Линия Путина
Минувшая неделя ознаменовалась массовым общением президента с народом. Очередная «прямая линия» побила прежние рекорды: продолжительность 4 часа 48 минут и более 3 млн вопросов (Путин успел ответить на 85).
Из горы социальных вопросов и ответов, «БН» отобрали для своих читателей те, которые связаны с бизнесом и в ближайшее время будут оказывать самое непосредственное влияние на деловое сообщество страны. Ведь, как известно, гарант Конституции слов на ветер не бросает: даже пожелания президента очень быстро трансформируются в «обязательные к исполнению».
Спасение малого бизнеса
Еще до просьбы предпринимательницы из Нижегородской области снизить отчисления в социальные фонды, Владимир Путин заявил, что малый бизнес «необходимо спасать». Тем самым, глава государства косвенно признал, что попытка сбалансировать Пенсионный фонд за счет предпринимателей не только провалилась, но и повлекла за собой резкое сокращение прослойки «малых» бизнесменов.
«Сейчас рассматриваются несколько вариантов решения этой проблемы, - заявил Владимир Путин. - Один - я считаю его основным - возвращение к системе, при которой исчисление этой схемы будет проходить на базе одного МРОТа (при доходах не более 300 тысяч рублей отчисления будут составлять 1 МРОТ, при доходах свыше 300 тысяч рублей — 1 МРОТ + 1% с доходов, которые перешагнули заветную планку)».
Президент отметил, что «уход в тень» и закрытие бизнеса — вещи недопустимые, так как это влечет за собой сокращение рабочих мест, и пообещал предпринимателям «ускорить» правительство с принятием данной системы отчислений.
180 млрд для аграриев
Не обошлось и без вопроса о ВТО со стороны сельхозпереработчиков. «Наш сельскохозяйственный регион боится оказаться на грани банкротства, - заявила президенту глава мясокомбината Белгородской области Наталья Королькова. - После вступления в ВТО мы понесли серьезные убытки. До 2015 году нашу отрасль поддержат субсидии, а что дальше?»
Путин заверил, что вступление в ВТО — это не конец для сельского хозяйства. «В чем заключается опасность для отрасли? - принялся рассуждать президент. - Сокращение господдержки и доступ к рынку дешевого и качественного товара. Доступ дешевого товара направлен на то, чтобы подтолкнуть нашего производителя к производству более качественного товара по более низкой цене. Конечно, есть и угрозы. Чтобы их купировать, была разработана система мер защиты, субсидирование будет продолжаться. В частности, увеличится объем поддержки: в этом году аграриям будет выделено примерно 180 млрд рублей».
Кроме того, Путин пообещал сохранить низкую ставку по НДС и напомнил о сохранении квот.
Проценты по кредитам
На вопрос «почему Кипру — кредит под 4%, а нам за 20%» Путин ничего конкретного не ответил, отметив лишь, что российские банки «слишком увлеклись прибылью и переоценивают риски ведения бизнеса в Российской Федерации».
Мы в рыночном режиме проанализируем ситуацию, - пообещал глава государства. - Внутри страны кредиты выдают коммерческие организации, на межгосударственной основе их выдают под госгарантии, поэтому и ставки другие. Пример с Кипром говорит, что это не всегда надежные вложения. Это первое. Второе: если мы сами размещаем ставки, то под полтора-два процента. А даем под четыре. Это выгодно.
Инициативы и монополии
«Простой телезритель из Москвы» Геннадий Андреевич Зюганов спросил президента об инициативе «Опоры России», а именно — кто и опираясь на какие ресурсы, сможет создать в стране заявленные 25 млн рабочих мест.
«Создание рабочих мест - это инициатива бизнес-сообщества, решать ее будет сложно, - признал Владимир Путин. - Но если ставить только легкие задачи, то развития не будет. Мы можем создать 25 миллионов новых рабочих мест за счет реконструкции имеющихся активов. Мы работаем в конкурентной среде, целые отрасли создаются заново. Например, во времена СССР у нас была слабая фармацевтическая отрасль. В 90-е годы вообще все развалилось. По существу, у нас создается новая фармацевтическая отрасль. Причем - на новой базе. Создаются новые фармацевтические предприятия. Создаются предприятия и в энергетической сфере. В гидроэнергетике, в авиастроении - тоже новые предприятия. У наших предприятий масса потребителей за границей. Так что шансы на создание 25 миллионов рабочих мест у нас велики».
Что же касается естественных монополий, то, по словам главы государства, за рост тарифов ответственны региональные власти. «Увеличение цен связано и с неблагополучным положением в сфере ЖКХ, - заверил всех гарант Конституции. - Мы заморозили рост тарифов на естественные монополии: газ, перевозки, электроэнергию и т. д. Но когда приходят платежки, люди видят рост цен. Это связано с тем, что в регионах пересматривают нормы, что недопустимо. Надеюсь на соответствующую реакцию местных и региональных властей».
