедряет государство и все шире подхватывают коммерческие компании. Сегодня подавляющее большинство строительных объемов распределяется через аукцион и эта система выжимает последние соки из мелких предпринимателей. Они вынуждены снижать стоимость работ, иногда на 50%-80%. Они жертвуют своей прибылью, вплоть до ее полного исчезновения.
Получается, что работают «лишь бы наработаться»?
— Да, по сути. Работают, чтобы выжить, чтобы заплатить зарплату себе и работникам и остаться на плаву, как организация.
Вы чем берете своих клиентов?
— Старыми связями (смеется). Мы достаточно давно на рынке, у нас есть постоянные клиенты. Стараемся эти отношения поддерживать, делать свою работу качественно, профессионально, чтобы люди хотели к нам обращаться вновь и вновь. Ищем новые ниши, проводим эксперименты. Например, мы специализируемся на строительно-монтажных работах на высоте, но не так давно в качестве эксперимента построили коттедж «под ключ». Решили попробовать себя в малоэтажном строительстве.
А какими силами?
— По сути, мы строительная организация и наши люди могут выполнить практически любую задачу.
Насколько эксперимент оказался удачным?
— Не могу вам пока сказать про итоги. Коттедж построен, но не продан. И мы понимаем, что вряд ли сейчас его быстро продадим. Рынок недвижимости, по словам наших знакомых риэлторов, просто замер. Поэтому мы рассматриваем этот коттедж как своего рода долгосрочную инвестицию.
Хорошие люди
Вы занимаетесь подготовкой промышленных альпинистов?
— Непосредственно документов об образовании промышленных альпинистов мы не выдаем. Мы привлекаем людей, желающих работать в этой сфере, и даем им некий объем практических знаний. После чего, если человеку понравилась эта тема и он хочет ей заниматься, то он едет в Москву, в организацию, у которой есть лицензия на обучение промальпинистов, аттестуется и приезжает уже готовым специалистом. И мы с ним дальше работаем.
Насколько это затратно - как в плане материальном, так и моральном — подготовить подобного специалиста?
— Вопрос достаточно интересный. Сейчас мы сами «под ключ» специалиста не готовим. И я не знаю, сколько это стоит. Раньше это занимало 4-5 месяцев и стоило 15-20 тысяч.
Много ли желающих в Кирове?
— Достаточно. Конкуренция на этом рынке большая. Например, я знаю около сотни промышленных альпинистов Кирова и, наверное, столько же тех с кем я не знаком. Достаточно много молодых людей пробует себя в этой сфере, но очень немногие в ней остаются. Почему? Опасно, тяжело. Когда юношеский задор и романтика проходят (в среднем через 3-5 лет), люди стараются найти себе местечко поспокойнее и «потеплее», где-нибудь в офисе. Остаются только прожженные романтики (смеется). Ну и плюс к этому, промальп - это профессия молодых. Промышленный альпинист «за 40» - это скорее исключение, чем правило.
А каковы вообще критерии отбора?
— Отбор очень простой. Физически крепкий молодой человек, старше 18 лет, желающий работать и не испытывающий страха высоты.- это минимум требований. Любой здоровый парень, который хочет работать, может попробовать себя в этой сфере. Естественно, в плюс идет туристический опыт, так как он дает необходимую техническую и психологическую базу, которую остается только адаптировать к новым условиям. Что же касается личностных качеств, то у меня, как у руководителя есть четкое представление о том, с какими людьми я хотел бы работать. И эти требования одинаковы как для альпинистов, так и для офисных сотрудников. Это, в первую очередь, продуктивность — мы платим деньги за результат. Во-вторых, адекватность и умение работать в коллективе. Мы отвечаем за своих сотрудников перед заказчиками и заказчику должно быть приятно работать с нашими сотрудниками. В-третьих, это мотивация. Каждый человек стремится либо больше дать, либо больше взять. Мы, конечно, ищем тех, кто готов больше отдавать и работать. Ну и последнее — это квалификация. Она на последнем месте потому, что ее достаточно легко приобрести.
