Ни о чем не жалею*
Интервью с депутатом Госдумы Сергеем Дорониным.
4 марта оппозиция не выиграла битву за Киров. Почему город, в котором «партия власти» всего год назад потерпела фиаско, сегодня так легко «сдался» Владимиру Путину и «Единой России»? Что происходило на выборах в Гордуму, и как оппозиция намерена жить дальше, рассказал лидер регионального отделения «Справедливой России» Сергей Доронин.
По принципу Геббельса
Сергей Александрович, оппозиция признала эти выборы в Гордуму чуть ли не самыми грязными за всю историю. Вы согласны с таким диагнозом?
- Вполне. «Справедливая Россия» направила около сотни жалоб на клевету в адрес кандидатов, и более 300 - на подкуп избирателей. Вся предвыборная кампания отличалась огромным объемом ложной информации, «грязных» агитационных материалов. Нас обвинили в том, что в наших списках люди с криминальным прошлым. Указали конкретных лиц, которые сейчас, кстати, готовят иски о защите чести и достоинства.
Так судимости у некоторых действительно были, правда погашенные. Или это все не правда?
- Многих наших кандидатов обвинили в причастности к ОПГ и связях с криминалитетом. А руководителя моей общественной приемной и нашего водителя обвинили в совершении преступлений по конкретным статьям уголовного кодекса. Тогда как они даже в качестве свидетелей ни по одному делу никогда не проходили. Знаете, «партия власти» в полной мере применила в своей предвыборной кампании принцип Геббельса. Он говорил: «чем наглее ложь, тем больше в нее верят». А с теми средствами массовой информации, которые по заказу «Единой России» эту ложь тиражировали, мы не будем сотрудничать до разрешения всех юридических вопросов. Сейчас мы подаем более 100 жалоб на ряд СМИ и на конкретных лиц. Они запускали в эфир, в печать непроверенную информацию, передергивали факты. Вы не задаете себе вопрос почему, например, когда по телевидению рассказывали о «демарше оппозиции», не показали ни одного сюжета с представителями оппозиции? При этом с утра до вечера на всех каналах муссировали тему о том, как оппозиция сорвала бюджетные процессы в области.
А что, депутаты фракций КПРФ и Справедливая Россия действительно сорвали бюджетные процессы?
- Нет, конечно. Все поправки в бюджет были приняты 6 марта, ни один из бюджетных процессов не остановился. А условия мы выдвигали более чем понятные. Например, поменять территориальные избирательные комиссии, особенно в Кирове. Но никто даже не пытался садиться с нами за стол переговоров, любые наши предложения просто отметались.
500 рублей за голос
Вы утверждаете, что выборы в Гордуму прошли с массой нарушений. Но при этом претензий к президентским выборам у вас нет. Как это в одном городе, в одно и то же время прошли такие разные выборы?
- Давайте разберемся, что произошло на городских выборах. Мы полностью обеспечили своими наблюдателями и членами участковых избирательных комиссий все участки. И на избирательных участках в день голосования не было серьезных нарушений. Но нарушения происходили за их пределами. В предвыборный период был реализован проект «Народный наблюдатель». Его представители ходили по квартирам, призывали голосовать за конкретных кандидатов (в основном, выдвинутых партией «Единая Россия» или самовыдвиженцев, которые поддерживали эту партию). Следующей волной раздавались продуктовые наборы (что уже является подкупом), в которых лежали «агитки» за главных «народных». Затем с людьми заключали соглашения о возмездном оказании услуг, выдавали удостоверение «народного наблюдателя» и инструкцию. Там четко было написано: «в день выборов 4 марта прийти на избирательный участок... проголосовать за Никулина... после голосования на улице найти человека с табличкой «народный наблюдатель», … вам поставят отметку в удостоверении, после чего вы можете в течение дня получить вознаграждение в размере 500 рублей». Если это не подкуп избирателей, то что это?
Но ведь люди добровольно эти соглашения заключали.
- Я не готов обвинять людей в чем-либо. Сегодня созданы такие условия жизни, при которых люди готовы за 500 рублей голосовать по указке. Но мы говорим не о них. Мы говорим о применении технологии, имеющей все признаки подкупа. И это нарушение повлияло на ход голосования в Гордуму. Подобных призывов голосовать за какого-либо кандидата в президенты не было. Поэтому и получились такие разные выборы.
А результатами президентских выборов вы удовлетворены?
- Естественно, я не удовлетворен результатом Сергея Миронова на выборах, и удивлен тем, насколько явно выиграл Владимир Путин. Но раз люди так проголосовали, значит, их устраивает политика, которую проводит наше правительство. И это надо принять.
Жизнь без митингов
Давайте все же вернемся к Гордуме. У оппозиции достаточно нерадужные результаты... В чем, на ваш взгляд, причина?
- Подождите, у оппозиции очень даже приличные результаты. Три оппозиционные партии по спискам набрали 54,5%, а это более 130 тысяч голосов избирателей. И пусть «Единая Россия» скажет, что с мнением этих людей нельзя считаться. Мы получили 11 мандатов. У «Единой России» их только 8.
Так зато одномандатников от «Единой России» одиннадцать. Есть мнение, что оппозиция просто переоценила свои силы, воодушевившись итогами выборов в Заксобрание и прошедшими недавно митингами.
