Козыри в игре
14.12.2014 19:31:00
1449
0
Налоговые условия в России будут зафиксированы на 4 года. Бизнес пока не знает, хороши эти меры или нет.
Казалось бы, в следующем году всем придется потуже затянуть пояса. Но президент страны делает асимметричное заявление: налоговые условия в России будут зафиксированы на 4 года. И это в условиях, когда бюджет в величайшем дефиците, а наша внешняя политика убивает нашу внутреннюю экономику. Бизнес немного в шоке. И пока не знает, хороши эти меры или нет.
1. Предполагается, что налоговые условия для малого бизнеса будут зафиксированы на четыре года, а начинающие предприниматели на два года отправятся на «налоговые каникулы». Реально ли это и к чему может привести?
2. Справится ли государство с наполнением бюджета, если объявит такой налоговый перерыв?
3. Кроме этого, Владимир Путин предложил еще и свободу от проверок для тех, кто три года работал без нареканий. Вы верите в то, что это возможно? Пока подобные обещания не исполняются.
4. Время ли сегодня для подобных поблажек бизнесу? Не будет ли злоупотреблений в связи с принятием подобных законов и не разорится ли полностью наша казна?
Илья Лопаткин, директор компании «Рекострой»:
1. Как можно быть против налоговых каникул? Я - молодой предприниматель, и думаю, что на меня тоже распространятся льготы. Если честно, то у меня и сейчас достаточно комфортная система налогообложения: я работаю по патенту, и это удобно. Если бы еще был расширен список деятельности по патенту и туда бы включили строительство, было бы еще лучше.
2. Для меня это загадка: власти говорят о дефиците бюджета и в то же время готовы собирать меньше средств с предпринимателей. Если они считают, что это пойдет на пользу экономике, значит, я надеюсь, они все просчитали.
3. У меня пока не было ни одной проверки, и я, как молодой предприниматель, не сталкивался с ними. Но если их у меня не будет и в ближайшие три года, будет здорово, потому что они, как я знаю, очень сильно отвлекают от работы. Иногда ты делаешь ошибки просто потому, что в чем-то некомпетентен. Свою работу я делаю качественно, но что касается отчетов, то я не во всем разбираюсь. И это касается многих предпринимателей. Поэтому, я думаю, отсутствие проверок поможет малому бизнесу больше, чем понижение налогов.
4. Время сейчас сложное, но с налогами это никак не связано. Снижается покупательская способность, упал товарооборот, цены на материалы повышаются, а на продукцию падают. Но так было в течение последних четырех лет. Все время цена падала, потому что появлялась конкуренция, а оборот увеличивался. Поэтому скажу так: если налоги убавят, будет хорошо, а если нет, то ничего страшного не произойдет. Не надо надеяться на государство — надо надеяться на себя. Про малый бизнес и так постоянно говорят, что он ноет. Не надо ныть, надо работать.
Владимир Николаев, генеральный директор «Кировской коммерческой компании»:
1. В нашей стране все возможно, но мне интересен тот факт, что налоговые каникулы будут предоставляться только вновь создаваемым фирмам. К тому же есть такие, кто закроет свою компанию, откроет ее по новому и получит льготы. А такие, как мы — 56 лет работающие на рынке, опять останутся ни с чем. К нам претензий нет, но в любом случае все проверки и все налоги будут наши. Я в принципе не против этих налоговых каникул. Но тот, кто был законопослушным, с точки зрения конкуренции попадает в невыгодные условия. Получается, что ездят на том, кто возит. Однако, как мы знаем, от слов до дела в нашей стране проходит довольно много времени, поэтому еще неизвестно, каким это послабление окажется в итоге.
2. В послании не было сказано, о каких налогах идет речь. Если бизнес освободят от местных налогов — у региональных бюджетов не будет денег. От НДС же все равно не уйдем. Это федеральный налог, который все давно просят хотя бы уменьшить, но этого не происходит.
3. У нас столько проверяющих организаций, что даже если они составят графики, проверок у каждого предпринимателя все равно меньше не будет. А сами проверки длятся долго: последний раз, к примеру, налоговая пришла к нам в марте, а закончила только в конце сентября. И нас таких много. И проблема не в самом факте проверки, а в том, что она практически парализует работу бухгалтерии.
4. Сама идея, возможно, правильная, но ее еще надо реализовать. Никто же ничего не разъясняет, по полочкам не раскладывает. С точки зрения политики это заявление, наверное, своевременно: рубль падает, нарастает общий пессимизм. Нужно как-то взбодрить народ перед новым годом. Однако потом, вероятно, это заявление «извратят», и вряд ли оно примет справедливую форму.
