Книжное кладбище
29.09.2014 00:05:00
1828
0
Выселят ли электронные книги книги бумажные и станет ли Россия больше читать?
«Читать подано» - под таким, несколько ироничным девизом прошел очередной эфир на радио «Эхо Москвы». Ироничным, потому что наша страна, как давно известно, читает мало. А тут еще и электронные книги выселяют бумажные. Выселят или нет, хорошо это или плохо, станет ли Россия больше читать? В этом разбирались наши эксперты.
Олег Прохоренко, главный редактор газеты «Бизнес Новости»:
Тема сегодняшнего эфира «Переживут ли бумажные книги электронное нашествие». У нас на связи известный писатель и журналист Дмитрий Губин. Дмитрий, в чем для вас издаваться выгоднее: в бумажном или электронном виде?
Дмитрий Губин, журналист, блогер, писатель:
У меня как раз недавно вышла книга в бумажном виде, и я сейчас ругаюсь с издательством по поводу того, чтобы быстрее появилась ее электронная копия. Я считаю, что ваше противопоставление ложное. Я знаю, например, что есть издательства, которые считают, что электронные книги приносят мало прибыли, но позволяют при этом продвигать бумажные книги. Дело в том, что все перечеркивается одним фактом: в нашей стране не читают ни бумажного варианта, ни электронного. Россия сегодня – это та страна, которая «почавкивает» у корыта мыльных опер. Сложные тексты сегодня вообще не воспринимаются.
Олег Прохоренко:
А что в таком случае делать человеку, который пишет? Издаваться за границей?
Дмитрий Губин:
Это хороший вариант. Но в России очень мало людей, соответствующих западному уровню. Есть, к примеру, только два человека, пишущих, так скажем, на Нобелевскую премию: это Улицкая и Терехов. Все остальные пишут политические памфлеты. На самом деле мы возвращаемся во времена Пушкина, которого тоже не читали. Пишущий человек сегодня пишет за бесплатно. Поэты это поняли: ушло время стадионов. Писательство перестало быть способом зарабатывания денег. Есть, конечно, меценаты, которые выдают гранты на выпуск книг. Есть, я знаю, люди, которым платят коммунисты за то, чтобы они писали то, что им надо.
Светлана Занько, главный редактор радио «Эхо Москвы в Кирове»:
Скажите, это временное явление или это тенденция?
Дмитрий Губин:
То, что писатель пишет бесплатно – это нормально. Он и не должен ставить своей целью зарабатывание денег. Мы же в блогах пишем не для того, чтобы получить прибыль. Если вы хотите денег, то надо писать на уровне Маркова или Жукова. Это западный уровень. В России же не заработаешь, если только ты не пишешь роман под названием «Как я влюбилась в сына своей подруги». Идет медленное умирание классического книжного рынка и его перерождение во что-то другое. Мы переходим в рынок свободного обмена, когда люди будут платить за книгу не вперед, а после того, как они ее прочтут. Книжные магазины не исчезнут, потому что не исчезает же антикварный рынок. И будем мы ходить в книжные магазины как на кладбище.
Олег Прохоренко:
Действительно книги в России перестали читать?
Евгений Дрогов, директор издательства «О-краткое»:
Я отчасти соглашусь с Дмитрием Губиным, но я далек от таких радикальных оценок. Эта дискуссия идет давно и с переменным успехом меняет полярность. То возобладает мнение, что традиционная книга умирает, то нет. Наверное, золотая середина в этой дискуссии есть. Книг действительно стали меньше читать. Если еще в 2009 году на одного человека у нас выпускалось пять книг, то сегодня – только три экземпляра. В 2009 году был пик наибольшего количества наименований книг в стране – было выпущено 127,5 тыс. наименований. Но потом эти цифры начали сокращаться. В этом году падение продолжится. Сегмент книг, выпущенных тиражом 500 экземпляров, занимает сейчас примерно 40% рынка.
Светлана Занько:
Как это сказывается на вашем издательстве?
