«Мусорные интересы»: часть вторая
Почему Алла Албегова упорно не желает переносить место полигона ТБО в Советске?
Подобного экологического спора в нашем регионе не было уже лет двадцать. Имея два отрицательных заключения от экспертов, неодобрения Общественной палаты Кировской области и главного федерального инспектора Фердауиса Юсупова, областной департамент экологии и природопользования во главе с Аллой Албеговой не собирается искать других мест для строительства полигона ТБО в Советске. Получается, есть что-то более важное, чем здоровье людей и чистая вода?
«Шоу» на полигоне
Что такое новый полигон для города Советска? Это место для, как минимум, 4 тыс. тонн отходов в год от 20 тыс. человек населения самого города и прилегающих к нему территорий. Его первоначальная стоимость равна 30 млн рублей. Кроме того, это должен быть показательный проект, который областной департамент представляет общественности как единственный в своем роде и первый для нашего региона.
Однако начало его строительства показало совсем другое. Как уже известно, с местом, выбранным для полигона, не согласилась общественность района (собрано более 2500 подписей против), которую поддержали судьи. 14 февраля этого года Кировский областной суд определил запретить строительство полигона ТБО на территории Советского района Кировской области до получения положительного заключения государственной экологической экспертизы. Последняя недавно была проведена, и ее заключение от 11 марта 2012 года тоже оказалось совсем не положительным. Однако о тонкостях бумажных дел чуть позже. Сейчас отправимся непосредственно на сам полигон. Тем более там нас ждут обе противоборствующие стороны, и одна из них, как сообщили источники, даже «прибрала» перед приездом журналистов территорию будущей свалки.
Глава Советского района Андрей Тихомиров пригласил нас к себе, согласившись свозить на полигон, но высказался категорически против того, чтобы с нами присутствовал лидер протестующей против строительства полигона общественности Анатолий Долгушев. В свою очередь, нам удалось опротестовать его мнение. В итоге вместе с Юрием Полушиным, заведующим отделом архитектуры, градостроительства и жизнеобеспечения населения администрации Советского района, Долгушевым и редактором местной газеты отправляемся на полигон. «Красноречивые» свалки вдоль дорог делают аргументы в пользу строительства со стороны администрации вполне убедительными.
Напрямую от Советска до полигона 3,5 км, его общая площадь – 5 га. Находится он на небольшом возвышении – Советск ниже. Ступаем на засыпанную щебнем будущую подъездную дорогу и прогулочным шагом обходим территорию будущей свалки. Разговаривать мешает сильный ветер. Тем не менее, он будто бы подогревает дискуссию между общественностью и администрацией (позже последние назовут это специально разыгранным Долгушевым шоу перед журналистами).
– Как вы прокомментируете тот факт, что полигон строится на водозаборных площадях и что городские скважины находятся ниже по потоку воды, которая течет отсюда в направлении города? - спрашивает Анатолий Долгушев.
– По этому принципу вся суша считается водосборной территорией, - отвечает Юрий Михайлович. – У нас же есть заключение «Кировнедра», в котором говорится, что на этом участке нет разведанных запасов воды. А что касается загрязнения, то, вы знаете, что сейчас весь город у нас пользуется выгребными ямами. Все отходы уходят в землю. Но вода до сих пор чистая.
– Это разные вещи и разные уровни вреда природе. Экспертиза показала, что через 13 лет после строительства полигона он загрязнит воду, и она станет непригодной для использования. Самое безопасное место для полигона сегодня – это за 17 км от города у Ишлыка – там, где находится нынешняя свалка.
– Во-первых, при строительстве будет использован новый материал – геомембрана, ее срок гарантии 50 лет. Во-вторых, в генплане Советска предусмотрено изменить источник его основного водоснабжения, поскольку и сейчас воды на весь город не хватает.
Вопрос о том, есть ли деньги в бюджете района или где-то еще на осуществление генерального плана, остался без ответа. Не сошелся главный архитектор с общественностью и в споре о том, что за вода стоит в картах, уже вырытых под мусор. Полушин утверждал, что это талый снег, Долгушев же уверен в том, что такими глубокими (метр глубиной) снеговые лужи быть не могут – это грунтовые воды. Кроме того, по его мнению, именно для того, чтобы воды не поднимались, и слили пруд, находящийся вблизи от полигона. На обратном пути, по предложению обеих сторон, мы заехали в поселок Зеленый, который находится в 1 км от полигона. Проживающие там люди были рады встрече с журналистами и тому, что могут публично осудить действия администрации: «Вы сгребаете нас в те ямы, которые сами выкопали», «вы нас за людей не считаете», «сами-то за бугром будете потом жить». Это только часть тех упреков, которые «вылились» на головы руководства района. Те же, в свою очередь, по большей части отмалчивались.
А первая жалоба, касающаяся будущего полигона была направлена в районную администрацию, кстати, еще 23 июля 2006 года. Она была подписана как раз жителями поселка Зеленый и близлежащих деревень. В то же время со своей просьбой не начинать строительство в районную администрацию обратился и Долгушев. Сегодняшние управленцы утверждают, что об этих письмах ничего не знают.
Воду не заметили
Повод же помолчать у них есть – государственная экспертиза, которую проект недавно прошел, выдала отрицательное заключение. Дословно ее вывод гласит: «Представленная администрацией Советского района документация по рабочему проекту «Полигон для захоронения ТБО для Советского района», не соответствует экологическим нормам и требованиям, установленным законодательством России в области охраны окружающей среды, не обеспечивает экологическую безопасность намечаемой деятельности. Рабочий проект возвращен на доработку по замечаниям, изложенным в заключении». Замечания эти таковы, что с ними, казалось бы, не поспоришь. Одно из них гласит, что местоположение земельного участка под ТБО изначально выбрано неудачно, так как эта территория расположена в 3,5 км выше по потоку подземных вод казанского водоносного комплекса, на эксплуатации которого базируется водоснабжение города.
