Может ли Вятка стать брендом?
В области стартовала программа «Покупай вятское!» Что это - первый шаг к интеграции или пиар-акция?
Павел Ануфриев, глава департамента развития предпринимательства и торговли Кировской области
Владимир Журавлев, депутат Кировской городской думы, преподаватель кафедры экономики и управления КГМА
Владимир Метелев, руководитель объединения предприятий «ПРИНТО»
Дмитрий Кайсин, директор портала «Вятка-на-сети»
Юрий Шлемензон, гендиректор «РЕН-ТВ Киров», член Общественной палаты Кировской области
Брендирование регионов — требование современной экономики: Россия вступила в ВТО, и конкурентоспособность сегодня должна оцениваться уже не только с позиций положения в Приволжском федеральном округе. Кроме великих земляков или народных промыслов Вятке необходимо движение в будущее. Но создать бренд региона гораздо сложнее, чем бренд отдельной компании, услуги или продукта. Яркое начало не может заменить реалистичного понимания проблем области, а движение в будущее — обойтись без консолидации общества.
Покупай вятское по адресу
Павел Ануфриев:
«Покупай вятское!» это реакция на приход в Кировскую область федеральных торговых сетей. Сокращение полочного пространства для местной продукции приводит к сокращению сбыта производимой продукции. А раз нет сбыта - нет и бизнеса.
Владимир Метелев:
Федералы продают то, что выгодно, участвуя во многих федеральных контрактах. И заинтересованы в продвижении их продуктов (больше объем - больше скидка). Средний класс, основа любой экономика, наработавшись, зайдет в магазин «у дома». Пусть там хуже качество и вред здоровью...
Юрий Шлемензон:
Это крайне слабая рекламная кампания: и 94-й Федеральный закон здесь очень плохо подходит - в нем главным является не мозг и качество выполняемых услуг, а цена.
Почему мы только с этой белой барыней ассоциируемся? Хотя он на многих, не самых худших, вятских продуктах находится. Не наблюдаю в этой рекламе никакой адресности.
Владимир Метелев:
Может, как предложение: давать право наносить дымковскую игрушку только на тот товар, который пройдет экспертную оценку? Мне кажется, только совместными усилиями мы сможем развить область, сделать ее привлекательной, для жизни, работы, отдыха.
Юрий Шлемензон:
Про дымковскую игрушку могу сказать: я ее видел в ООН в Нью-Йорке, где есть раздел «Российская Федерация», рядышком с индейскими барабанами. И ажиотажного спроса на приобретение барыни что-то нигде не замечал. Вот «Вятка-автомат» был реальный, доминирующий продукт по всему СССР.
Владимир Журавлев:
Если вятское сухое молоко, например, займет 5-6% мирового рынка, можно на него лепить «барыню». А в отношение «Вятка-автомат», все правильно: меня в армии спрашивали - «ты откуда?» - «из Кирова» - «А это где?» - «Вятка» - «А, «Вятка-автомат»!
Павел Ануфриев:
«Экономическим брендом» нашего региона может стать любая продукция; но в любом случае для формирования регионального бренда требуется провести титаническую работу по трансформации обычных сделок купли-продажи в «общественное мнение».
Владимир Журавлев:
Если перечислять конкретные продукты, это будет совсем уж тупая реклама, и все равно найдутся обиженные - «нас не выделили!». Но для меня это знак: Правительство начало на политическом уровне обращать внимание на своих. Ну, а то, что первый блин комом...
Юрий Шлемензон:
На кого эта реклама рассчитана? На покупателей нашей колбасы? Вот истобенский огурец, по качеству реально может конкурировать с нежинскими огурцами. Но сало в Кирове делать не умеют! У меня друг в Оренбурге живет — великолепное сало делают.
Дмитрий Кайсин:
Если человек, который с детства пьёт воду из Волги, будет пить водку, которая сделана на воде из реки Хуанхе, то это уже гомеопатия какая-то. А продукция многих не местных производителей, которая лежит на полках супермаркетов, это для вятских скорее лекарственная группа или просто алхимия.
Юрий Шлемензон:
Как происходит закуп для федеральных ритейлеров? Для них главное — цена. И ряд кировских пищевых продуктов выше по качеству тех, что продаются в сетях ритейлеров, это даже обсуждать не нужно. Мясо-молочная продукция, в первую очередь. Но ритейлер не может себе позволить в силу особенностей логистики держать «суточный» продукт...
Владимир Журавлев:
У нас вся молочка «не заточена» под длительные сроки хранения, она с небольшими сроками, а с ними в федеральную сеть не зайти. Мы получили предложение от X5 Retail Group: нам сказали «нужна колбаса со сроком годности от 60 до 180 суток», но это другая технология. И еще о сетях: наш Роспотребнадзор занимается только местными, потому что местных все знают, их нечего искать...
Юрий Шлемензон:
По сладостям — пряники, сушки, - Киров достаточно конкурентоспособен, эта продукция и продается не только в Кирове, но идет на Россию. И это только благодаря качеству продукции — ведь наш КМК с Микояновским заводом мог спорить «на раз» - Брауншвейгская, Московская, Невская... А патриотизм должен чем-то подтверждаться.
