Мечта «с фатой и конфетами»
А какая может быть мечта у девочек в 16-летнем возрасте...
«Эта пьеса о любви», - сказал Борис Павлович после спектакля «Наташина мечта», сыгранного уже не первый раз в «Галерее прогресса». Изначально эта работа была создана для школы и именно там и начинала жить. Однако круг ее поклонников сейчас стал намного шире.
«Какое право она имела с ним целоваться? Какое право имела его отбирать? У нее че, другого нет что ли? У нее все есть, все, у нее родители есть, она в доме живет, у нее сережки есть, косметика, помада, «сотик», одежда всякая, она поди печенье килограммами лопает… Я первая его нашла, я первая в него влюбилась!» - одна из двух Наташ — главных героинь спектакля, выросшая в детдоме, нашла свою мечту. Только тут же обиделась на судьбу и весь мир за то, что эта мечта не отвечает ей взаимностью и довела до комы ту, которой повезло больше. Она не хотела так, искренне уверена она, она просто хотела, чтобы с «фатой и конфетами».
С конфетами же больше повезло другой Наташе — казалось бы, полной противоположности первой: отличнице, умнице и спортсменке, а главное - родившейся в любящей семье. Однако кроме этого ей еще хотелось работы на телевидении и любви, за что и приходилось конкурировать с соседкой-наркоманкой. «А на следующий день, уже после эфира, после того, как мама меня всю исцеловала, и папа подарил мне мое первое в жизни колечко с изумрудом, я услышала, как мать выгоняет ее из дома… Значит, он ее тоже выгнал. Значит, победила я….».
Кто из этих девочек страшнее? - был первый вопрос на обсуждении после спектакля. Обе? Или отличница ужаснее? А другую Наташу ее мечта привела практически к убийству... Так кто же? И куда приводят обычные детские мечты? «Я поняла, что в каких-то моментах я могу идентифицировать себя с отличницей, и это ужасно», - сказала одна из зрительниц. «Они вообще обычные, хоть и страшные, переживают самые настоящие подростковые эмоции, - сказала другая». Все это уже показывали и еще не раз покажут детям-школьникам. Их реакция, говорят артисты, самая разная: от полного ухода в себя до смешков и веселых комментариев. «В этой работе несколько уровней интерпретации, - резюмировал сам Павлович. - Она и о любви, и о мечте, и о зависти, и о сильном чувстве собственности, какое бывает только в детском возрасте».
Эта пьеса не ставит перед собой задачу заставить нынешних подростков, в чем-то очень похожих на этих героинь, измениться. А вот показать их со стороны и изнутри может. И главное, окажет посильную помощь в их рефлексии.
Ради этого, напомним, Павлович создал свою «Драматическую лабораторию» (если можно так выразиться, любительский театр) больше пяти лет назад на базе ВятГГУ, откуда в прошлом году ушел. «Наташина мечта», так же как и спектакль - причина его ухода из университета - посвящена Леониду Ковязину, которого обвиняют в участии в массовых беспорядках в Москве. Теперь лаборатория обрела гораздо более независимый дом — в «Галерее Прогресса», где проводит и занятия, и спектакли.