НДС: возврат к 2014-му?
В России не хватает денег на исполнение амбициозной социальной политики президента.
Не хватает катастрофически. В правительстве предложили выход: поднять налог на добавленную стоимость до 20%. Закон уже внесен в Госдуму, его могут рассмотреть 3 июля. Что ждет бизнес и как изменится жизнь населения, если НДС повысят с 18 до 20%?
Плюс 2%
22 июня Комитет Госдумы по бюджету и налогам рекомендовал нижней палате парламента принять в первом чтении законопроект, согласно которому НДС вырастет с 18% до 20%. Изменятся также страховые взносы.
Налоговую реформу, напомним, инициировало правительство России, о чем премьер-министр Дмитрий Медведев сообщил 14 июня. А уже 16 июня законопроект внесли в Госдуму вместе с инициативой о повышении пенсионного возраста. Все это произошло спокойно, когда общественность находилась под «общим наркозом» домашнего чемпионата мира по футболу.
Между тем, пока болельщики пребывают в эйфории от своих и чужих побед, законодатели исправно трудятся. Законопроект о повышении НДС уже одобрил профильный комитет Госдумы, а 3 июля нижняя палата парламента может рассмотреть его в первом чтении.
Что конкретно предлагают изменить? Базовую ставку НДС в правительстве считают нужным повысить с 18% до 20%. При этом будут сохранены все льготы. Речь идет о пониженных ставках НДС в размере 10%, которая применяется в отношении товаров социального назначения: продовольственных товаров (за исключением деликатесных), детских товаров, периодических печатных изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой (за исключением рекламного и эротического характера), а также лекарственных средств и изделий медицинского назначения. Некоторые категории товаров и услуг, как и сейчас, будут освобождены от НДС. Например, диагностика и лечение, перевозка пассажиров, присмотр за детьми в садиках и обучение в школах. Дмитрий Медведев особо подчеркнул: льготы необходимо сохранить, «чтобы эта нагрузка не падала на людей».
Как передает ТАСС, ссылаясь на заявление замглавы Минфина Ильи Трунина, ко второму чтению законопроекта подготовят также меры по снижению эффекта повышения НДС для бизнеса. Кабмин предложит облегчение процедур по возмещению НДС, сокращение сроков камеральных проверок, отмену сложного для бизнеса налога на движимое имущество и другие меры.
В законопроекте говорится также про понижение страховых взносов. Так, льготный тариф на пенсионное страхование (22%) зафиксируют. То есть если закон примут, то запланированного после 2021 года повышения ставки до 26% не произойдет. Если годовая зарплата больше лимита, взносы останутся на уровне 10% от превышения.
К падению спроса — готов!
Правительство, повышая НДС, разумеется, преследует сугубо благие цели. Все уже посчитано: рост НДС должен привести к дополнительным доходам федеральной казны в размере 620 млрд рублей в год, начиная с 2019 года. Деньги очень нужны, например, на исполнение нового майского указа президента, согласно которому к 2024 году нужно привести в порядок дороги и инфраструктуру, обеспечить рост численности и продолжительности жизни населения, а также заняться развитием «цифровой экономики». Нужно оплачивать материнский капитал, льготную ипотеку, благоустройство дворов и прочее.
- Конечно, ничего хорошего в этой инициативе по росту НДС нет. Но этот вариант, вероятно, менее болезненный для экономики, чем, скажем, повышение «зарплатных» налогов, - отмечает депутат областного Заксобрания, гендиректор строительной фирмы «Маяковская» Дмитрий Сергеев. - Тем более, мы в таких условиях уже работали.
Ставка 20% в России уже была — с 1994 по 2004 годы. А в начале 90-х, когда налог только ввели, ставка и вовсе достигала 28%. Впрочем, этот экскурс в историю предпринимателей мало ободряет. Если налог увеличат, бизнесу придется поднять цены, а значит нужно готовиться к падению спроса.
- Естественно, предприниматели понимают, что идет ухудшение позиции бизнеса. Рост НДС влечет за собой как рост всех закупочных цен, так и увеличение (около 2%) стоимости товаров для потребителя. Продукция подорожает, небольшое снижение спроса, естественно, будет, и бизнес этого опасается, - говорит бизнес-омбудсмен Владислав Попов.