Получается, что кадры вам достаются относительно недорого?
— Да. Когда экономическая ситуация изменится и будет рост объемов работ и заказов, мы сможем достаточно оперативно (1-3 месяца) создать новую и крепкую команду и выполнить большие объемы работ.
Промальп воспринимается многими как опасная профессия и хотя вы говорите, что смертность у промальпинистов ниже, чем у бухгалтеров, тем не менее в прессе время от времени мелькают новости о том, что тот или иной неадекватный жилец перерезал промальпинисту трос и последний погиб. Вы с такими психами сталкивались?
— В своей профессии я лично никогда с подобными опасными для жизни ситуациями не встречался. Как правило, заказчик обеспечивает промальпинисту доступ к объекту и наделяет правом выполнять необходимые работы. Психи конечно существуют, но статистическая вероятность встречи с ними стремится к нулю.
А у нас вообще в Кирове граждане адекватные, как вы считаете?
— (Смеется). В Кирове хорошие люди. Это одно из больших преимуществ нашего города. На фоне, скажем так, капиталистической истерии, в которой мы живем, кировские люди не потеряли своей человечности. С ними всегда приятно встречаться, общаться, разговаривать. И даже если случается какое то недопонимание, я знаю, что, как правило, человек действует из добрых и правильных (с его точки зрения) побуждений.
Очень много людей увлекающихся. Мой круг общения — в основном руководители, предприниматели, и это люди всегда интересные.
Именно поэтому вы вернулись обратно в Киров?
— Да. После института я 2 года отработал в Москве, но в итоге вернулся в Киров. Москва это такой город: там многие побывали, но не все прижились. Для меня, кроме работы, в Москве ничего не было, никакого общения, никакой культурной жизни. Утром встаешь, едешь на работу, вечером приезжаешь с работы и ложишься спать. На следующий день все повторяется. У тебя ничего другого в жизни нет, особенно на этапе старта. Через какое-то время я понял, что это не соответствует моим представлениям о том, как надо жить.
В Москве есть все, но для того, кто приехал зарабатывать - существует только работа. Я думаю, большинство москвичей не видели того, что Москва может предложить любому туристу.
20 лет экономили
Зимой ваш основной заказ — это очистка крыш от наледи и сосулек. Как вы считаете, почему зима 2014-2015 оказалась для Кирова столь трагичной в плане смертности от падения льда? УК на вас сэкономили?
— Это было вызвано недостаточной наполненностью бюджета, в том числе управляющих компаний. Проще говоря, все пытаются экономить. Если что-то можно не делать, то это не делают. Все это привело к тому, к чему привело. В 2015-2016 году власть среагировала: взбодрила управляющие компании и собственников зданий с помощью штрафов и уголовных дел, выделила «пряник» в виде целевых средств на уборку снега. И ситуация изменилась к лучшему.
У вас очень разноплановая биография. Почему вы выбрали все-таки промальп и почему в кризис 2008 года?
— Как известно, кризис — это не только проблемы, но и возможности. Кто-то уходит с рынка, кто-то приходит. Но я начал свое дело в 2008 году без оглядки на кризис: просто внутренне «дозрел», что называется, до собственного дела.
В 2004 году я начал заниматься тайм-менеджментом, поставил себе большие цели. И с этого, собственно, все началось. Посмотрел на свою жизнь с новой позиции, а я тогда работал в областной администрации...
...и решили оставить госслужбу?
— Да. Многие всю жизнь стремятся на подобные места, но после четырех лет госслужбы я осознал, что перестал получать новые знания и навыки.
Я пришел к выводу, что собственные цели (как финансовые, так и по распоряжению своим временем) мне проще достичь именно в предпринимательской деятельности. Все-таки в госаппарате очень много ненужных действий. Занимаясь тайм-менеджментом, я видел - есть то, что продвигает дело, а есть просто бумага, которую надо «перерабатывать». И ее довольно много.
