Клубная жизнь
В 1920-е годы в Вятской губернии появились новые учреждения – рабочие клубы. Клубы не только организовывали досуг пролетариев, но и боролись за новое сознание и новый быт. Здесь проводили свадьбы и «крестины»-октябрины под звуки «Интернационала», организовывали драмкружки, постигали труды Ленина и обсуждали проблемы сквернословия на рабочем месте.
«Комсомольский улей, пионерский муравейник»
В 1925 году в Вятке работали 14 рабочих клубов, большинство из них были созданы профсоюзами. Пролетарии массово вступали в клубы. Например, через месяц после открытия клуба имени Демьяна Бедного его членами стали 251 человек (в основном — рабочие-кожевники), через год клуб насчитывал уже около 1000 членов.
Жизнь в клубах била ключом. Сюда шли отмечать праздники, решать текущие проблемы и рабочие моменты. «Клуб Демьяна Бедного – это комсомольский улей, пионерский муравейник», - писала «Вятская правда», рассказывая о празднике, посвященном юбилею Вятского комсомола.
В клубах отмечали не только комсомольские праздники, но даже свадьбы. В феврале 1924 года в клубе «Красный железнодорожник» при станции Вятка I сыграли первую на Вятке пролетарскую свадьбу. В девять часов утра новобрачные под звуки духового оркестра прошли на сцену. Жених, товарищ Шустов, обращаясь к публике, обещал, что вступая в брак с гражданкой Вершининой, он дает пролетарское слово перед красным знаменем быть другом и братом ей на жизненном пути, ставя ее в повседневной совместной жизни равноправным членом трудовой семьи, а не женой-рабой. В ответ ему, товарищ Вершинина дала слово пролетарки, что будет верным ему другом и товарищем на их жизненном пути, и если у них будут дети, обещает воспитывать их верными бойцами за дело рабочего класса. Так свершился первый на Вятке акт пролетарского бракосочетания.
Решались в клубах и другие вопросы. В клубе Урицкого на собрании девушек-работниц Берегового района женщины обсуждали проблему сквернословия на рабочем месте. Одна из работниц сообщила, что на фабрике «Красная звезда» рабочие грубо обращаются с женщинами и девушками, ругаются матерщиной на каждом шагу.
-Нынче при советской власти этого быть не должно, мы должны изживать пережитки старого!
В клубе «Дворец труда» на городской конференции рабочей молодежи товарищ Исаченко обратился с просьбой к вятским пролетариям: «Рабочая молодежь Германии рука об руку с коммунистической партией борется с буржуазией, которая преследует молодежь, сажает ее в тюрьмы, уменьшает заработную плату, повышает рабочий день и так далее. Тысячи молодых рабочих и их родные находятся в крайне бедственном материальном положении – поддержим же их созданием материального фонда».
«А ходу нам не дают»
После трудового дня на заводах и фабриках рабочие шли в кружки: изучали труды Ленина, пели в хоре, постигали основы драматического искусства. Например, за первый год работы клуб Юзефовича наладил работу кружков – политического и литературного, музыкально-хорового, здесь выпускалась стенная газета, работало корреспондентское бюро из 25 журналистов. Летом оборудовали рабочий сад со сценой и спортивной площадкой. За год в клубе прочитали 53 лекции: политические, по продвижению, по санитарии и гигиене. При клубе работала библиотека-читальня.
Но не всегда рабочие были довольны работой клубов.
- В драмсекции рабочего клуба должны нас научить театральному искусству. Желание учиться у нас есть, а ходу нам не дают. Приглашена к нам труппа артистов-профессионалов. Эта труппа, вместо того, чтобы обучить нас театральному делу, занимаются постановкой спектаклей, а рабочие, члены кружка, или толкаются на выходные роли без слов, или просто остаются в стороне – «глазами хлопают».
В начале января 1930 года в Вятку приехал популярный поэт того времени Демьян Бедный. Он выступал перед вятскими рабочими в клубе, названном в честь него. Свое выступление он потом описывал в письме к Сталину: «Вернувшись в Вятку, я держал большую речь в клубе своего имени. После речи, горячо встреченной, раздались шумные требования: чтобы я подольше побыл в Вятке, познакомился с нею. В ответ я заявил, что нет смысла мне в Вятке задерживаться, так как никто мне ничего не показывает, я не вижу здесь фанатиков нового строительства, которые желали бы похвалиться своими достижениями, я вижу пьяную, богомольную Вятку, справляющую звериным пьянством старый рождественский сочельник».
Крестины-октябрины
4 января 1924 года в переполненном «Дворце труда» прошли так называемые «октябрины». Этот новый обряд должен был заменить крещение. Открывая церемонию, товарищ Белобородова сказала, что «пролетариат, порвав всякую связь с религией, идет теперь крестить своих детей уже не в церковь, а в клуб». Затем слово взяла товарищ Хлебникова. Ей подкинули маленькую девочку и здесь, в клубе, перед лицом пролетарской общественности, она просила доверить ей воспитание ребенка, произвести над малышкой пролетарское крещение. Девочку решили назвать Октябриной Ильиничной. Другую девочку на «октябрины» принесли родители. В честь революционерки Веры Засулич малютка получила имя Вера.
Для девочек были выбраны «крестные» - союз Всемедикосантруд (союз медицинских сотрудников) и союз рабочих местного транспорта. «На развернутые красные знамена приняли представители профсоюзов подшефных крестников». Октябрине выдали членскую книжку, а Вере – удостоверение о признании ее кандидаткой в члены союза. После «октябрин» был поставлен спектакль.
Такие же крестины проходили и в уездных городах. Например, в Котельниче на эту новаторскую церемонию в железнодорожный клуб пришли более 500 человек.
- Здесь, на этих самых подмостках, – говорит ведущий, - вы воочию увидите, как рушатся старые традиции и обряды – здесь будет совершен новый обряд «крещения» без магических движений и заклинаний со стороны людей, облаченных в рясы и другие прозодежды (специальная одежда для работы; производственная одежда – Е.Г.); здесь будет введен в гражданство новый человек, с новым именем, который с первых же дней своей жизни войдет членом в пионерскую семью, над которым комсомол возьмет идейное шефство…
Отец ребенка, работник просвещения, говорит:
- Мы с женой уже давно освободились от религиозного дурмана и поэтому своего ребенка решили «крестить» не в церкви, а здесь, в рабочем клубе, под звуки «Интернационала». Пусть комсомол даст ему соответствующее имя, воспитает его в революционном духе и введет в коммунистическую семью.
Затем от лица дружины юных пионеров вышел мальчик лет десяти:
- Юные пионеры горячо приветствуют тебя, Ким Преображенский, и дарят тебе пионерский значок и галстук.
То есть пионеры дали ребенку имя в духе своего времени - Ким, что является аббревиатурой от «Коммунистический интернационал молодежи».
Екатерина Горбушина
eka-gorbushina@mail.ru