Фото Алексея Мякишева.

«Крыши» и свободный бизнес

27.09.2015 12:57:00 2152 0

Последние пару недель в Интернете набрал популярность тренд «вспоминая 90-е». «БН» решили не отставать от моды и попросили вспомнить о своей бизнес-молодости в 1990 годы кировских предпринимателей. Правда, далеко не все из местных и много лет остающихся на плаву бизнесменов захотели вспоминать эти «лихие» годы переходного периода, но тем ценнее воспоминания тех, кто решил это сделать.

Вопросы:

1) Что сподвигло вас заняться бизнесом в 1990-е? Чего вам больше всего не хватало в то время?
2) Приходилось ли иметь дело с бандитами? Как спасались?
3) Как распорядились первым полученным доходом? Вкладывались в финансовые пирамиды? Чем закончился ваш опыт инвестирования?
4) Что вызывает у вас сегодня наибольшую ностальгию по 1990-м и почему?



Валерий Федяев, директор ООО «ТД «ЛОНДА»:

1) С завода «Физприбор» (последнего моего места работы на госпредприятии) я ушел в 1994 году в связи с тем, что завод начал рушиться на глазах, и перспективы работать там я уже не видел. Еще была возможность его восстановить, нужна была смена руководства, чего не произошло... Три месяца уже не платили зарплату и, чтобы кормить семью, я вынужден был уйти на "вольные хлеба". О чем сегодня нисколько не жалею.

Еще до ухода с завода я брал патент и занимался изготовлением сувенирной продукции - разделочные расписные доски и подарочные термометры. После ухода с завода начал я с того, что занял 500 рублей и поехал в Москву за товаром. В итоге вернулся обратно и без денег и без товара, а только с долгом, который надо было отдавать. Перезанявшись, снова поехал. Пробовал закупать и продавать на рынке всевозможную продукцию от кофе до "тряпок", пока не привез супруге в подарок из Москвы губную помаду RUBY ROSE, которая и определила дальнейшее направление деятельности - косметика и парфюмерия. В 1995 году 18 сентября я снял свой первый офис в Центральной гостинице, затем там же открылся и магазин, и оптовый отдел.

2) Хотя в Центральной гостинице приходилось платить мзду владельцам, это не спасало от наездов побочных "искателей легкой наживы". Однако все случаи таких попыток закончились для нас благополучно. Больше неприятностей доставляли тогда «наезды» в Москве или на трассе при транспортировании товара.

3) Тут даже вариантов никаких не было, отдал долги, а все остальное шло на развитие бизнеса, на себя тратили только самое необходимое. Работали практически круглосуточно, а если в поездке - по трое суток без сна... В МММ, слава Богу, не вложились. На ваучеры купили акции что-то типа «Гермес-союза», которые удачно «прогорели». Акции, полученные на «Физприборе», тоже благополучно пришлось похоронить, т.к. вовремя не пришел их перерегистрировать из-за того, что никто не известил.

4) Наибольшую ностальгию по тем годам вызывает та свобода предпринимательства, которая неожиданно перед нами открылась. Любое направление деятельности можно было развивать, все ниши были свободны и творческих возможностей было неограниченное количество. Покупатели очень активно реагировали на все новшества и предложения, ведь и для них многое было вновь. Нравилось вести просветительскую работу. Представляете, приходилось объяснять, почему лучше пользоваться шампунем или пеной для бритья, а не обычным мылом, как правильно красить волосы, что такое жидкая помада или пудра в шариках...

Андрей Маури, руководитель группы компаний «Маури»:

1) В 1990 году я ушел из горисполкома в неизвестность. Главная причина заключалась в том, что чиновничья работа не давала возможности реализоваться множеству идей, которые появились в то время. Начал с того, что было уже знакомо — книгоиздание. Выпускали научную, специальную и художественную литературу, четыре газеты, а еще бандероли для упаковки денег. Чего не хватало тогда? Не хватало элементарно – бумаги. Она расписывалась по фондам (это такая форма распределения ресурсов при социализме). Мне уже удавалось получать сверх фондов, это и служило фундаментом успешной работы. А всего остального хватало.

2) Прямых «наездов» со стороны бандитов не было, но были разные, скажем так, забавные случаи. Например, один «безбашенный» как-то утром подошел и предложил «крышу», я его пригласил вечером зайти и обсудить тему. Не дождался, хотя теплая встреча ему была гарантирована. 3) Свой первый доход мы получили с книги для психологов «Цветные матрицы Равена», выпущенной с предоплаты от родного пединститута. Купили на него мебель и пишущую машинку. Кстати, тоже по фондам. Что касается финансовых пирамид, то я один раз вложился во «Властелину», но когда услышал что она стала предлагать «Мерседесы» за копейки, предпочел быстро забрать свое, но уже «каблучками» (помните, был такой ижевский грузовой автомобиль?). А ваучер лежит дома, на память о разграбленном СССР.

4) У меня ностальгия только по молодым годам. На многое бы, с вершин сегодняшнего дня, уже не решился. И еще, жалею, что в семье только двое детей. Это мало. Особенно это понимаешь когда смотришь на быстро растущего внука.


Андрей Морозов, генеральный директор компании «Калинка-Морозов»:

1) Во-первых, в тот момент был дефицит товара отечественного производства. И нам хотелось создать такой продукт, который бы возместил эту брешь. Во-вторых, сложилось так, что в нашей семье всегда шили, но шили на дому. Вообще-то это запрещалось, поэтому шили втихаря, из-под полы. В 1990-е появилась возможность официально и легально заниматься своим любимым делом.
Мы начали с открытия пошивочного ателье. Шили попугаев из искусственного меха для детских садов.

2) Вопросы с бандитами возникали. А как без этого? К нам за день могло приехать 2-3 «бригады» по очереди и предложить свои услуги «крышевания». Но мне в этом отношении повезло. Все «бригадиры», которые приезжали, они были спортсменами. А так как я заканчивал факультет физвоспитания и одно время работал в школе учителем, то получалось так, что с одним «бригадиром» я учился на одном курсе, другой был моим учеником в свое время, третий — моим соседом. И в общем как-то так все получилось, что все те люди, которые город «держали», оказались моими знакомыми. Они, тем не менее, ко мне приходили, говорили, что «все платят и тебе надо платить». Я долго думал, кому из них платить, но в итоге так никому не заплатил. А потом и времена эти прошли.

3) Все первые доходы, которые мы получали, мы вкладывали в производство. Покупали сырье, оборудование, материалы, потому что был очень большой спрос на продукцию. Нужно было производить. Каждый год практически мы открывали новые цеха. Тогда была целая проблема — взять помещение в аренду. Мы же вообще начинали с гаража.
Финансовые пирамиды меня никогда не интересовали, и я этим никогда не занимался. У меня, по-моему, были какие-то акции «Белки», которые мне так ничего и не принесли.

4) В 1990-е, несмотря ни на что, мы больше производили отечественного товара, чем это делается сейчас. И был спрос на отечественный товар. Экономика государства была устроена таким образом, что мы получали льготные кредиты на развитие производства, и производство развивалось.

 

Светлана Муравьёва
murraviova@yandex.ru

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 


Также читайте