Евгений Дрогов:
Региональное издательство имеет специфический характер, потому что мы выпускаем местный контент с упором на краеведческие темы. Поэтому у нас такого сурового падения не наблюдается. Но если смотреть другие составляющие нашей работы (это заказная литература, участие в тендерах государственных учреждений), то эти составляющие резко пошли вниз. Мы по большей части вынуждены искать авторов сами, на наши проекты сейчас все сложнее достать деньги. Все меньше частных инвесторов и меньше авторов, которые сами на свои средства издают книги. Если говорить о количестве читателей, то их меньше не стало. На всех выставках их по-прежнему очень много. В Кирове, к сожалению, средний возраст нашего читателя – за 40 лет. И я всегда с иронией замечаю, что пока будет это поколение, у нас будет работа.
Светлана Занько:
Я помню, недавно к нам со своей книгой «Знатные люди Вятки» пришел Михаил Коковихин, и мы всеми силами помогали ему эту книгу распространять: предлагали друзьям и знакомым, чтобы только окупить тираж. Александр, как вы решились на такое издание?
Александр Журавлев, генеральный директор «Кировской областной типографии»:
Практика помощи местным писателям со стороны типографии давно существует. Выдав частичный тираж, мы помогаем окупить издателю часть расходов. Потом еще часть. Если нет полной суммы на издание, мы идем навстречу: можем взяться за работу и в том случае, если есть деньги лишь на закуп материала. Нужно находить компромисс.
Светлана Занько:
У нас на связи Михаил Мальцев, директор старейшего в Перми книжного магазина «Пиотровский». Михаил, вы берете от издателей книги за деньги или под реализацию?
Михаил Мальцев:
У нас в партнерах порядка 150 издательств и со всеми работа строится по-разному. Но, так или иначе мы всегда даем отсрочку платежа, потому что так традиционно сложилось в книжном бизнесе.
Олег Прохоренко:
То есть в зависимости от того, насколько популярна книга, издательство будет получать свои средства?
Михаил Мальцев:
Грубо говоря, так и есть. Не так давно в России проводилось социологическое исследование. Получилась следующая картина: людей, которые покупают больше 20 книг в год и в Америке, и в России 16%. А дальше следует очень важный показатель: В Америке 46% людей, которые покупают о 4 до 6 книг в год. Но в России такой процент полностью отсутствует. Это некий средний сегмент. Грубо говоря, у нас не читает народ. Есть только интеллектуалы, которые традиционно всегда читают.
Светлана Занько:
А на чем вы тогда зарабатываете?
Михаил Мальцев:
На этих 16%. Наш магазин ориентирован на читающих людей. В год продается порядка 10-15 тысяч книг.
Олег Прохоренко:
Как вы конкурируете с книжными магазинами в интернете?
Михаил Мальцев:
Онлайн-торговля и книжный магазин – принципиально разные вещи. Если в Интернет-магазине вы покупаете книгу, о которой вы знали и которая вам нужна, то в книжном магазине вы покупаете книгу, о которой вы не знали, но которая вам нужна. Для этого книжные магазины и существуют. Поэтому наши конкуренты – это лишь другие книжные магазины.
Олег Прохоренко:
Насколько обоснована средняя стоимость книги сегодня?
Евгений Дрогов:
Еще несколько лет назад книжные магазины делали наценку в 50%, сейчас меньше 100% от издательской цены нет. Да и количество самих книжных магазинов сегодня резко сократилось: если в 1992 году их было 8 тысяч по стране, то сегодня около 1-2 тысяч. Чтобы выжить, магазины вынуждены продавать канцтовары. В издательскую же цену входят и полиграфические затраты, и затраты на производство книги, и наша прибыль, и авторский гонорар. Мы сегодня вынуждены снижать свою цену за счет своей маржинальной наценки для того, чтобы на полке магазина книга была доступна.
Светлана Занько:
Что значит доступна?