- Конечно, надеялись мы на другой результат. Но понимали, что будет сложно взять большинство. И фактор подкупа избирателей сыграл решающую роль. Мы готовы были к любому развитию событий 4 марта на избирательных участках, но с массовым подкупом не смогли справиться. Сейчас готовим иски. Меня если честно разрывают внутренние противоречия. После этих выборов я окончательно понял, в какой стране мы живем, как далека она от понятия «правовое государство». Но я буду здесь и жить, и работать. Я люблю эту страну, и надеюсь, что скоро здесь наступят реальные перемены. А победу «Единой России» я считаю «пирровой».
После выборов все ожидали всплеск народного недовольства... но как-то тихо все прошло. В Кирове, по крайней мере. А вас, кстати, не было на митинге 5 марта. Вам, якобы, дали такую «команду сверху, так как ваш лидер признал выборную компанию в одностороннем порядке». Так было?
- Разнарядок нам никаких не дают. А на митинге меня действительно не было. Я не собираюсь провести остаток жизни, митингуя на площадях и выставляя пикеты у администрации города. Всему свое время. Закончен определенный политический этап. Сейчас надо понять, какие методы необходимо использовать для получения эффективных результатов. Прошло время предвыборных страстей. Митинги показали, что люди могут объединяться против несправедливости. Есть часть общества с иными взглядами на политические процессы. Приятно, что среди них много молодых людей. Это обнадеживает, что скоро лица старых политиков сменят более молодые.
Не получится ли так, что протестные настроения пойдут на спад после выборов?
- Мы не должны опускаться до каких-то реваншистских настроений. Все уже произошло: президент выбран, Госдума тоже. Не смотря на то, что результаты выборов в ГосДуму оппозиционные партии до сих пор не признали, работа в Думе ведется, и довольно активная, и я принимаю в ней участие. У меня серьезные планы и намерения. Уже как депутат Госдумы, я планирую вскоре объехать все районы области. Я избран заместителем председателя комитета по сельскому хозяйству, и у нас есть ряд серьезных предложений первому вице-премьеру Зубкову. И мы готовим пакет документов новому президенту.
Остаюсь в Госдуме
Что за предложения?
- Это увеличение сроков субсидирования инвестиционных проектов с 10 до 20 лет. В 2006 году в рамках реализации нацпроекта развития АПК давались инвестиционные кредиты сроком на 8 лет. Потом срок продлили на 2 года, но и 10-ти лет мало, так как рентабельность сельскохозяйственных комплексов низкая. Отрасль перекредитована. Взято уже более 1,5 трлн кредитов и сроки их погашения надо увеличивать. Тем более, что при вступлении в ВТО конкуренция обострится. Далее, мы предлагаем списать часть инвесткредитов, а именно ту часть средств, которая была потрачена на инфраструктуру (строительство крупных объектов, дорог, газификацию, электрификацию, канализацию, водоснабжение) в сельской местности. В цивилизованных странах это изначально делается за счет государства. В общем, планы большие. Буду подключать в работу все отраслевые сельскохозяйственные союзы, чтобы сформировать общее мнение и добиться от президента срочного решения этих вопросов.
Вы заявляли, что если пройдете в Гордуму, то откажетесь от мандата Госдумы и будете претендовать на должность мэра. Теперь вы уже не претендуете на этот пост, но вам в укор везде говорят, что обещали сдать мандат и не сделали этого.
- Я изначально говорил, что буду претендовать на пост мэра в случае, если оппозиция возьмет большинство. А именно должно было быть не менее 19 мандатов, но получено только 11, поэтому нельзя с уверенностью сказать, что мэром станет кандидат от оппозиции. Но в любом случае кандидатура эта будет выдвинута . Жизнь не кончается. Надо работать дальше на благо города.
А региональное отделение вы планируете возглавлять?
- Да. Правда, в июне в соответствие с уставом у нас будут перевыборы. Если мне вновь окажут доверие, я останусь.
«Ни о чем не жалею»
Если бы сегодня была возможность вернуться в 2006 год, вы изменили бы что-нибудь, может, вообще не пошли бы в политику?
- Я ни о чем не жалею. Да, я уделял политике очень много времени. Но и добились мы хороших успехов. Создание фракции в ОЗС, создание фракции в городской Думе. Это реальный результат. К сожалению, я не мо в полную силу заниматься своей профессиональной хозяйственной деятельностью. Но уверен, что сейчас я все наверстаю. Я буду делать все возможное для нашей области как депутат, как представитель аграрного лобби.
В последнюю предвыборную вы поплатились за свою деятельность. Продукции «Абсолют» не стало на полках «Глобусов». Не слишком дорогая цена?
- Но это точно не ставит под угрозу экономическую составляющую нашего холдинга. Это 5% от нашего объема. Я, кстати, встречался с владельцем «Системы Глобус», пытался объяснить, что нельзя политические вопросы мешать с экономическими. Но таково было их решение. Приятного мало, конечно. Но теперь, думаю, мы будем еще более работоспособны. Отделы сбыта будут искать новые рынки. А это значит, что будут подключены дополнительные ресурсы, и интеллектуальные, и финансовые, и политические. И это нормальный процесс.
В целом у вас оптимизма поубавилось?
- Я начинал заниматься предпринимательской деятельностью в 90-е годы. Тогда оптимизма точно было гораздо меньше, чем сейчас. И каждый год жизнь преподносила все новые сюрпризы, и мы адаптировались к отечественной действительности настолько, что нас уже ничего не испугает. Я как был оптимистом, так и остался. И я все же в глубине души надеюсь, что президент начнет менять систему власти. Слышать общественное мнение, реагировать на него, делать выводы - это задача, которую власть должна перед собой поставить и решить. В противном случае, у нее нет будущего.
*опубликовано на правах рекламы