Лагерь длиною в жизнь
Скромная девочка с косичками, 13-летняя Настя совсем не похожа на «трудного подростка». Открытая, спокойная, доброжелательная и очень «домашняя», она с первого класса вынуждена жить в интернате и быть «режимным ребенком». Государство распланировало ее будущее на несколько лет вперед, и если в жизни Насти не появятся любящие родители, в этом будущем вряд ли найдется место Настиной мечте - стать археологом.
Березовый день
«8.00 — подъем
8.20 - зарядка
8.45 - линейка
9.00 — завтрак...
… конкурсы, кружки, обед, тихий час, полдник, ужин, дискотека, отбой...»
На стене здания столовой в детском лагере «Березка» большими буквами расписан режим дня. Все четко и по часам, ни минуты для «ничегонеделания». Мимо столовой под задорные песенки «про любовь» (музыка вырывается из динамиков, оглушая весь лагерь) проходят, пританцовывая , подростки. Пару недель «режимной», но веселой жизни — и они уедут отсюда к своим родителям. Так и должно быть. Настя Никитина тоже уедет, только не к маме с папой, а в интернат, где снова все будет четко и по часам.
- Что поделать, у нас «режимные» дети, - улыбается воспитатель Нововятской школы-интерната Наталья. На время «лагерей» она — и воспитатель, и вожатая, и мама.
У Насти есть настоящая мама. Правда, в последний раз мама приходила к дочке «в состоянии алкогольного опьянения» (как корректно выражается Наталья) примерно год назад. Настя вышла, поздоровалась и ушла. «Стесняются они таких родителей», - приглушая голос объясняет воспитатель. Раньше родительница, лишенная своих прав на ребенка, хотя бы иногда вспоминала о дочери, теперь от нее нет никаких вестей. В мамину жизнь Настя не вписывается: так бывает, когда в семье начинает командовать алкоголь. В меру сил о девочке заботилась бабушка, а год назад Настя потеряла и ее: бабушка умерла. Надежды, что девочку возьмет в семью кто-то из родственников, практически не осталось.
А Настя надеется, что у нее появятся настоящие родители. И когда-нибудь, как ко всем ребятам, приедут к ней в лагерь в родительский день, а в конце смены заберут домой. В настоящий дом.
- Главное, чтобы родители были дружные, - как-то не по детски серьезно говорит Настя, пока мы идем к ее временному «дому» — корпусу на Центральной 3.
Настина песня
«При-шла и оторвала голову нам чумаче-ча-я весна», - орут динамики. Настя, в основном, молчит. Она в голубом платье. Волосы аккуратно заплетены в две косички-дракончики, руки все время ищут поддержки друг в друге... Волнуется.
- Вот это наш корпус. Наша умывалка — сине-белая. Всего нас в отряде 32 человека вместе с воспитателями, - рассказывает Настя. У нас небольшая экскурсия в «режимную» жизнь.
Старый домик-корпус, синие стены, 4 комнаты, кровати и тумбочки. Настина кровать — верхняя у окна. У корпуса — теннисные столы. «Играю немного, Катя меня учит», - вскользь замечает Настя.
Катя — это подруга Насти, они вместе живут в интернате. Друзей у Насти не так и много. «На контакт с людьми она идет избирательно и очень хорошо чувствует, где фальш, а где искренность, - объяснит мне позже воспитатель Евгения. - Но если Настя к кому-нибудь привяжется, то отдает себя полностью».
У соседнего корпуса звучит гитара. На скамейке «брякают» два парня. Эта смена в «Березке» - музыкальная. Почти в каждом отряде есть своя музыкальная группа, а в конце смены предполагается большой фестиваль.
- Мы оба самоучки, - рапортует бойкий блондин лет 14-ти. - Вам гитару надо? Пожаааалуйста. Тем более, она не моя. Гитара Наташина, она хороший человек, она всем делится, забирайте хоть навсегда... А ты тоже играешь? В музыкальной училась? Сыграй нам че-нить такое...!
Настя ставит ля-минор и замирает.
- Забыла... - смущенно улыбается девочка.
Сейчас она разучивает песню «Перемен». Страстью к гитаре Настю, как и многих «интернатских», заразил один очень музыкальный мальчик. Однажды он поступил в интернат, взял в руки гитару... а теперь на гитаре играет пол-интерната. Работает даже кружок с профессиональным наставником. Настя ходит заниматься с удовольствием. А еще посещает танцевальную, музыкальную, любит петь, вышивать, выступает на сцене, мечтает научиться играть на барабанах. В интернате Настя занимает пост помощника министра образования (ведет учет успеваемости ребят, отчитывается на «линейках», сколько положительных и отрицательных оценок они заработали) и старается заботиться о маленькой девочке, которую тоже зовут Настя.
Будущий археолог
Что будет дальше? Если в судьбу Насти не ворвется ветер перемен, она доучится в интернате до 9-го класса, затем поступит в профтехучилище, где получит профессию швеи или повара. Бывает, что детей из школы-интерната переводят в 10 класс общеобразовательной школы, после окончания которой можно поступить в институт. Но у Насти такой перспективы, скорее всего не будет, предполагает воспитатель Наталья, «потому что учится она на троечки».
А Настя хотела бы стать археологом. Об этой профессии девочка вычитала в книжках. Вот только на археологов в профтехучилище не учат.
Если вы хотите, чтобы Настя стала членом вашей семьи, всю необходимую информацию можно получить у главного специалиста департамента образования Ольги Мальцевой, по номеру 649057