Евгений Дрогов:
В России ежегодно выходит несколько докладов и исследований на эту тему – все в основном сходятся на цифре в 300 рублей за книгу формата А5 средней толщины. У нас в регионе при довольно небольших тиражах себестоимость получается довольно высокой. И чаще всего наша книга на полке магазина оказывается дороже. Иначе мы бы отдавали ее себе в убыток. Только если мы привлекаем грантовую поддержку, мы можем сделать цену дешевле.
Олег Прохоренко:
А нет никакого ценового сговора между дистрибьюторами в Кирове?
Евгений Дрогов:
Нет, все диктует рынок. Понятно, что книга раскрученного автора купится в любом случае. Я, например, в магазинах книги не покупаю вообще: заказываю по почте или покупаю на выставках.
Олег Прохоренко:
У нас на связи известный писатель Сергей Шаргунов. Для вас есть разница, в каком формате выходят ваши книги — бумажном или электронном?
Сергей Шаргунов, писатель, публицист:
Для меня это не очень принципиально: главное, чтобы книгу прочитали. Но как для читателя, по-прежнему предпочтительнее бумага. И надо сказать, что и своему сыну я дам бумажную книгу. Я думаю, что такие книги никуда не денутся. А что касается моих доходов, то 40% из них составляет чистое писательство, смежная литература (статьи, репортажи) – это уже другие доходы. От традиционного книгоиздания доходов, конечно, больше, потому что электронные версии книги очень часто можно видеть в пиратских копиях. А основная сумма для писателя – это, конечно, аванс от издательства. Хотя, на самом деле, сложно понять, сколько всего было книг и какую прибыль получило издательство. Даже самое благородное издательство не поймаешь за хвост. Но я радуюсь и тому, что мою книгу читают в пиратском варианте. Да, это бьет по моему карману, но греет мое сердце.
Олег Прохоренко:
Какая средняя цена на книгу, по-вашему мнению, может считаться комфортной?
Сергей Шаргунов:
Сейчас жаба душит при всей любви к книге. Проще потратить деньги на вино с прекрасной дамой, нежели пойти в магазин и купить книгу. Я говорю не столько о себе, сколько о собирательном образе читателя. Цена книг – это проблема для всех. Я сторонник того, чтобы была выстроена какая-то здравая ценовая иерархия на книги. Государство должно вмешиваться этот процесс. Иначе ее не купят.
Светлана Занько:
А вы согласны с мнением Дмитрия Губина по поводу того, что наша страна не читает?
Сергей Шаргунов:
Это не совсем так. Советский Союз был в свое время самой читающей страной. Я часто говорю о том, что сейчас мы – самая пишущая страна. Мне кажется, что людей нужно подтягивать, нужна разумная политика государства в этом вопросе. Например, во Франции, когда был кризис, секвестировали все расходы кроме раздела культуры. Это нормально.
Евгений Дрогов:
Это же миф о том, что Советский Союз был самой читающей страной. Эти статистические цифры касались потребления и чтения периодической печати. Каждая семья выписывала до десятка газет и журналов. Читать читали, но что? А то, что мы действительно сегодня самая пишущая страна, я соглашусь.
Светлана Занько:
Все же, переживут ли бумажные книги электронное нашествие? Мы искали недавно книгу «История российского государства» Акунина и выяснили, что она стоит порядка 1000 рублей в магазине, издательство «АСТ» продает ее за 750 рублей, аудиоверсия стоит около 400 рублей, а электронная версия - всего 150 рублей.
Олег Прохоренко:
В прошлом году проводилось исследование – 48% детей читают электронные книги. Это будущее. Процентов тридцать детей вообще бумажных книг в руках не держат.
Александр Журавлев:
А как же тогда мы будем учить детей писать на планшете? Во Франции дотируются книжные магазины. В США социально-значимая литература тоже получает дотации, и цена на книги там фиксируется. Дотируется детская литература: красочная литература в Америке стоит дешевле, чем, например, «покет-бук». И у нас должна быть пересмотрена госполитика в этом вопросе.
Подготовила Елена Окатьева
lena.okatieva@yandex.ru