И это для областных властей далеко не новость: государственная экологическая экспертиза по закону стала обязательной еще в 2009 году. Уже в 2010 году проект прошел первую экспертизу, которая также запретила строительство. Несмотря на это, возведение полигона началось в прошлом году, а в проект вложено уже около 3 млн рублей. В этом году было запланировано направить на эти цели еще 6 миллионов. И что же еще, как ни эти потраченные деньги, могут заставить руководство департамента экологии и района отстаивать то дело, которое уже начато. Вопреки всем экспертизам.
– Экспертиза, безусловно, отрицательная, - говорит Николай Бурков, председатель экспертной комиссии. – Но Алла Албегова права в том, что ни один из видов отрицательного заключения не мешает проектировщику и заказчику доработать проект. Нужно либо искать какие-то альтернативные участки, либо усиливать инженерные мероприятия, которые бы предотвращали загрязнение геологической среды. На «круглом столе» в Общественной палате в марте как раз было рекомендовано перенести полигон в другое место. Все-таки 20 последних лет не было ничего подобного: чтобы столько людей объединялось против власти по экологической проблеме.
Подтверждают это и экологи, разбирающиеся в вопросах «можно» и «нельзя», но не допущенные близко к экспертизе. К примеру, геолога ведущего проектного института Кировской области «Кировпроект» Анатолия Русских, как только он стал высказывать свое возмущение по ряду проектов департамента экологии и природопользования, перестали пускать на порог правительственного учреждения. Областной департамент не посчитал нужным прислушаться к геологу с многолетним стажем. Мы же решили узнать его мнение.
– Зона, на которой уже началось строительство полигона, прекрасна для земледелия, - говорит он. - Даже если сегодня она не возделывается, мы же завтра не умрем, мы будем рожать детей и земля им понадобиться. Почему был согласован подобный проект в Малмыже? На той территории нет подземных вод. В Советске же существует зона пресных вод, которая сегодня еще не изучена. Там проведены изыскания без учета специфики карста, хотя есть официальные документы (карты), подтверждающие, что карст там есть. Поэтому надо провести другие инженерно-геологические изыскания, с учетом этого вопроса.
Поддерживает его в этом вопросе и другой геолог – Александр Вшивцев, родившийся в Советске, старший эксперт ГБУ РК «Территориальный фонд информации Республики Коми», старший преподаватель кафедры геологии Института естественных наук Сыктывкарского государственного университета. Свое обращение он направил Фердауису Юсупову. «Складывается впечатление, что глава департамента пытается оказать давление на экспертную комиссию и всеми силами возобновить строительство опасного объекта на данной территории, - пишет он. – В своих объяснениях она пытается подменить многие понятия, так как подобная стройка есть нарушение закона о том, что нельзя размещать захоронения отходов, свалок, кладбищ и других объектов, влияющих на состояние подземных вод, которые используются или могут быть использованы для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Фердауис Ингельевич с геологами согласен. По его словам, должны быть устранены все указанные в заключении государственной экологической экспертизы замечания или проработаны возможные альтернативные варианты места для строительства полигона ТБО для обеспечения выполнения геологических и гидрогеологических требований. Сегодня, по его словам. вопрос со строительством полигона ТБО в Советске находится на контроле полномочного представителя президента России в ПФО.
Экспертиза до победного
Почему же при таком сопротивлении общественности и специалистов Алла Албегова и районная администрация уверенно стоят на своем? На первый взгляд, все кажется очевидным: в проект уже вложено порядка 3 млн рублей, и если вдруг будет доказано, что строить на этом месте нельзя, то не только деньги будут потеряны, но и встанет вопрос об их изначальном нецелевом использовании. А за этим, как мы знаем, должно последовать законное наказание.
Кроме того, возникает проблема и незаконности получения разрешения на строительство марийской фирмой «Марсельхозартель». Именно она является основным подрядчиком проекта. Представители районной администрации нахваливают эту компанию как чрезвычайно ответственного и согласившегося работать за меньшие деньги партнера. Жители района вопрошают: а это, вообще, кто такие? Интернет молчит: у фирмы нет собственного сайта. Известно только, что она была зарегистрирована в 2003 году и одним из ее учредителей является Ринат Фатыхов. Позвонив туда, мы убедились, что компания все же существует и на данный момент никаких строительных работ на полигоне пока не ведет.
Есть и еще одна «случайность». Как известно, инженерно-геологические изыскания по полигону изначально проводились компанией «Вятизыскания», одним из учредителей которой является Андрей Тарасов. Именно он, по информации из разных источников, находится в товарищеских отношениях с Аллой Албеговой. Кроме того, в этом холдинге работает ее муж, Герман Албегов, возглавляющий экологический центр «Гражданпроект». Однако какое-либо участие в проекте строительства полигона в Советске своего супруга Алла Викторовна отрицает.
Ко всему прочему она отказалась давать комментарии «Бизнес Новостям» после того, как на страницах газеты прозвучала информация о ее возможной «экономической заинтересованности» к постройке полигона. Также известно, что на данный момент она готовит материалы в суд на наше издание, чтобы, как утверждает, «восстановить репутацию честного госслужащего». Также глава департамента собирается провести уже третью, действительно независимую, экспертизу (только непонятно, от кого были зависимы первые две?).
Общественности же остается гадать и делать типичные для нашего менталитета предположения о том, что полигон на этом месте кому-то чрезвычайно выгоден.
Елена Окатьева
lena.okatieva@yandex.ru