Обещанное здоровье
Какой станет система здравоохранения России после вступления в силу нового закона «о здоровье»?
Все учреждения здравоохранеия передадут на уровень субъекта, врачей дополнительно обучат и наделят «правом на ошибку», пациентов застрахуют. Эти и другие новшества предусматривает принятый Госдумой во втором чтении законопроект «об охране здоровья». Система здравоохранения в стране отныне должна стать хоть чуточку лучше. Если хватит денег на все прописанные в законе блага. А в этом как раз сильно сомневаются отдельные экономисты.
Бомба или фундамент
После второго чтения концептуально уже ничего нельзя поменять, - несколько обреченно говорит директор Института экономики здравоохранения Университета Высшей школы экономики Лариса Попович. - И если президент не остановит процесс, значит будем жить по этому закону и ждать, когда все просто взорвется. Закон об охране здоровья вкупе с законом об ОМС (который просто не работает) создадут в нашей стране разрушающе-затратную и совершенно неэффективную систему здравоохранения. И мы будем расхлебывать с новым президентом и правительством все, что «напахали» их предшественники.
Разумеется, это мнение только одной стороны. Минздрав считает, что закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» станет фундаментом для построения эффективной системы здравоохранения в стране. Такого же мнения придерживается зампредседателя правительства области Дмитрий Матвеев. Впрочем, обо всем по порядку.
Идея о принятии закона об охране здоровья витала в воздухе давно. Слишком сильно за последние десятилетия изменилась отечественная медицина. В конце мая законопроект прошел первое чтение в Госдуме. Второе чтение было намечено на начало июля, однако общественность всполошилась так сильно, что думцам пришлось взять тайм-аут до осени. Особенно рьяно против принятия закона в подготовленном Минздравом варианте выступила Национальная медицинская палата во главе с Леонидом Рошалем. «Если Минздраву удастся протащить закон в неизменном виде, доля платной медицины в России возрастет», - заявлял Леонид Михайлович в интервью газете «Бизнес Новости» в августе текущего года. Общими усилиями медицинское сообщество подготовило пакет поправок более, чем на 400 страницах. Госдума учла около 100 поправок из 800. Впрочем, законопроект преодолел второе чтение без скандалов.
Медицина XXI века
Что нового предлагают законодатели?
В первую очередь, документом даются определения порядка оказания медпомощи, а также ее стандарта. Все это будет обязательно для исполнения всеми медучреждениями страны, в том числе частными. Законопроект впервые дает определение редким заболеваниям. А пациент отныне сможет выбирать больницу и врача.
Однако только на уровне первичной медико-санитарной помощи (врача общей практики, участкового терапевта, педиатра), и при условии, разумеется, согласия самого врача, - поясняет Матвеев. - Специализированная медпомощь будет оказываться по направлению.
Согласно законопроекту, впервые устанавливается обязанность граждан заботиться о своем здоровье, а врач лишается права отказать в медпомощи в случае угрозы жизни пациента. Ущерб пациента будут страховать, а врачей наделят правом на профессиональную ошибку.
- И это правильно, - убежден Матвеев. - Если врачей жестоко наказывать за врачебные ошибки (не за халатность, а именно за ошибки), мы полностью парализуем деятельность системы. Врачи будут бояться вообще что-либо делать. Страхование ответственности медработника позволит пациенту получить определенное возмещение за ошибку врача, при этом последствия для самого врача не будут слишком пагубны.
Между тем, по мнению Ларисы Попович, врач, в отличие от пациента, по-прежнему никак не защищен. А вот требования к нему усилятся. Так, врача ограничат в принятия от пациентов подарков, денежных средств, оплаты развлечений, отдыха, проезда к месту отдыха и так далее. Нельзя будет также напрямую общаться с фармацевтами и выписывать рецепты, нарушая принцип беспристрастности врача.
- Это достаточно революционное новшество, - комментирует Дмитрий Матвеев. - Оно призвано предотвратить назначение врачом препарата не по медицинским показаниям, а исходя из договоренностей с конкретным медпредставителем. Такие факты сегодня имеют место быть.
Законопроект увеличивает так называемый срок «тишины», то есть запрета на аборты до одной недели (до сих пор этот срок не должен был превышать 48 часов после обращения беременной женщины в клинику). Вводится прямой запрет на эвтаназию. А профессиональные некоммерческие организации, создаваемые медиками, получают больше прав.
Миф о платной медицине
Чуть ли не главной заслугой законодателей, по мнению председателя думского комитета по охране здоровья Ольги Борзовой, стало закрепление в законе «четкого разделения бесплатной медицинской помощи и платных медицинских услуг».
В рамках программы государственных гарантий оказания гражданам медицинской помощи бесплатно будут оказываться все основные виды медпомощи: первичная медико-сантарная и специализированная, - прокомментировала Борзова «Российской газете». - Бесплатными для граждан будут замена лекарства на более дорогое в случае непереносимости назначенного препарата, индивидуальная палата, необходимая в силу тяжести заболевания. Закреплено право на бесплатное пребывание родителя или законного представителя в больнице с ребенком моложе трех лет.
