Депутаты считают, что зачастую идет сращивание исполнительной власти и главы муниципального образования.

Лишняя голова

03.05.2015 16:57:00 2100 0

Заксобрание Кировской области приняло большинством голосов закон об отмене двоевластия в районах.

Закон этот ждали многие, слишком громоздкой и нерациональной казалась существующая система. Однако вместе с упорядочиванием управленческой системы на местах, население получает назначаемого «сверху» (а не выборного) главу. Хорошо это или плохо? Мнения народных избранников по этому вопросу кардинально разошлись, однако сложно не согласиться с тем, что муниципальные выборы уже давно перестали быть «всенародными».
 
Един в двух лицах
Закон, о котором говорили год, начал свой путь к практическому воплощению. Избавиться от двоевластия в районах, согласно официальным данным, предложили сами главы муниципальных образований, а позволило им это федеральное законодательство, отдавшее на откуп право выбора субъектам. Новый законопроект не только убирает одну лишнюю «голову» в системе управления муниципальным образованием, но и вводит новую процедуру избрания глав муниципалитетов.
 
Законопроект предполагает, что глава района, городского округа будет избираться на конкурсной основе и после избрания возглавит одновременно местную администрацию. Для проведения конкурсного отбора в муниципальных образованиях будут сформированы конкурсные комиссии. При этом половина членов конкурсной комиссии назначается местной думой, другая половина – губернатором (последний за это уже получил порцию критики). После проведения конкурсных испытаний комиссия определяет победителей, из числа которых представительный орган и будет выбирать руководителя муниципального образования.
 
Однако положения нового законопроекта не распространяются на гг. Киров и Кирово-Чепецк, а также ЗАТО Первомайский - здесь главу будут избирать местные парламентарии из своего состава. Избранный кандидат возглавит и представительный орган с правом решающего голоса.
 
Главы городских поселений и их администраций в одном лице согласно законопроекту будут избираться на муниципальных выборах. Такая же схема предлагается для сельских поселений, но здесь избранный кандидат будет един в трех лицах: глава поселения, глава администрации поселения и председатель думы.В поселениях, где функции представительного органа выполняет сход граждан, глава избирается на этом самом сходе и исполняет полномочия главы администрации.
 
Главы районов обеими руками «за» законопроект. И позиция у них, в общем-то, одна. «Единоначалие» позволит упорядочить все управленческие процессы, считает глава Верхнекамского района Андрей Олин. О потенциальном отсутствии конфликта интересов и повышении эффективности при новых правилах игры заявили в свою очередь глава Оричевского и Слободского районов. А депутаты Заксобрания подсчитали экономию бюджетных средств, которая составила 40-50 млн рублей в год. Именно в такую сумму обходится содержание глав городских и районных администраций.Интерес областного правительства в общем тоже понятен: кроме экономии средств, значительно повысится эффективность управления территорией. Проще говоря, повлиять на главу района после принятия закона будет гораздо проще.
 
Разошлись в деталях
Это, конечно, не могло не вызвать определенную критику. Например, по словам депутата Валерия Туруло, высказанным на комитете ОЗС по местному самоуправлению, это все уже «попахивает тоталитаризмом» и «выстраиванием жесткой вертикали вплоть до села». Депутат Николай Дубравин недоволен тем, что «народ фактически отстранили от выборов»: «Не так давно за всенародные выборы выступал Совет муниципальных образований, теперь их мнение резко изменилось, - недоумевал Николай Григорьевич. - Правительство области все самостоятельно принимает и подписывает, а депутаты - отвечай. Завтра придут и назначат с Африки человека, и все поддержат, потому что так сказала область. Как так? Почему с народом не считаются? Я считаю, что каждое муниципальное образование должно само определиться, избирать ему главу через комиссию или через прямые выборы».
 
В свою очередь, Николай Коев, замглавы департамента по вопросам внутренней и информационной политики Кировской области (а именно он докладывал депутатам концепцию законопроекта) пояснил, что внесен тот законопроект, который был рекомендован самими главами на Совете муниципальных образований.
 
«Странно, до выборов губернатора все главы были за всенародные выборы, а теперь такая резкая перемена», - еще больше удивился Николай Дубравин. Поддержала «оппозиционеров» и довольно умеренный депутат Марина Созонтова, назвав исключение населения из системы выборов главы своего района «стратегической ошибкой». Остальные депутаты закон в целом поддержали, заявив, что он повысит управляемость и подотчетность глав. Разошлись народные избранники только в деталях.
 