Исполнительный директор компании «АЖИО-финанс» Константин Кропанев считает, что увеличение НДС - лучше, чем увеличение, например, «социальных» налогов.
- НДС — это реально собираемый налог. От него никак не уклониться. Поэтому если государство запланировало собрать определенное количество денег, оно эти деньги соберет, - говорит Кропанев. - И такой способ, на мой взгляд, все же лучше, чем увеличение, например, «социальных» налогов.
В целом, приятного, конечно, мало, но катастрофы из-за одного только повышения НДС не произойдет, считают эксперты.
Население платит
Между тем, платить придется. Причем платить в конечном итоге придется населению. Насколько сильно вырастут цены?
- Цены поднимутся, но все же не так значительно: в среднем процента на 2, - считает Константин Кропанев. - Это, с одной стороны, действительно некое повышение цен. С другой стороны, когда мы все привыкли жить при инфляции, условно говоря, в 10%, многие этого 2%-го роста цен, возможно, просто не заметят. Тем более, что повышение налога не коснется социально-значимых продуктов. Рост цен на бензин, на мой взгляд, больше повлияет на конечный продукт, чем повышение НДС.
- Мой прогноз: конечный рост цен для потребителя при повышении НДС на 2% может достигнуть 10%, потому что повышение цен произойдет по всей цепочке, - считает гендиректор Ассоциации сельскохозяйственных кооперативов «Вяткаплем», член Общественной палаты региона Фаат Хайруллин. - Конечный плательщик НДС — потребитель. Допуская такие налоговые реформы, мы, получается, не делаем развернутый анализ происходящего. Мы говорим, что деньги можно найти вот здесь: поднять НДС. Но это значит, собрать деньги за счет обнищания населения. Никто не поддерживает такое решение — ни предприниматели, ни общественность. Нельзя до такого доходить. Нужно искать деньги в других местах.
Эксперты отмечают, что незначительнее всего цена изменится на социально значимые товары — продукты, лекарства, детскую одежду, обувь. Хотя и эти товары могут подорожать, например, из-за удорожания доставки. Серьезно цены могу подскочить на дорогие товары, например, автомобили. Повышение НДС затронет машиностроение, электроэнергетику, ритейл, вызовет рост стоимости товаров и услуг в строительной отрасли, что повлечет за собой удорожание недвижимости.
Так или иначе, окончательного решения о повышении НДС пока нет. Предприниматели сходятся во мнении, что повышение налогов — это, как правило, рост цен, снижение спроса и вред для бизнеса, и лучше бы заниматься снижением бремени разного рода проверок и борьбой с коррупцией, хотя путь этот долог и тернист. Законотворцы же, кажется, настроены решительно. И если закон пройдет, бизнесу и населению придется приспосабливаться.
Мнения
Фаат Хайруллин, гендиректор Ассоциации сельскохозяйственных кооперативов «Вяткаплем», член Общественной палаты Кировской области:
- Мы говорим: нам нужны деньги и эти деньги можно найти вот здесь - поднять НДС. Но это значит, собрать деньги за счет обнищания населения. Никто не поддерживает такое решение — ни предприниматели, ни общественность. Нельзя до такого доходить. Это как с повышением пенсионного возраста. Кто-нибудь подумал, что ждет пожилого водителя или токаря? Работодатель уже не заинтересован в таком работнике, потому что ему нужно больше отдыхать, ему уже не доверят дорогостоящую технику. Нельзя собирать деньги таким способом. Нужно искать деньги в других местах.
Владислав Попов, бизнес-омбудсмен Кировской области:
- Я не считаю, что у нас настолько выросли траты бюджета, чтобы нужно было их закрывать ростом налогов. Но так или иначе, решение принимать не нам, а депутатам. Если депутаты примут такое решение, если государство введет новые правила игры, то бизнесу придется по ним играть. С точки зрения государственной политки повышение НДС — это все же компромиссный вариант, менее болезненный по сравнению с повышением других налогов. НДС хорошо собирается, он достаточно прозрачен и управляем, от него сложно уклоняться, поэтому повышение этого налога, на мой взгляд, не приведет к уходу бизнеса «в тень».
Мария Петухова
petuhova.mv@gmail.com