Кошмары на улице вузов
Все четыре государственных вуза пока сохранили свои статусы. О том, какая оптимизация их ждет, будет известно в конце ноября.
Круглый стол
Анатолий Чурин, глава департамента образования Кировской области
Владимир Сизов, ректор Вятского социально-экономического института
Валентин Пугач, ректор Вятского государственного университета
Виктор Мохнаткин, ректор Вятской государственной сельскохозяйственной академии
Екатерина Тарловская, депутат Гордумы, преподаватель Кировской государственной медицинской академии
Недели не прошло, а два кировских государственных вуза успели пережить чуть ли не клиническую смерть: после общероссийского мониторинга их записали в список неэффективных, а спустя пять дней, выписали. Речь о ВятГГУ и «Вятской госсельхозакадемии»: областной власти удалось отстоять их право на жизнь в несколько измененном состоянии. Ни закрытий, ни объединений им пока не грозит.
Отстояли
Анатолий Чурин:
– После мониторинга всего 136 вузов и 450 филиалов по стране оказались с признаками неэффективности. Но те пороговые показатели, по которым проходил отбор, весьма своеобразны. О чем говорит такой критерий, к примеру, как подготовка иностранных студентов? Разве не должны вузы в первую очередь готовить наших соотечественников? Кроме того, показатели, определяющие эффективность работы учреждений, уже давно прописаны в документах по их лицензированию и аккредитации. Они касаются и квадратных метров, и количества книг в библиотеках, и наличия лабораторного оборудования. При прошедшем же мониторинге мы увидели весьма сомнительный подход к этому процессу, и ничего, кроме недоумения, он не вызывает.
Виктор Мохнаткин:
– Мы можем сейчас долго рассуждать на тему того, что хорошо, а что плохо, но решение принято, как мы знаем, на самом высоком уровне. Я считаю, что мониторинг нужно было проводить давно. Мы опоздали. Накопилось много проблем с финансированием, точнее с недофинансированием, в том числе и науки. Конечно, ректорское сообщество выступало на различных форумах, доводило до руководства страны суть накопившихся проблем. Видимо, начало их решению положено.
Екатерина Тарловская:
– Мне кажется, что критерии, выделенные Министерством образования, говорят лишь об экономической эффективности вузов. Это касается и количества площадей, и денег, зарабатываемых научно-исследовательскими лабораториями. Они никак не связаны с качеством обучения в этих учреждениях. В Пермском крае, например, в одном из вузов неправильно посчитали количество обучающихся, и вуз попал в списки неэффективных. Так мы ни к чему не придем.
Виктор Мохнаткин:
– Уместно ли критиковать и оценивать деятельность Минобра? К слову надо заметить, что запрашивались и наши, ректорские предложения. Но мы, конечно, не знаем, насколько они были учтены. Мониторинг проведен, теперь надо думать о том, как его оценивать. Если он проводился с целью закрыть 20% вузов, как официально озвучивалось, это одно, если с целью выявить, в каком состоянии сегодня находятся учебные учреждения, это другое. Сейчас общество взбудоражено тем, что было озвучено официально, а именно заявлением о сокращении. Но кто сегодня может сказать, сколько вузов у нас должно быть?
Анатолияй Чурин:
– Мы уверены, что для нас важны все четыре кировских государственных вуза. Так, сельхозакадемия определяет кадровую политику в области сельского хозяйства. Никто, кроме гуманитарного университета не готовит педагогические кадры. Когда они попали в красный список с признаками неэффективности, позиция правительства была определена сразу - нам нельзя подвергать вузы какой-либо серьезной реорганизации. Тем более, когда мы проанализировали их показатели за 2011 год и сравнили с текущим годом, получилось, что они возрастают. Было подготовлено письмо губернатора к министру, состоялся их разговор. Я с вверенными мне полномочиями по защите вузов поехал на совещание в Москву. Так получилось, что Кировская область оказалась первой в списке приглашенных на комиссию. На заседании присутствовали представители министерств сельского хозяйства и культуры. После обмена мнениями было принято решение, что в список эффективных их включать не будут, но будет проведена некоторая внутренняя реорганизация, которая позволит в большей степени готовить специалистов по профилю вуза.
Дело в профиле
Валентин Пугач:
– Два вуза – сельхозакадемия и гуманитарный университет - исключены из списка неэффективных по причине якобы особой ценности для региона. При этом остались вопросы о том, а в чем эта ценность заключается.
Виктор Мохнаткин:
– А кто сомневается? Понятно, что сейчас вузы так и остались, если можно так выразиться, в «красной зоне». Одним росчерком пера губернатор не мог вернуть их в прежнее положение. Но огромное ему спасибо за то, что он так глубоко проник в ситуацию, и решил во что бы то ни стало отстаивать самостоятельность наших учебных заведений. Что ему и удалось. Хотя некоторые руководители регионов вообще не особенно озаботились результатами этого мониторинга. А недостатки есть у всех, тем более мы уже говорили о спорности и необъективности критериев мониторинга.
Валентин Пугач:
– Я и вас тоже понимаю. К сожалению, сегодня можно ставить в вину многим вузам тот факт, что они вынуждены заниматься образовательной деятельностью не по своему основному профилю, а для обеспечения экономической безопасности включать в свой перечень программ «модные» специальности: экономику, юриспруденцию, менеджмент. К сожалению, эти дисциплины присутствуют в большем количестве, чем профильные специальности, в сельхозакадемии и в гуманитарном университете. У тех, кто проводил мониторинг, возникают справедливые вопросы – почему вуз называется так, если большая часть студентов учится по другому профилю. Но я понимаю ректоров и понимаю проблемы с недофинансированием. Они должны обеспечивать выживаемость своих вузов.
