Неофициальная работа
Российские депутаты и чиновники боятся расстаться с бизнесом, продолжая сидеть на двух стульях.
Вместе со скандалом в Госдуме, связанным с именем Геннадия Гудкова, обозначилась серьезная проблема. На прошлой неделе в интервью газете «Бизнес Новости» оппозиционный политик рассказал, что соблюдать требования закона по передаче бизнеса в доверительное управление в России практически невозможно. Мол, доверить компанию можно лишь близким родственникам. А это априори не является гарантией отхода от дел. «Бизнес Новости» решили выяснить, удалось ли дистанцироваться от бизнеса кировским депутатам и чиновникам.
Доверяй, но проверяй
Это на Западе можно передать компанию в трастовый фонд или доверительное управление и со спокойной душой слушать отчеты о проделанной работе раз в полгода-год, убежден начальник управления международных и региональных связей при областном правительстве Павел Сырцев. По его мнению, в России так поступать могут лишь те, чей бизнес отлажен идеально. То есть почти никто. Он не припомнил ни одного человека, кто, отдав компанию в доверительное управление, сумел бы забыть о ней и не интересоваться, как идут дела.
- Мы не по закону живем, а по понятиям, поэтому не всегда есть возможность правовым путем вернуть то, что было передано в доверительное управление, - считает замначальника территориального управления мэрии по Ленинскому району Сергей Торхов.
До того, как стать чиновником, он возглавлял компанию «Аква-Домостроительный комбинат». Когда возникла необходимость прекратить предпринимательскую деятельность, кандидатура нового директора определилась сама собой — супруга. На предприятии она, по словам Торхова, трудится чуть не 10 лет, владеет ситуацией и способна принимать эффективные управленческие решения. А если что не так, можно и с мужем посоветоваться. Собственно, советуется.
Глава Ленинского района города Кирова Алексей Вершинин, владелец предприятия «Кироврыба», выбрал другой вариант. Он заключил договор доверительного управления с действующим директором. Вариант продажи собственной компании чиновник отверг сразу — невозможно всю жизнь заниматься муниципальной службой, поэтому всегда остается перспектива возвращения в бизнес.
«На момент передачи компании у нас сложился очень хороший коллектив управленцев, при котором мне достаточно было быть лишь владельцем — все процессы хорошо отлажены», - Алексей Вершинин говорит на эту тему легко и непринужденно. В отличие от своего коллеги Сергея Торхова.
Алексей Вершинин не разделяет опасения по поводу отсутствия законодательно прописанных и однозначно трактуемых правовых норм по возврату своего предприятия из доверительного управления или трастового фонда. Мол, в договоре можно прописать все необходимые гарантии для владельца, при этом оставить достаточную свободу маневра наемному менеджеру. Например, в «Кироврыбе» запрещено продавать доли или акции предприятия без согласования с владельцем.
Вариант с близкими родственниками Вершинин также не осуждает и считает, что подозрения подобная схема может вызвать лишь в том случае, когда жена занималась исключительно домашним хозяйством, а тут раз — и пришлось управлять бизнесом.
- Не секрет, что моя супруга возглавляет несколько предприятий и в случае с доверительным управлением это служит двойной страховкой от возможных неприятностей, о которых в том числе говорил Геннадий Гудков, - делится мнением собеседник.
Неинтересный рынок
Начальник управления международных и региональных связей при областном правительстве Павел Сырцев тоже оказался сторонником доверительного управления вне семьи. Получив должность в областном правительстве, он передал свое рекламное агентство «Дизайн-Экспресс» управляющей компании хороших знакомых.
Кроме того, Сырцев считает, что проблема откровенного лоббирования интересов собственной компании характерна больше для столицы.
Оно и правда — после обретения депутатского статуса многие политики попадают в списки самых богатых. И не только в России. А среди депутатов Законодательного собрания Кировской области, которые сейчас работают на освобожденной основе, вроде как сложно обнаружить тех, кто прежде имел бы за плечами серьезный бизнес. Та же заместитель председателя Марина Созонтова известна карьерой журналиста, а Михаил Курашин — политической активностью.
Примечательно, что никто из вчерашних предпринимателей после перехода на государственную/муниципальную службу либо став освобожденным депутатом не обратился в инвестиционную компанию «Финам», представительство которой работает в Кирове под брендом ООО «Вятка-консалтинг». Помимо брокерских услуг, фирма занимается организацией доверительного управления бизнесом на профессиональной основе. Впрочем, руководство «Вятка-консалтинга» это не удивляет: отсутствие клиентов за два последних года объясняется недоверием коммерсантов к российской экономике, уверен директор компании Алексей Распопов. Более того, он прогнозирует, что сложившаяся тенденция сохранится еще на ближайшие несколько лет и основным направлением работы компании по-прежнему останется спекулятивная торговля.
Сергей Торхов, напротив, считает, что в городе просто нет профессионалов, которым можно доверить управление компанией. По крайней мере, своей.
Павел Сырцев оказался скорее на стороне брокеров. А то, что их услуги не востребованы среди сотрудников мэрии или правительства области, объясняет низким уровнем развития регионального рынка. Мол, если анализировать обороты компаний в среднем по стране, получается, что в Кирове даже средний бизнес попадает в категорию «микро». Работать с такими оборотами «Финаму» было бы просто неинтересно.
Подготовила Надежда Курнакова
kurnakova_1985@mail.ru