Непобедимый реализм
22.03.2015 18:17:00
1508
0
На прошлой неделе большая часть из того, что есть в фондах Вятского художественного музея им. Васнецовых, была открыта взору зрителя.
Когда я в детстве смотрела на картину Александра Дейнеки «Битва за Севастополь», я плакала. Мне было жалко людей. Кажется, именно во время Великой Отечественной войны соцреализм показал себя самым достойным образом. И что бы там ни говорили сегодня историки, эта живопись, пусть и не договаривает правду, но не врет точно.
На прошлой неделе большая часть из того, что есть в фондах Вятского художественного музея им. Васнецовых, была открыта взору зрителя. Два месяца мы можем смотреть на работы художников, которые писали картины в те годы, писали порой прямо на местах сражения.
Увидев их, я снова в слезах. Теперь, уже многое переосмыслив и перечитав, познакомившись с лучшими мировыми образцами живописи, я, конечно, понимаю, что в этих работах не так много художественных достоинств. Но душу тех, кто рос на рассказах, книгах и фильмах о войне, они тронут. Особенно те масштабные картины (выполненные широкими экспрессивными мазками), которые встречают любого входящего. Это и патриотическая работа Николая Пименова «России сыновья», где красная тональность и уверенный взгляд изображенного на ней бойца сразу говорят о высоком служении искусства родине. И более душевная картина Сергея Мезенцева «В суровые годы», где мать провожает сына на войну. Заставляет улыбнуться «Непобедимая» гитлеровская армия» Алексея Потехина, на которой самоуверенные немцы сидят уже у нас в плену.
Слезу же вызывают все те сцены, которые мы видели в известных советских фильмах о войне уже не раз. Это и «Форсирование Днепра» того же Потехина, где раненого солдата волокут его товарищи, и невероятно точно прорисованная графическая работа Петра Баранова «Сталинград героический», и «Советские войска в Берлине» Владимира Богаткина, когда уставшие солдаты, уже почувствовавшие вкус победы, вовсю играют возле танка на гармони. Есть и портрет маленького партизана Аркашки художника Федора Модорова. Это удивительный взгляд детей того времени – полный страха и одновременно решимости. Еще поражают воображение иллюстрации к сказкам, которые в 1940-е годы писал наш художник Юрий Васнецов: детям они всегда нужны. Пройдя все залы, оказываешься, конечно, у салюта.
На этот раз консервативный художественный музей позволил себе несколько отойти от традиционного формата и разместил на выставке также стенд с оружием, патронами, касками, которые можно не только рассмотреть, но и потрогать. Однако первые зрители уже начали фотографироваться с автоматом, забыв, видимо, о том, что он здесь только для напоминания, а не для тренировки. Стоит надеяться, что не на меня одну так действует военный соцреализм, и кто-то еще, глядя на это, вспоминает вместе со мной те события, о которых слышал или читал. По крайней мере, я всех к этому призываю. Прошло еще всего лишь 70 лет. Но уже, кажется, снова…
Посмотрите в окно на запад.
Подготовила Елена Окатьева
lena.okatieva@yandex.ru