Виктор Мохнаткин:
– Вы не правы. Мы готовим ветеринаров, готовим агрономов, зоотехников, охотоведов. Со времен СССР только мы и иркутский вуз готовили охотоведов. Обучение же экономистов в нашем регионе практически с нашего вуза и началось. Мы готовим бухгалтеров для сельскохозяйственной отрасли, но при этом работать они могут и в промышленности. Если эти специальности присутствуют в самых разных «подвалах», то почему мы, старейший вуз региона, не можем этого делать. Мы не готовим юристов, энергетиков, строителей – это не наш профиль. При этом у нас в городе 2-3 десятка филиалов самых разных гуманитарных вузов. Что они, по-вашему, делают: нашу экономику укрепляют или деньги зарабатывают?
Владимир Сизов:
– Если это камень в наш огород, то мы, несмотря на то, что являемся негосударственным вузом, прошли мониторинг добровольно. Я тоже не могу быть им довольным, поскольку заложенные там параметры не отражают эффективности работы вузов. Нужно, я считаю, чтобы процедура их оценки была естественной, а не навязывалась сверху. Высшие учебные заведения итак постоянно мониторятся, проходят аккредитации. Их достаточно и введение новых показателей, которые по-другому определяют эффективность, на мой взгляд, нерационально.
Анатолий Чурин:
– У нас в регионе больше 20 филиалов разных вузов и мониторингу большинство из них не подвергалось. И в этом вопросе я уверен, что изначально качество высшего образования в стране подпортили именно коммерческие вузы. Именно они снизили планку. Более того, я уверен, что если бы сегодня на территории области были закрыты все вузы кроме государственных, регион бы ничего не потерял. Поэтому я сомневаюсь, что после санации произойдет повышение качества высшего образования.
Валентин Пугач:
– Я вообще против филиалов даже от государственных вузов. Обеспечить достойный процесс обучения в них очень сложно. Дело в том, что ни доцентов, ни докторов наук, а порой даже и людей с высшим образованием по определенному профилю в районе не найти. В результате качество подготовки и квалификации преподавательского состава в филиалах вызывает много вопросов. Именно поэтому в наш филиал в Кирово-Чепецке преподаватели ездят из Кирова. Сейчас же мы думаем о том, что этот филиал необходимо вообще закрыть. Это вынужденная, пусть и не очень приятная мера.
Виктор Мохнаткин:
– Реальность такова, что на все филиалы замок не повесишь. У каждого из них есть лицензия, свидетельство об аккредитации. Их уже не отберешь. Система должна быть выстроена таким образом, чтобы сами вузы, в силу ненадежности, закрылись. Нужно больше внимания уделять госвузам, и перестроить нашу систему трудоустройства выпускников именно с позиции их востребованности. Сейчас мы работаем вхолостую в какой-то мере. Мы готовим учителей, врачей, кадры для сельского хозяйства, а нам их все не хватает и не хватает. На самом деле, их много, просто работают они не по своему профилю. Была же у нас когда-то система распределения специалистов. Если человек учится на государственные деньги, он должен учитывать интересы страны и отдавать что-то взамен. Сегодня никаких подвижек в этом направлении нет.
Начали с себя
Анатолий Чурин:
– До конца ноября будут составлены окончательные списки неэффективных вузов и филиалов. Они будут положены на стол президента и либо утверждены, либо – нет. Только после этого министерство будет формулировать для вузов свои предложения.
Екатерина Тарловская:
– Я считаю, что ведущие вузы Кирова нам очень необходимы. Я много езжу по стране, общаюсь с коллегами из разных регионов, могу с уверенностью сказать, что уровень подготовки наших студентов очень высок. В свое время наша сельхозакадемия была одним из лучших вузов в стране. Сейчас, конечно, есть определенные проблемы в сфере сельского хозяйства, и это накладывает свой отпечаток. Я считаю, что и гуманитарный университет надо обязательно сохранять. Если там есть какие-то проблемы, их просто надо решить.
Валентин Пугач:
– Государство в лице Министерства образования начало проверки с себя, подавая тем самым некий пример остальным. Я надеюсь, что работа по контролю и наведению порядка в сфере образования будет продолжена. С негосударственными вузами сложнее, поскольку государство не может указать учредителю напрямую, что делать. Но зато может подавать некоторые сигналы о том, например, что сейчас изменилась политика в стране, что требования к качеству образования стали выше. Тогда вся система начнет меняться в лучшую сторону.
Владимир Сизов:
А я выступаю за то, чтобы вузы сохранились, и департамент правильно сделал, что их отстоял. Что касается проверки, то сегодня, мне кажется, намечается не совсем справедливая тенденция. Как-то президент страны приказал не «кошмарить» бизнес. А теперь, складывается впечатление, что взялись за вузы.
Справка
2 ноября замминистра образования и науки России Александр Климов сказал:
«Если есть понимание, что вуз выполняет важную задачу и необходим в этом населенном пункте, будут выработаны меры поддержки для того, чтобы в течение года вывести его из зоны риска. Если есть понимание, что проблема в управлении, то будут предприняты действия по отношению к руководству. Если регионы и федеральные органы признают несостоятельность учреждения, то будет происходить присоединение к более сильным». Вне зависимости от решений, которые будут приняты, все студенты продолжат обучение на тех условиях, по которым обучаются в настоящее время.