К тому же, бизнес — это всегда вызов, сможешь или не сможешь. Он сразу дает тебе обратную связь в виде заработка. Первые полтора года я вообще непонятно на какие средства жил, пока не адаптировался в новом качестве.
Вы говорили о том, что ваша компания — это пример того, как можно начать свое дело без бизнес-плана, серьезных связей и не менее серьезного начального капитала. Что, и даже кредит не брали?
— Не брал. Просто пошел по городу искать себе заказчиков, вот и вся история (смеется).
Вообще кредитная тема для вас, как для представителя малого бизнеса, насколько сейчас актуальна?
— Чем дальше, тем большее значение в нашем деле имеют кредиты. Атмосфера, в которой мы работаем, и экономические условия толкают нас в кабалу к банкам. С одной стороны, банки дают нам возможность работать, пополняя нехватку средств, но с другой — вся ситуация идет к тому, что скоро без заемных средств мы вообще ничего не сможем сделать. Например, та же система аукционов, где ты должен заплатить за участие, подтвердить наличие средств на исполнение контракта, потом выполнить этот контракт за свой счет и только через 2-3-5 месяцев получить эти деньги обратно. При такой системе почти невозможно сформировать собственный капитал. В итоге ситуация вынуждает нас к тому, чтобы брать кредиты и работать без прибыли. Я думаю, рано или поздно большинство предприятий окажется в собственности у банков. Ну, или просто исчезнет.
Какой печальный финал вы прогнозируете.
— Да. Может быть, поменяется сама система. А если нет, то наверное в итоге останутся только профессионалы экстра-класса. Но и они так, «на закуску».
Вы в свое время много путешествовали. Мне очень интересна ваша точка зрения на внутренний туризм, который сейчас у нас в стране пытаются развивать. Это реально? Как вы считаете, в чем плюсы и минусы российского внутреннего туризма?
— Это на 100% жизнеспособная идея. У нас огромная страна. Можно всю жизнь по ней путешествовать и собирать впечатления. Внутренний туризм — это колоссальный рынок и в то же время пустая ниша. Ее возможности реализованы только на 1%-2% и сдерживает их лишь отсутствие приемлемого сервиса. Но это дело времени, я уверен. Тот, кто заходит на этот рынок сейчас, через 10-15 лет будет пожинать серьезные плоды.
То есть, вы считаете реальным переориентировать огромную массу людей, которые привыкли к Турции и Египту, на путешествия по России?
— Реально. Но непросто.
Светлана Муравьёва
murraviova@yandex.ru
Досье
ФИО: Юрий Иванович Окунев, директор ООО «Альпцентр»
Дата и место рождения: 01.10.1978 г., Кировская область, Лебяжский район, с.Окунево.
Семейное положение: женат, трое детей.
Образование: ВятГГУ, факультет физической культуры и спорта.
Карьера: 1998 г. — Центр детско-юношеского туризма и экскурсий, педагог дополнительного образования; 2001 г. — Федерация оздоровительно-спортивного туризма Кировской области, заместитель председателя; 2002 г. — Управление по делам молодежи Кировской области, главный специалист; 2008 г. — компания «АльпЦентр», учредитель и директор.
Хобби: психология, авторская песня, рукопашный бой (русский стиль), блоггинг
Любимые книги: хорошая фантастика: С. Тармашев, С. Лукьяненко, Ю. Никитин, М. Семёнова, М. и С. Дьяченко, Р. Хайнлайн, Л.М. Буджолд и т.п. Книги по бизнесу и увлечениям: Н.Козлов, Ю. Мороз, Г.Архангельский, Н. Стариков, Н. Курдюмов, М. Норбеков, Г.Альтшуллер и т.п.
Любимая музыка: авторская песня
Любимая еда: здоровое вегетарианское питание
Любимое кино: «Дома телевизора нет. Фильмы смотрю строго по рекомендации».
Девиз: «Пока не сдался – ты не проиграл!»