Глеб Павлов, директор компании «Инженерные технологии»:
1. Предприниматели не ждали такого даже в самых смелых мечтах. Меры эти достаточно радикальные, и эффект от них, безусловно, будет. Вопрос только в масштабности. Конечно, я предполагаю, что резкого роста продукта, произведенного малыми предприятиями, не будет. Но после введения закона, я думаю, мы уже в течение полугода получим двойной эффект. Во-первых, произойдет оптимизация уже существующих предприятий (их будут открывать новые юридические лица с целью изменения своей системы налогообложения). Во-вторых, начнется более простой и безопасный выход на рынок новых образований, которые будут производить какой-то новый продукт. Эффект будет, но он вряд ли приведет к какому-то буму предпринимательской активности. Если оценить эти меры в какой-то количественной характеристике, то от ожидаемого эффекта они дадут, я думаю, процентов 60.
2. Если мы посмотрим статистику, то увидим, что доля отчислений малого бизнеса в бюджет страны крайне мала — порядка 5%, и получение определенного рода льгот на федеральном бюджете сильно не отразиться. Зато даст дополнительный толчок бизнесу для беспрепятственного развития и становления на ноги в новых рыночных отношениях. И внешнеэкономическое давление, и нехватка финансов внутри страны — все это сказывается на малом бизнесе, и если не предпринять этих мер сегодня, ситуация может значительно ухудшиться уже в следующем году.
3. Будем честными — это не выполнялось никогда. Эта мера должна была быть введена намного раньше, сегодня она не работает. Если наконец-то она будет принята, то, наверное, развяжет руки малому бизнесу в оптимизации своих процессов на три года. И это будет большой плюс. Если только злоупотребления не будут связаны с человеческим здоровьем и не будут влиять на качество выпускаемых продуктов. Иначе проверяющие просто должны вмешаться.
4. На мой взгляд, эти меры нужно было принять как можно раньше, по крайней мере, года на 3-4, когда о них только начинали говорить. Сейчас же, когда кризисная ситуация внутри страны и на внешней арене резко ухудшилась, их применили, как какой-то инструмент из загашника. Государство понимает, что в такие условия бизнес попал не по своей вине, и эта помощь выражается в подобных законопроектах. Я считаю, что сегодня это максимум, на что можно рассчитывать — козыри пошли в игру.
Олег Казаковцев, член Совета Федерации от Кировской области:
1. Я очень рад, что это наконец-то случится. Совет Федерации неоднократно говорил о подобном законе, обсуждался он и на парламентских слушаниях. Что касается льгот для вновь создаваемого бизнеса, у меня к этому проекту двойственное отношение. Предприниматели, работающие давно, задают вопрос о том, что делать им? Посыл совершенно правильный, но не должно быть такого, чтобы те, кто работают дольше, чувствовали себя ущемленными. Поэтому важно, чтобы был правительственный законопроект, чтобы не получилось так, что по статистике зарегистрировалось столько-то новых предпринимателей, а их общее количество по факту осталось бы неизменным.
2. Потеряют региональные бюджеты, потому что налоги от перерегистрации принадлежат им. В сегодняшних экономических условиях эти вопросы особенно актуальны. Когда мы говорим о фирмах-однодневках, мы прекрасно понимаем, что недобропорядочные налогоплательщики имеют конкурентные преимущества перед теми, кто полностью в рамках законодательства выполняет свои обязательства. Конечно, это путь в никуда. Поэтому одна из задач государства сегодня — создать одинаковые стартовые условия для бизнеса. Я жду конкретного законопроекта, который, думаю, нужно дорабатывать. Вполне возможно, он поступит в Госдуму в течение первого полугодия, в весеннюю сессию, потому что в разработке он уже давно.
3. Вхождение в рынок стало очень зарегулированным. Предположим, вы начали выпускать стулья: вам надо обязательно получить сертификаты, создать условия на рабочих местах — вы столкнетесь с трудинспекцией, с МЧС. Не каждый предприниматель с легкостью преодолеет все эти трудности. Поэтому здесь надо говорить не только о снижении пресса на предпринимателей, надо предоставлять какой-то период на становление бизнеса. Это не значит, что надо полностью снять контроль, но послабление необходимо. Откуда предприниматель сразу должен знать, как должны быть оборудованы места по технике безопасности? Это все приходит с ростом производства. Я думаю, что такое административное давление на предпринимателей нужно ослаблять.
4. По мановению волшебной палочки у нас ничего не произойдет. Часто бывает так, что в одном из районов произошло нарушение, и по приказу федерального ведомства везде начинаются проверки. И когда это происходит после программной речи президента, у людей возникает непонимание — президент сказал одно, а ведомства делают противоположные вещи. Поэтому мы должны прикладывать совместные усилия, чтобы бизнес развивался
Елена Окатьева
lena.okatieva@yandex.ru