О том, что могло быть
Один решил, что в Волге водилась меховая рыба, второй доказал, что дети раньше играли чугунными игрушками... После этого невольно задумываешься: «А может быть и вся наша история также придумана?». На грани правды и вымысла создавалась выставка «Ниже Нижнего», которая недавно открылась в выставочном зале Художественного музея.
Сначала появилась книга с разными новеллами. Ее около 10 лет назад создали писатели Евгений Стрелков, Эдуард Абубакиров и Вадим Филиппов. Они однажды совершенно случайно рассказали на экскурсии в Саратове, что Саратов – это такой революционер, и им поверили. А слова настоящего экскурсовода, который доказывал людям, что слово «саратов» родом из тюркского языка, никто всерьез не воспринял.
– Возникла идея, чтобы эти истории, в которых очень сложно разделить, где правда, а где вымысел, где с пафосом рассказывается о том, что именно там-то зародилось что-то великое, объединить в одну книгу, - рассказывает Дарья Ткачева, куратор выставки «Ниже Нижнего», сотрудник Государственного центра современного искусства (Нижний Новгород). Потом родилась идея дать этому какую-то визуальную интерпретацию. Появилась выставка.
Один из художников - Андрей Суздалев — представил на выставке вышитые в ручную полотенца, но не с петушками какими-нибудь, а с атомными грибочками. По его задумке именно так должен выглядеть промысел народа города Дубна, в котором проходили первые опыты по созданию тяжелой воды. Один из самых массивных арт-объектов на выставке – чугунные игрушки Ольги Хан. Зайка, слоник, сова, девочка с бантиком расположились в специально созданном для них квадрате, чем-то напоминающем песочницу. Они были созданы в городе Выкса, в котором слишком много железа, и власти которого все решили делать именно из этого материала.
– Между правдой и мифом — тонкая грань, - говорит Дарья. - Практически все новеллы вымышлены, но при этом они очень похожи на те истории, которые существуют практически в каждом городе. Процесс создания мифа – процесс творческий. Человеческий мозг так устроен, что ему нужны фантазии, нам нужно сбрасывать некий градус серьезности. Эта выставка позволяет подойти с иронией ко многим серьезным проблемам.
Одна из самых глубоких работ, по мнению Дарьи, - это «Третья идея» Евгения Стрелкова. Здесь мы видим деисусный чин иконостаса, подсвеченный рентгеном. Образы святых выглядят как скелеты. Автор отсылает нас к истории создания Андреем Сахаровым водородной бомбы. Это происходило в городе Сарове, там же, где и располагался известный Саровский монастырь. Последний сильно пострадал от толчков, которые появлялись во время испытаний. Эта работа - глобальная метафора понятия мира — мира, как противоположности войны.
Более ироничные работы – это, например, меховая рыба, которая, по словам художника Андрея Митенева, обитала в Волге в городе Рыбинск. Именно отсюда, как ни странно появилось название американской улицы Уолл-стрит. В Рыбинске это звучало как Вобл-стрит, и американские купцы позаимствовали название. А в городе Угличе, оказывается, появились первые движущиеся картинки – предвестники кино. Андрей Суздалев создал нечто вроде шарманки, которая эти картинки могла бы демонстрировать.
«Могло бы быть» - такими словами можно охарактеризовать всю выставку. Художники с доброй иронией заглянули в наше прошлое и придумали для него много нового и интересного.
Подготовила Елена Окатьева
lena.okatieva@yandex.ru