Вятские комсомольцы с подшефными моряками Балтийского флота. 1926 г. Фотохороника ВятГГУ

Общественные повинности

12.05.2014 00:07:00 1710 0
1920-1930-е годы – время общественного подъема и энтузиазма. Но эти настроения в народе не появлялись сами собой, а формировались целенаправленно. В эти годы вятчане брали шефство, становились ударниками, участвовали в соцсоревновании.
Уголок соцсоревнования
 
1930-е годы – индустриализация в разгаре. В Вятке начали работу новые заводы – учтехоборудования, кирпичный завод, мясокомбинат, спиртоводочный завод, чугунолитейный завод и многие другие. Вся страна боролась за выполнение планов. Для того чтобы повысить производительность труда, на всех промышленных предприятиях развернулось социалистическое соревнование. Оно должно было стать «могучим рычагом экономического и социального прогресса». Рабочие соревновались друг с другом, цех с цехом, завод с заводом.
 
Соцсоревнование было объявлено в 1929 году, а уже в 1930-ом в Вятской губернии в него было вовлечено 68% рабочих, было создано 1222 ударные бригады и 97 ударных цехов.
 
Соревновались не только промышленные предприятия, но и учебные заведения. Ударными темпами брались студенты за учебу. В Вятском пединституте в декабре 1930 года был проведен «месячник штурма», который дал заметные результаты. Если в ноябре неуспевающих было 17 %, то на 1 января 1931 года – 0,8%. Посещаемость занятий выросла с 84,4%, до 94%.
 
15 февраля в ВПИ работали 135 ударных бригад (727 ударников) – это 93% от общего числа студентов. Имена ударников вывешивались на специально оформленных уголках соцсоревнования и ударничества.
 
Движение за ударничество становилось все более массовым. В 1935 году все техникумы края боролись за качество учебно-воспитательной работы и вводили метод соцсоревнований и ударничества. Соревнования проходили как индивидуально, между студентами и между преподавателями, так и коллективно – между студенческими курсами и отделениями, между комнатами в общежитиях. Друг с другом соревновались Нолинский, Уржумский и Малмыжский техникумы. Ударники премировались деньгами, одеждой, обувью и книгами.
 
Любые массовые мероприятия обычно порождают падение качества. Было это и в случае с соцсоревнованием и называлось «лжеударничеством». В учебных заведениях это проявлялось, например, в том, что обязательства выдвигались некорректно. В Нолинском педтехникуме был критерий «Не отказываться от общественной работы». Часто бывало, взятые на себя обязательства не выполнялись, в том же Нолинске из 423 учащихся выполнили требования только 134.
У некоторых студенческих бригад пединститута не было планов работы, у студентов имелись академические долги, общественная работа в вузе не была связана с академической. Комиссия, обследовавшая вуз, указывала на «идеологические шатания». Все это не увязывалось с ударничеством.
 
В одном из отчетов КрайОНО о соцсоревновании в Кировском крае говорилось, что для студентов «соцсоревнование не является достаточно ярким стимулом в борьбе за качество работы».
 
Шефы
 
Еще одной общественной «повинностью» было шефство. Город брал шефство над деревней, грамотные над безграмотными, женщины над детьми. 
Вятская комсомольская организация шефствовала над Балтийским флотом. Шефство комсомола над военно-морским флотом было введено по предложению В.И. Ленина. Общение молодых моряков с идеологически подкованными комсомольцами должно было «укрепить их морально-политическое состояние и боевые способности». Вятские комсомольцы ежегодно ездили в Ленинград на подводные суда «Рысь» и «Кречет». Приезжали и моряки в Киров.
 
В Вятке было создано общество культурной смычки города и деревни. Его ячейка была оформлена при вятском пединституте. Каждое воскресенье из Вятки по двести студентов отправлялись пешком в окрестные деревни. По 10-15 километров в любую погоду студенты шли пешком, чтобы обучать грамоте крестьян. В Бахту и Просницу. Студенты разъясняли крестьянам политику партии и правительства, вели агрономическую пропаганду, распространяли политическую и сельскохозяйственную литературу, вели работу по ликвидации неграмотности.
 
Вятский педагогический институт шефствовал над рабочими общежитиями. Студенты выступали перед пролетариями с докладами на общественно-политические и исторические темы: «Парижская Коммуна», «Революция 1905-1907 годов», «Ленский расстрел». С подобными темами они выступали в Доме крестьянина, мастерских учебных пособий («Физприбор»), паровозном депо, вагонном депо, железнодорожных мастерских.
 
Такое активное участие пединститута в общественной жизни Вятки можно объяснить тем, что ректор вуза, Николай Андреевич Дернов, занимал должность председателя Вятского губернского шефского общества.
 
История одной приписки
 
Работницы-делегатки шефствовали над беспризорниками, детдомовцами и детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. Они контролировали качество питания в детских учреждениях, поздравляли детей с праздниками, дарили подарки.
 
Были случаи, когда женделегатки, действительно оказывали решающее влияние на детские жизни. Об одном таком случае рассказывают документы Государственного архива Кировской области. Гражданка Дарья Докучаева написала заявление в Вятский губернский отдел народного образования: «Настоящим прошу Вятский отдел народного образования взять мою дочь Афанасию 15 лет в приют, в виду того, что я не имею средств к существованию. Муж мой убит на фронте гражданской войны, плюс к этому имею при себе мать 70-лет, а получаю всего лишь третью категорию, в чем и прошу не отказать и дать мне существенную помощь для существования».
 
Это письмо было одно из многих и могло бы остаться без ответа, но на обратной стороне заявления делегатка Злыгостева приписала несколько строк «от себя»: «Действительно, Докучаева очень бедная женщина, не имеет средств прокормить. В настоящее время не откажите, товарищ Зыкина. Я знаю вы никогда не откажете, поможете бедной женщине работнице. Она бедная женщина должна погибать, но я знаю товарищ Зыкина всегда к нам горячо откликается…»
 
Эти несколько предложений сумбурного текста помогли девочке. Она была определена в швейную мастерскую, потому что «чувствовала склонность» к шитью, получила место в интернате. В 1920-е годы слово малограмотной работницы было веским.
 
Екатерина Горбушина,
eka-gorbushina@mail.ru
VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 


Также читайте