Экономический кризис
Не обошлось и без более пространных вопросов об экономическом спаде и о том, совпадает ли мнение Путина с мнением экспертов от экономики. «Ничего необычного и неожиданного здесь нет, - даже несколько обиделся президент. - Все эксперты, а мы уже сами стали давно экспертами, прекрасно понимали, что спад в мировой экономике - особенно в Еврозоне, ведь ЕС - наш главный экономический партнер - не может на нас не сказаться. Мы собирались в Сочи с руководителями министерств, ведомств и Центробанка с экспертами. Говорили о проблемах в мировой экономике, о том, как они отражаются на нашей экономике. Это была рабочая встреча. Мы собрались, чтобы оценить ситуацию, послушать разные точки зрения, понять, есть ли в этом спаде наш вклад. Часть членов правительства считает, что наш вклад здесь есть, другие с ними не согласны, они считают спад последствием процессов в мировой экономике».
На предложения отправить правительство в отставку в полном составе Путин попросил дать ему еще время, ведь кабинет министров в сегодняшнем составе «не работает и года».
- Надо, чтобы все руководители любого ранга чувствовали и понимали, что рядовые граждане внимательно следят за результатами нашей работы, - заявил президент. - И на их оценки нужно ориентироваться. Что касается правительства, я многократно слышал призывы уволить того или иного министра. Спрос со всех уровней власти должен быть жестким, но правительство не работает еще и года - конечно, претензий накопилось много, но надо дать людям реализовать себя.
Роскошь и коррупция
Также в рамках «прямой линии» Владимир Путин подтвердил свою позицию по налогу на роскошь и сообщил, что введение такого налога в отношении дорогой недвижимости необходимо. «Он должен быть введен», — заявил президент. - Вопрос разрыва в доходах крайне острый и крайне важный, и не только для нашей страны. Европа в этом смысле социализирует свою экономику». Правда, признал, что сейчас по этому вопросу в Правительстве РФ есть некая заминка. «Несмотря на мои многократные разговоры с членами правительства, как-то они все не могут найти должного и нужного, возможного варианта внедрения этой системы применительно к недвижимости. В чем заминка? В кадастровой оценке земли», — сказал Путин.
Также главе государства пришлось отвечать на многочисленные вопросы, связанные с коррупцией, так как «дело Оборонсервиса» всерьез разозлило общество. «Знаете, я считаю, что коррупция вообще, а в нашей стране, в частности, она… вообще, коррупция есть везде, - многозначительно заявил глава государства. - Хочу вас заверить – вопрос в уровне этой коррупции. Не скрою, что у нас особенно бытовая коррупция носит запредельный характер. И, по сути дела, представляет угрозу для общества в целом, поэтому будем с ней бороться с не меньшим упорством, чем с инфляцией в экономике, будем ее добивать. Настолько, насколько это возможно».
Бизнес-климат похорошел
В заключение, Владимир Путин заявил, что в России в целом заметно улучшение бизнес-климата, однако проблемы все еще остаются. «Хотя с точки зрения подключения, скажем, к объектам электроэнергетики еще очень много проблем», — сказал он.
Президент отметил, что улучшение условий ведения бизнеса в России отмечено и в международных рейтингах. Хотя и оговорился, что подобным рейтингам доверяет не полностью.
Светлана Муравьёва
murraviova@yandex.ru
О чем бы вы спросили у президента?
Николай Баранов, директор СХП «Кировское»:
- Будут ли продлены сроки кредитов, взятых на строительство животноводческих комплексов в рамках программы развития АПК. Когда в ВТО вступали США и европейские страны, руководство этих стран простило все долги собственным крестьянам. Мы этого, конечно, уж не просим, просим лишь продлить сроки кредитов.
Константин Каргопольцев, директор компании «Вяткаевролес»:
- Я бы спросил у президента, планирует ли он сохранение России как государства в ближайшие 10-15 лет. А то у меня очень большие сомнения в этом.
Алексей Винокуров, директор кировского представительства ООО «МаТИК. Яковлев и партнеры»:
- Вопросов масса, причем из совершенно разных сфер: ЖКХ, промышленность, внутренняя и внешняя политика, экономика и т.д. Интересно все, но спрошу из того, что «ближе к телу». Принятая госпрограмма «Юстиция» предлагает глобальные изменения в законе об адвокатуре. А именно — предполагается установление адвокатской монополии на представительство в судах. Как это все будет происходить? Далеко не все юристы имеют статус адвокатов (например, это касается большого пласта корпоративных юристов, представляющих интересы своих компаний и организаций). Как им быть? Закон в предложенном виде не прописывает четких механизмов решения данной проблемы.
Василий Созинов, директор кировского филиала страховой компании «Цюрих»:
- У меня есть вопрос о ЖКХ, но, я думаю, его и так зададут. Я бы, наверное, спросил что-то более стратегическое. Например, почему у нас все деньги крутятся в Москве? Раньше в столицу ездили за колбасой, теперь на заработки. Из регионов в столицу «вымываются» все ценные кадры. Почему бы нам не сделать в стране несколько финансовых и экономических центров? Это первый вопрос. И второй: собирается ли правительство в ближайшем будущем как-то развивать регионы?
Сергей Голофаев, гендиректор ОАО «Кировский машзавод 1 Мая»:
- Я бы спросил у президента, когда уже будет сформирована промышленная политика в стране и принят соответствующий законопроект? 12 лет говорим об этом, но воз и ныне там. Промышленность задыхается без этого документа. Нам нужны внятные правила игры и взаимоотношений власти и промышленности.