По словам Борзовой, за деньги могут оказываться лишь услуги повышенной комфортности, не связанные с медицинской помощью, услуги косметологической медицины, пластической хирургии, а также медпомощь, объем которой свыше того, что прописан в программе госгарантий. Впрочем, с выводами Борзовой о «четком разделении бесплатной медпомощи и платных медуслуг» согласны далеко не все. Так, в законе по-прежнему нет конкретики, утверждают эксперты.
- Сейчас законом не определено ваше право на объемы медицинской помощи, - комментирует Попович. - А это самое главное, что должно было быть в законе. В отношении платных услуг написано лишь, что они оказываются «по желанию пациента». Такая формулировка - это не просто лукавство, а полное безобразие. Во всех странах в законах четко прописано за что нужно платить, а за что нет.
Более того, по мнению Попович, в законе сохранились все коррупционные нормы, которые были раньше.
- Согласно закону, если врач сочтет нужным, он вам и лекарство выпишет хорошее, и условия пребывания создаст лучшие, если это будет соответствовать медицинским показаниям, - приводит пример она. - И что мешает пациенту договориться с врачом: я тебе даю половину стоимости этого лекарства, а ты пишешь мне, что оно мне по медицинским показаниям необходимо... в противном случае мне его не купить, а тебе не получить никаких денег.
Выше уровнем
Еще одним спорным моментом стала предусмотренная законом передача полномочий по организации оказания первичной медико-санитарной помощи и скорой медицинской помощи с муниципального уровня на уровень субъекта.
Для нас такое решение - благо, - говорит Матвеев. - Сегодня за всю систему здравоохранения в области отвечает правительство области, но на деле у нас нет никаких рычагов влияния на муниципальное здравоохранение. Все, что мы можем сделать - это что-то порекомендовать. Кроме того, муниципалитеты, как правило, финансируют здравоохранение по остаточному принципу. Когда все учреждения перейдут на уровень области, финансирование их будет осуществляться из областного бюджета. На 2012 год, кстати, мы уже запланировали расходы с приличным увеличением.
- Многие муниципалитеты совершенно не в состоянии содержать свои больницы или станции скорой помощи, - поддерживает Матвеева член Общественной палаты Кировской области Екатерина Тарловская. - Посмотрите, сколько ФАПов закрыли муниципалитеты. За два года (2009 - 2010) - 87 ФАПов. Вообще это была катастрофа, когда медицину вывели из-под вертикали власти.
Между тем, Лариса Попович уверена: передача медучреждений на уровень субъекта приведет к удорожанию медпомощи, потому что у муниципалитетов пропадет интерес снижать местные налоги, коммунальные платежи. Они будут выкачивать деньги из субъекта.
Обещания без финансирования
Деньги. Это, пожалуй, чуть ли не самый главный камень преткновения. Чем будут обеспечиваться все новые обязательства? Первые лица государства неустанно говорят об увеличении финансировании здравоохранения. По подсчетам же, например, Рошаля, для оказания народу медпомощи, гарантированной государством, уже сейчас не хватает около полумиллиарда рублей в год. А с 2012 года государство намерено постепенно снижать расходы с 498,8 млрд в следующем году до 445 миллиардов в 2014-м. С учетом же новых обязательств перед гражданами, предусмотренных законопроектом, денег потребуется еще больше, предупреждает Лариса Попович.
- Основой для формирования программы государственных гарантий являются стандарты медпомощи, - поясняет она. - Наполнение этих стандартов (речь идет об оборудовании, лекарственных препаратах) требует значительных денег, которых нет в программе модернизации. Обещано также повышение заработной платы врачам на 50%, их обязательное обучение и многое другое. По моим расчетам, все эти новые обязательства тянут приблизительно на 700 млрд дополнительных средств. При этом общая сумма финансирования здравоохранения с учетом покрытия дефицита программы государственных гарантий и без учета новых обязательств добавляет в систему всего 24 миллиарда. Ну и каким образом мы с вами собираемся реализовывать стандарты на 24, если нам реально нужно 600?
По словам Попович, «финансовое обоснование закона отсутствует как класс». Более того, министр здравоохранения Татьяна Голикова заявила, что дополнительных денег на реализацию этого закона ей не потребуется. А это означает, что дополнительных денег в системе не будет, и все новые обязательства не более, чем лукавство, подчеркивает Попович.
- А самое страшное, что закон об охране здоровья приводит к жуткому конфликту между врачом и пациентом, - продолжает она. - Отсутствие реального наполнения стандартов ставит врача в ситуацию, когда он вынужден решать: не выполнять стандарт и подставиться под уголовную ответственность или оказывать помощь по нему, потратить деньги лечебного учреждения, которые потом никто не компенсирует. Значит, откуда возьмут деньги? Вычтут из зарплаты врача. Закон сделал возможность возникновения такого конфликта абсолютно реальной.
Закон вступит в силу с 1 января 2012 года. «Взорвется» ли система, как обещает Попович? Ждать осталось недолго.
Мария Петухова
petuhova.mv@gmail.com