«Этот закон давно назрел, - уверен депутат Вячеслав Ягдаров. - То, что закон сегодня не всех устраивает — это другой вопрос. Есть некоторые главы, которые сидят и ничего не делают. Я ему говорю: «в городе грязно!». Он отвечает: «так у меня денег нет, чтобы убраться!». «Так организуй людей, сделай!». «А что ты мне сделаешь? Ты меня не снимешь и не уберешь». И ведь прав. Поэтому я закон поддержу».
 
Депутат Василий Митюков также в противовес привел пример своего Подосиновского района: «В Подосиновском районе работает уже третий глава района и второй глава администрации. Если бы у нас были прямые всенародные выборы, то уверяю вас, что Подосиновский район из череды выборов бы вообще не вышел. Второй важный момент. То, что согласно новому закону глава района будет избираться не только из состава депутатов, но из более широкого круга лиц, это огромный плюс. Очень часто получается, что из депутатского корпуса выбираем на пост главы не лучших, а то, что осталось. Сегодня всенародно избранного главу, если он не исполняет свои полномочия, как уже правильно сказали, отозвать крайне сложно. Если человек ходит на работу трезвый и с 8 утра до 5 вечера, то это практически невозможно. При выборе через конкурс управляемость этим человеком значительно повышается. Закон надо принимать в двух чтениях и нечего тут долго обсуждать!».
 
С чтениями, кстати, мнения разошлись. И, забегая вперед, надо отметить, что профильный комитет в итоге все же проголосовал за принятие законопроекта только в первом чтении и доработке.«Для нерадивых глав у нас есть правоохранительные органы, - стоял на своем Николай Дубравин. - Надо привлекать и заставлять либо работать, либо уходить. Все это ерунда, что мы не можем убрать. Мы просто не хотим. У нас в районе, вообще, троевластие: еще и замглавы пытается рулить».
 
«Чтобы в рюмочную стеснялся зайти!»
Лидер фракции ЛДПР Владислав Гукасов раскритиковал «половинчатые меры» и особенно «комиссионный фильтр»: «Надо доводить дело до конца. В новом законе мне не нравится комиссионный фильтр, но еще больше мне не нравится то, что города Киров и Кирово-Чепецк остаются на прежнем формате. Это неправильно. Это два наших больших города, которые должны быть с одним главой. Мы долго ждали этот закон и с ним спешить совершенно нельзя. Поэтому надо принимать его пока в первом чтении».
 
Гукасова в отношении двух крупных городов области поддержал депутат Валерий Крепостнов, попутно высказав Николаю Коеву пожелание о том, чтобы представление кандидата на пост главы происходило заблаговременно до начала избирательной компании. «Чтобы все знали, что такой-то будет рассматриваться на главу района и чтобы он сам даже в рюмочную стеснялся зайти!» - подытожил Валерий Васильевич.
 
По мнению же Вячеслава Ягдарова, а ранее и главы Оричевского района Вадима Нургалина, «комиссионный фильтр» сработает в данной ситуации только во благо и позволит свести к к минимуму ситуацию, когда район в качестве главы получает «кота в мешке». Кстати, во время заседания профильного комитета свою позицию насчет прямых выборов скорректировал депутат Сергей Полушин:«Я всегда поддерживал идею прямых выборов глав, пока не узнал, что в Яранске за 4 года сменилось четыре главы района. Меня это очень насторожило. Может быть, действительно стоит повременить с прямыми выборами?».
 
По словам депутата Митюкова, ни о каких всенародных выборах и речи не идет, так как на муниципальные выборы традиционно ходит только 20% населения. В итоге, профильный комитет рекомендовал новый законопроект принять только в первом чтении, а далее провести более широкое обсуждение. Однако, депутатский корпус, заседавший в последний апрельский день подавляющим большинством голосов принял законопроект окончательно, то есть в двух чтениях. Впрочем, по заверению господина Коева, никогда не поздно дать задний ход. Во-первых, закон вступает в действие только с 2016 года, когда изберется новый созыв ОЗС, а во-вторых, никто не сможет помешать этому новому составу внести поправки либо вообще вернуться к сегодняшней системе выборов, если отрицательный эффект превысит сэкономленные бюджетные средства. Только вот что-то подсказывает, что вряд ли это произойдет. Кто же откажется от управляемых глав?
 
Светлана Муравьёва
murraviova@yandex.ru
VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 


Также читайте