Метафизика Петербурга
Загадочное название «Постижение мифа», появившееся недавно на культурных афишах города, скрывает за собой работы современных питерских художников-графиков.
Долгожданная встреча произошла в начале суровой вятской весны. Северные гости теплом тоже не порадовали: тона их работ совсем не яркие и призывают скорей к рефлексии, чем к простому любованию. Потому и называется выставка «Постижение мифа»: всеми средствами художники Петербурга пытаются бороться с неприглядной реальностью сегодняшнего бытия, ищут то, что можно ей противопоставить.
Впрочем, одна художница Анастасия Зыкина нашла свой ответ, с которым мало кто сможет поспорить: ребенок. В ее работе, открывающей выставку, мы видим красивый силуэт женщины с большим прозрачным животом, внутри которого можно разглядеть готовящегося появиться на свет малыша.
– Этот цикл работ «Послание» я начала создавать около года назад, - говорит художница, находящаяся, кстати, в интересном положении. – Это такая медиативная работа. Я, как художник, впитываю в себя все происходящее вокруг, а потом отдаю. К примеру, когда я работала над циклом работ по Федору Достоевскому и Леониду Андрееву, мое внутреннее состояние было довольно тяжелым.
Весь этот проект организовался благодаря именно Анастасии. Она родилась в Кирове, а в 19 лет уехала в Санкт-Петербург. Еще год назад договорилась с нашим музеем, и именно сегодня для нее более волнительный день, чем выставки в Париже, Берлине, или где-нибудь еще. Ей очень хотелось приехать в Киров и привезти сюда своих друзей-художников. И те не стали возражать. Но оптимизм организатора выставки они заметно разбавили. Так, к примеру, на соседней стене сегодня висит ироничный офорт «Год крысы» Михаила Гавричкова. Изображен там люмпен: женщина с хвостом крысы роется в контейнере для мусора, рядом с ней коляска, которая используется совсем не по назначению, а вся заполнена пустыми бутылками, тут же бегает кошка с крысой в зубах. На другой работе «С новым годом» мужчина в одиночестве ест за столиком у ларька быстрого питания сосиску. Абстракции выставке добавила, к примеру, Зоя Норина. Ее работа «Точка замерзания» удачно вписалась в наши климатические условия. Художница никак не ожидала, что у нас в конце февраля вдруг стукнет минус 17.
Всего в выставке приняло участие 15 художников. Стили и техники представлены самые разные: и работы в стиле «магического экспрессионизма» (как его называют сами художники), и метафизические литографии, и гравюры, и шелкография. И идеи, несмотря на попытку объединиться под одним названием, самые разные. Вот Петербург старинный, вот карикатура на его обитателей, а вот и нежные, почти классические силуэты. Именно такой сегодня видят душу города современные художники.