Мебельный патриотизм
Не прошло и двух лет, как политика импортозамещения дала о себе знать – чиновники решили создать реальный запрет для иностранных производственников. Правда пока он касается только мебельной промышленности и исключительно сферы госзакупок. Чиновники самовольно лишили себя возможности сидеть на импортных стульях.
Минпромторг придумал меру для поддержки отечественного мебельного производства, но пока только половинчатую. Ведомство предлагает запретить закупку мебели импортного производства для государственных и муниципальных нужд. Предполагается, что эту нишу займут представители отечественного бизнеса.
Как отметил Виктор Евтухов, заместитель министра промышленности и торговли России, с подобной просьбой в ведомство обратились члены Ассоциации мебельной промышленности России. По подсчетам министерства только за 2015 год на кресла, столы и стулья заграничного производства было потрачено около 30 млрд рублей. И это при том, что у отечественного производства есть свободные ресурсы – многие работают лишь на половину своей мощности.
Составлен и список видов товаров, которые необходимо запретить покупать за границей: это столы, шкафы, диваны, кушетки, спальни, столовые, кухни, гостиные из дерева, а также ламинат и паркет. Кроме того, запрет коснется металлической и пластиковой мебели. Перед тем, как принять такое решение, обсуждалось несколько вариантов того, как поддержать отечественных производителей мебели — среди прочего предлагалось ввести преференции в 15% при госзакупках иностранной мебели, а также - полный запрет импорта. Остановились на госзакупках.
По данным статистики сегодня основные поставщики импортной мебели в Россию — это Италия, Германия, Китай, Турция и Польша. При этом количество ее поставок в Россию уже начало сокращаться. Так, в 2015 году этот показатель упал на 45,8% по-сравнению с 2014 годом. При этом из стран дальнего зарубежья мебели к нам стало прибывать меньше на 48%, из СНГ — на 36%. Процесс снижения происходит и в этом году. Так, в первом квартале 2016 года количество поставок импортной мебели на российский рынок упало на 44,1% по отношению к первому кварталу 2015 года. Однако при этом сократилось и внутреннее производство мебели — в 2015 году оно упало на 37%, а в первом квартале 2016 — на 22%.
По данным портала «Леспром Информ», который провел анализ развития мебельной промышленности за последние годы, в отечественном секторе этого вида бизнеса все относительно спокойно. Так, например, с 2013 по 2015 годы сильно изменились цены на машины и оборудование для мебельной отрасли. Они выросли примерно в 2-3 раза. Но при этом темпы роста цен на мебельную продукцию оказались меньше, чем темпы падения курса рубля. А это говорит о том, считают эксперты, что спрос на импортное оборудование снижается и многие производители мебели переходят на марки отечественного производства.
Как результат, в секторе производства отечественного оборудования и машин для изготовления мебели произошел серьезный рост выручки уже в третьем квартале 2015 года (этот показатель равен 132 пунктам по сравнению с 90 пунктами во втором квартале).
Кроме того, за рассматриваемый период выросла и выручка от реализации мебельной продукции. И пусть эта разница не настолько велика, но кризиса в отрасли явно нет. Так, к примеру, если объемы в оптовой торговле офисной мебелью упали в 2014 году почти в три раза по-сравнению с 2013, то уже в 2015 году этот показатель вернул свои позиции. А в розничной торговле мебели за 2013-2015 годы произошел рост на 27,3%. Самый же большой рост показал сегмент производства стульев и другой мебели для сидения – этот показатель вырос на 36,15% с 2013 года.
Кроме того, эксперты отмечают, что уровень прибыли и по оптовой торговле и по производству мебели остается в последние три года практически на одном уровне. Также существенно не меняется и показатель по просроченной дебиторской задолженности: он довольно низок, что означает, что контрагенты вовремя платят по своим обязательствам.
По подсчетам Минпромторга последние три года ежегодный объем производства мебели в России составлял около 140 млрд рублей. Объем закупок мебели для государственных и муниципальных нужд равен соответственно 20% от этой цифры. Чиновники подсчитали, что новый запрет позволит российским мебельщикам почти на треть прибавить в объемах производства, а также увеличит количество рабочих мест в этой отрасли на 7-9%. Итогом для экономики страны станет увеличение налоговых отчислений в бюджеты всех уровней: в итоге они должны вырасти до 3,2 млрд рублей. Пока же, как считают в министерстве, мощности российских компаний загружены только на 60%.
Подобная мера может дать толчок развитию всей лесной промышленности – от лесозаготовителей до производителей древесных плит. Так считают чиновники, уверенные в том, что они дают несомненные преимущества отечественному бизнесу. Они ждут, что скоро на нашем рынке появятся новые предприятия по производству мебельных тканей, фурнитуры, лаков и красок. Говорят о том, что создан специальный фонд поддержки мебельной промышленности и его средств хватит на создание новых заводов. Сам бизнес больших надежд не питает, так как не все предприниматели работают с госзакупками. «Вот если бы в этой сфере стало меньше коррупции...», - говорят предприниматели. Ну а чиновники, которые скоро останутся без немецких и итальянских кресел, пока сильно не расстраиваются. «Мне без разницы, на каком стуле сидеть, - говорит один из них, представитель кировской администрации.
Елена Окатьева
Lena.okatieva@yandex.ru
Александр Вржещ, коммерческий директор компании «МФ «Стайлинг»:
Такая мера сильной поддержки нам не окажет. Было бы лучше, если бы ввоз импортной мебели на отечественный рынок запретили вовсе. Что касается, к примеру, нашего предприятия, то по госзакупкам мы поставляем только 1% мебели, все остальное (99%) – уходит в розницу. Конечно, в связи с ростом евро, конкурировать с иностранными компаниями стало легче, но если бы были приняты другие меры по поддержке отечественных производителей, стало бы еще лучше. Возможно, тогда мы смогли бы сами выходить на европейский рынок и конкурировать там с другими игроками. Пока же мы не имеем возможности поучаствовать даже в тендерах собственного государства, потому что они очень коррумпированы. Большинство техзаданий прописаны под заранее выбранные компании.
Игорь Израилев, генеральный директор компании «МЦ-5»:
Конечно, это неплохая возможность для развития наших производств. При этом я могу вас заверить, что российская мебель – одна из немногих, которая соответствует мировым стандартам. Я часто бываю на выставках и вижу, как много там представлено качественных отечественных марок. В результате подобных мер, конечно, произойдет рост российской промышленности, но он будет зависеть и от того, как изменится политика в сфере госзакупок. Пока она недостаточно прозрачна. В целом же, я считаю, такой меры достаточно – полный запрет на ввоз иностранной мебели не нужен. Здоровая конкуренция всегда должна быть.