Павел Ануфриев:
Потребительские предпочтения можно формировать за счет грамотной маркетинговой политики. Представим: с полок на год исчезнет вся вятская продукция. Первое время будут недовольные, будут возмущаться. Но и те, и другие будут вынуждены покупать «не нашу» продукцию. И через год это войдет в привычку, большинство потребителей уже забудут о вкусном кировском молоке, майонезе и колбасных изделиях. Именно по этой причине проект "Покупай Вятское!" важен для региона. Он мотивирует жителей Вятского края регулярно покупать местную продукцию.
Одной ногой в ВТО
Юрий Шлемензон:
У нас есть еще такой продукт (не самый худший в моем понимании), как научные разработки в Кирове. Биотехнологии в политехе, в институте Красной Армии, - но это не массовый продукт.
Павел Ануфриев:
На самом деле, сегодня есть немало производителей, успешно конкурирующих на межрегиональных рынках: КМК, Дороничи, БКК, Сладкая слобода, Вятич, Уржумский СВЗ, Кировский молочный комбинат, Принто, Котельнический маслосырзавод, Минеральные воды Вятки... долго перечислять. Способны конкурировать на российском и на международном уровне мебельщики, производители лыж, паркета, химических удобрений, станков, сельхозтехники, лекарственных препаратов, картона, телекоммуникационного оборудования, фанеры, изделий из пластмассы, продукции военного назначения, меховых изделий...
Дмитрий Кайсин:
Конкурентоспособны продукты питания. Если бы из Вятки удалить химическую промышленность и следить за утилизацией лесных отходов, то вполне мы могли бы считаться «Российской Хоббитанией». Просто посмотрите в историю, Вятская губерния всегда кормила Сибирь и Урал.
Если же речь идет об услугах - в Вятке хорошие программисты. Базой является наш политех, многие уехали и в Москву, и за океан. IT-индустрия наиболее глобальна на данный момент - максимум добавленной стоимости, продукт чистого интеллекта.
Павел Ануфриев:
Но конкурентоспособность зависит, прежде всего, от менеджмента компании. Невозможно административно заставить собственника эффективно управлять бизнесом, если он этого не хочет или не умеет.
Владимир Журавлев:
Мало кто знает, что мы занимаем первое место в России по количеству молока на душу населения. В СССР люди были не дураки, потому что слушали ученых, а не политиков и чиновников — нужна мясо-молочная направленность.
Павел Ануфриев:
Говоря о развитии проекта «Покупай вятское!», может возникнуть его четвертое направление - создание в городе Кирове фирменной торговой сети "Вятские продукты". Сегодня мы совместно с бизнес-сообществом и горадминистрацией прорабатываем данное направление.
Юрий Шлемензон:
Я не специалист в банковской сфере, но два местных банка носят название города — одно постарше, другое помоложе...
Павел Ануфриев:
Местные банки (Вятка-банк, банк Хлынов и Дортрансбанк) чувствуют себя вполне комфортно, «Вятка-банк» по размеру активов занимает 185 место в стране и первое в регионе. «Хлынов» - 235 в стране и второе в регионе. У региональных банков есть одно очень серьезное преимущество перед «варягами»: их менеджмент находится здесь.
Владимир Журавлев:
Как предприниматель я выделяю два банка: «Хлынов» и «Дортранс». «Вятка-банк» сейчас больше ориентирован на розницу. И доверяю местным однозначно: в период кризиса (2008 года) многие отвернулись от «Сбербанка», а местные смогли завоевать доверие, которое сейчас к ним возвращается сторицей.
Дмитрий Кайсин:
Если ими будет сохранена деловая культура индивидуального подхода к клиентам и быстрого принятия решений, то позиции местных банков будут сохранены и упрочены. Местные банки отличает не процессный, но проектный поход к управлению отношениями с клиентами, и это правильно.
Владимир Журавлев:
Бесполезно, и не нужно тратить силы на строительство детских садов, дорог, школ и больниц. Молодежь уезжает потому, что не может здесь реализоваться. Ребята, давайте создавать рабочие места!
Дмитрий Кайсин:
Создайте максимум 2000 комфортабельных мест в общежитиях, субсидируйте процентные ставки для молодых семей по ипотеке, понизив эффективную ставку кредитования до 3% годовых – и Вы уже через 2-3 года увидите, что оттока нет. Мы знаем, что пороговое значение возраста, до которого уезжают из Вятки - 28 лет. Институты заканчивают в 21-22. Значит, нужно работать именно с этими аудиториями.
Жильё и вера в своё будущее в этом регионе, всё что нужно людям, чтобы остаться.
Юрий Шлемензон:
У нас есть «Маяк», «Лепсе», они на стадии выхода поддерживают ребят, но, видимо, те находят что-то повкуснее, а большинство (что самое страшное), вообще уходит из профессии.
Павел Ануфриев:
Из сельской местности наиболее активные и талантливые молодые люди уезжают в города. Из городов - в столицы. Причем, 2 года назад я был в США. Там точно такой же тренд.
Кроме экономической, еще одна причина миграции талантливой молодежи: позиция родителей, поощряющих переезд детей сначала на учебу, а затем и на ПМЖ в другие регионы. Нужно или же честно признаться себе, что не заинтересован в развитии своей малой родины, или же с детства внушать ребенку, что нет ничего более почетного, чем жить и трудиться на благо Вятского края.
Подготовил Николай Аркадин
arkadin.n@mail.ru