Хорошего режиссера полгода ждут
Драматический театр Кирова остался без художественного руководителя. Константин Солдатов, проработав почти два года, покинул его после премьеры спектакля «Киров. Лес»
Власть вновь заговорила, что театрам нужно зарабатывать, а культурная среда просит ей просто не мешать.
Уход Константина Солдатова стал неожиданностью для кировской общественности. К зрителям, коллегам и друзьям театра теперь уже экс-режиссер обратился через социальные сети.
- Последние два года - 2016 и 2017 - были тесно связаны с Кировом и главным театром области, - написал он. - Мы многое сделали, как мне кажется. Возможно, могли бы еще больше. Много «критиков» и людей, которые заинтересованы в активном театре. Это здорово, это заставляет жить и двигаться дальше. Театр должен будоражить, а иначе он превращается в музей. Хочется поблагодарить всех тех, кто активно взаимодействовал со мной, делился своим опытом и талантом, делал Кировскую драму интереснее. Это та команда, с которой ничего не страшно, с кем можно хоть на край света.
Солдатов поделился, что его начинания поддерживали не все артисты, и исключил слухи о конфликте с руководством: «Директор театра Татьяна Черанева – это настоящий человек слова и дела». Позднее бывший художественный руководитель пояснил, что причиной ухода стали финансовые трудности учреждения. По его словам, в театре не хватает денег на техническое оснащение и привлечение новых актеров и режиссеров.
- Был взят курс на модернизацию театра, мной была написана программа для этого. Но на данном этапе реализация его невозможна, потому что, насколько я знаю, сокращается бюджет, и дальше театру может грозить очередная оптимизация, - рассказал Солдатов журналистам «Эха Москвы» в Кирове. Кроме того, он отметил: «К сожалению, министерство культуры не так включается в проблемы театра».
В свою очередь, и.о. министра культуры региона Андрей Скальный сообщил, что Константину Солдатову не хватило опыта: - Ему нравилось работать на малой сцене. И он мне неоднократно говорил, что ему ближе такой формат. Не всегда меня это устраивало. Есть понимание задач. Человек или понимает эти задачи, или не понимает, а перестроить его, на мой взгляд, нереально.
Скальный считает, что финансовые трудности театра начались из-за падения интереса зрителей к постановкам. - А где у нас сейчас легко? - задает риторический вопрос глава министерства. - Я про любое учреждение культуры могу сказать, что ситуация непростая. Мы должны зарабатывать, но, к сожалению, в драмтеатре этот процесс был хуже всех. Заполняемость чуть больше 40 процентов – это не показатель. Значит, чего не хватает? Зрительского интереса. Нужно удивлять, ставить интересные спектакли, чтобы зритель шел на них. И соответственно, покупал билеты, принося доход учреждению.
Завлит Кировской драмы Вероника Саламатова отметила, что руководство уже начало переговоры с кандидатами на должность художественного руководителя. Однако назвать имена претендентов в театре отказываются. Когда учреждение обретет нового главного режиссера пока неизвестно. В театре заявили, что перед появлением того же Солдатова место худрука пустовало полгода.
Ольга Кутергина
mail@bnkirov.ru
Мнения
Юлия Ионушайте, драматург
– Полтора сезона работы Константина Солдатова – это время, когда театр начал движение вперёд. Время, когда театр вышел из «зоны комфорта». Это поиск. Театральные марафоны, читки, эскизы, обсуждения спектаклей со зрителями. Это иная степень открытости театра. А ещё это новые люди: режиссёры, хореографы, художники, композиторы, лекторы. Каждый сезон множество театров остаётся без худруков, режиссёры переходят в новые театры… Это постоянное движение. Столько всего должно сойтись, чтобы театр и режиссёр нашли друг друга! Это невозможно смоделировать специально. Театр и режиссёр должны быть «одной крови». Культура сегодня находится в положении бедного родственника, который вынужден довольствоваться предложенным. Предложили коврик у порога – и радуйся. Скажи «Спасибо!», что не прогнали. В ножки кланяйся. Ручки целуй. И не смей поднимать глаза! Мы так к этому привыкли! И как мантру повторяем: наш регион глубоко дотационный, бюджет дырявый, денег нет… Если у вас нет денег на культуру – какого будущего вы хотите?! Так что иногда кажется, что лучшая помощь властей – это не мешать. Не принимать бездумных кадровых решений и не требовать бесконечных отчётов.
Дмитрий Шиляев, директор «Галереи прогресса»
–У каждого человека есть герой, к творчеству которого он хочет быть причастным. Для меня такие — Борис Павлович и Константин Солдатов. Оба они прекрасные режиссеры, причем российские. Драмтеатр был мемориалом, а с приходом Константина он именно стал драмтеатром. Хотя ему многое говорили и критики, и зрители... Но современное и живое всегда встречает сопротивление. Когда что-то в Кирове начинается (именно в Кирове, не Вятке), то сразу же и заканчивается. Проблема в том, что у нас не подключается бизнес, и у власти порой нет возможности участвовать. Нам говорят, что нужно зарабатывать, но давайте возьмем мировую практику: 30 процентов площадки зарабатывают от входа, 30 процентов помогает бизнес, 30 процентов помогает власть (они дают деньги независимо от результата, например, сколько пришло посетителей), и 10 процентов площадки (будь то драмтеатр или музей) зарабатывают на сувенирке. Эта схема работает много-много лет. И тогда режиссеры уезжать не будут. Самая большая проблема на Вятке — это когда в углах шепчутся и говорят пакости людям, которые этого не заслуживают. Я считаю, мы потеряли один из бриллиантов нашего звездного состава режиссеров.