На грани реальности и мечты
Этой постановкой Павлович продолжает интерактивный диалог с кировской публикой. В прошлом году появился нестандартный спектакль о вятском менталитете «Так-то да». Посмеялись над собой, задумались. На прошлой неделе отчалили «Алые паруса». Последней в этой трилогии станет постановка «Истории одного города» по Салтыкову-Щедрину.
Сейчас режиссер отправил нас от реальности кировского «сегодня» к романтике и детским мечтам. Совсем не «по-гриновски», нестандартно, и кому-то, возможно, эта постановка придется не по душе. В большинстве своем все же кировский зритель привык к классике.
В спектакле нет Ассоль, нет Грея, в нем есть сами актеры - такие, какие они в настоящей жизни, и есть произведение Грина, такое, каким видит его каждый из актеров. Кто-то еще верит в романтику, кто-то уже разочаровался в ней, но ищет хотя бы слабое ее дуновение. Они рассказывают о своих воспоминаниях о море, делятся впечатлениями из детства: кто-то лепил пельмени, когда «по телевизору» распадался Советский Союз, кому-то обещали, но так и не подарили собаку, кто-то не мог купаться в море, когда узнал, что утонула атомная подлодка «Курск». Казалось бы, какое отношение все это имеет к Грину.
- Мне хотелось сделать спектакль не про море, не про Россию 20-х годов, а про страсть человека к чему-то настоящему, - говорит Борис Павлович. - В спектакле сохранилось личное присутствие каждого артиста со всеми его переживаниями. История адаптирована под сегодняшний день. И я считаю, что если современный взгляд на какое-либо классическое произведение отсутствует, мы имеем дело с фальшивкой в искусстве, потому что мы не можем сделать вид, что у нас нет имеющегося опыта.
А существующая реальность подбросила множество новых идей. К примеру, старый Эгль, собиратель легенд и сказок, в спектакле - обкуренный растоман, сидящий на кипе книг и обещающий Ассоль прибытие корабля с алыми парусами. Жители Каперны, смеющиеся над мечтой главной героини, в современном прочтении - герои телешоу «Дом-2», а обучение Грея морскому делу превратилось в спектакле в настоящее музыкальное шоу с танцами и цирковыми трюками.
По словам Павловича, если кто-то хочет увидеть произведение Грина таким, какое оно есть, пусть читает оригинальный текст «Алых парусов». Кто же ставит классику по-написанному - тот спекулянт, живущий за счет чужих достижений. «Алые паруса» кировского театра - совершенно самостоятельное произведение. Тем не менее, оно не теряет той феерии чувств, которые были у Александра Грина, и современные люди, живущие в циничном XXI веке, все также ищут что-то живое, настоящее, романтичное. По-своему, спотыкаясь, разочаровываясь, меняя идеалы, но не теряя надежды.