Ненужная доброта
Какой он — человек? Этим вопросом весь май интересовался Театр на Спасской, задавая его в разных интерпретациях жителям города.
А завершился этот марафон новым спектаклем - «Человечный человек». Правда, хочется надеяться, что для зрителя все только началось.
«Человечный человек» – это первая постановка пьесы Сиркку Пелтола (Финляндия) в России. Литературоведы называют финскую драматургию нежной, сострадательной и человечной. Пьеса, которую выбрал наш театр, эту теорию полностью подтверждает.
Главный герой спектакля — Карри Куккиа (Александр Королевский) — пожилой мужчина, который потерял дом, жену, работу и не слишком близко общается с семьей своего сына. Но он — не из тех, кто расстраивается. Даже наоборот — он ко всем добр (позволяет бывшей жене жить с другим мужчиной в их старом доме), всем помогает и всех поддерживает, например отдает новому начальнику, когда тот проигрался, все свои сбережения, а жену сына раздражает своей человечностью настолько, что она начинает пугаться необъяснимого чувства вины.
Карри устраивается на новую работу, снимает квартиру и начинает дружить с арендодателем. Потом сближается со своей внучкой, которая находится в сложном подростковом периоде. И даже приходит в образе Деда мороза на рождество в семью сына.
Этой бесконечной человечности противоречит не только поведение других героев, но и ощущение грусти и тоски, которое на сцене передает каждая деталь. Так, декорации выполнены в виде склеенных оконных рам, в которых только один раз за весь спектакль открывается форточка. Приглушенный свет как будто бы не дает абсолютно никакой надежды, а повторяющийся ритм одной и той же мелодии создает еще большее давление. И большие паузы между сценами и даже в диалогах, кажется, тоже давят. И только когда сын Карри с дочерью начинают садить помидоры, которые дедушка так любил выращивать, хочется улыбнуться и поверить в то, что все люди в душе добрые, просто некоторые — несчастные.
На это рассчитывал сам Александр Королевский при подготовке к спектаклю:
- Хочется, чтоб получилось, - сказал он в интервью театру. - Чтоб пришли зрители и на одном дыхании посмотрели спектакль. И, выйдя из театра, подали кому-то руку. Или через дорогу перевели. И всё. Но полной уверенности нет. Тут что-то такое… Ковыряешься в мелочах. Ищешь… Но внутри… Внутри всё же есть предчувствие, что всё должно получиться. Нужно только ещё немного «поднять».
На вопрос Театра на Спасской о том, каким должен быть «человечный человек» люди отмечали такие его качества, как доброта, отзывчивость, способность прийти на помощь. Кто-то даже назвал конкретную историческую персону — Владимира Ильича Ленина. Остается надеяться, что все эти качества люди совершенно искренне готовы обнаружить и в себе. Шансы на это после просмотра данного спектакля точно увеличатся.