Общипать курицу
15.02.2015 17:28:00
1906
0
Эксперты «Бизнес Новостей» обсудили возможное повышение пенсионного возраста.
Нас целенаправленно готовят дольше работать: на прошлой неделе министр экономразвития России Алексей Улюкаев заявил, что «повышение пенсионного возраста безвариантно и к этому придется прийти». Еще раньше министр финансов Антон Силуанов заявил, что возраст выхода на пенсию следует повышать на полгода каждый год, пока он не составит 63 года для мужчин и женщин. Удивительно, но большая часть экспертов сегодняшней рубрики согласна с министрами. Хотя в первую очередь, как все они считают, нужно поднимать экономику.
1. Нужно ли повышать пенсионный возраст? Почему? Вы согласны с предложением чиновников о том, что увеличивать его нужно постепенно?
2. Какие изменения возможны на рынке труда — не отберут ли пенсионеры работу у молодых?
3. Как отреагирует на это работодатель? Лично вам выгодны подобные изменения? Вы возьмете на работу возрастных сотрудников?
4. Для чего предпринимаются подобные меры? Какие бы способы поддержки Пенсионного фонда предложили вы?
Сергей Данелян, генеральный директор предприятия «Вахруши-Юфть».
1. Мне кажется, можно спросить у любого человека в нашей стране о том, желает ли он повышения пенсионного возраста, и он скажет «нет». Но министру экономического развития виднее, какая ситуация сейчас в России, тем более, если кризис, как говорят, продлится два года…. Конечно, населению лучше, когда оно выходит на пенсию так, как сегодня принято. Но если ситуация в стране окажется тяжелой, перемены неизбежны. В любом случае должны быть какие-то обоснования подобных действий, потому что все, что мы слышим сегодня, это пока лишь голые слова. Нужно все просчитывать, проверять, смотреть, какой эффект это даст. Нужно понимать, стоит ли будоражить население. Пока никакой конкретики нет. Если это даст стране выигрыш в сотни миллиардов, то я «за», а если эффект будет минимальным, то зачем тогда это вообще нужно. Говорим мы об этих изменениях уже давно, но пока мало продвинулись в этом направлении. Чтобы увеличить пенсионный возраст, надо, наверное, связать это с увеличением продолжительности жизни населения. Будет улучшаться медицинское обслуживание людей, значит, будет увеличиваться и продолжительность жизни. И вот тогда можно будет ставить этот вопрос.
2. Нет, этого не будет. Определенная часть «гастарбайтеров» сейчас уезжает из страны, а наше население не очень-то спешит занимать рабочие должности. Сегодня во многих рабочих профессиях дефицит – в электриках, слесарях…. Если кому-то надо наращивать объемы производства, весь вопрос сразу упирается в рабочую силу. Так что, я думаю, дефицита в кадрах с повышением пенсионного возраста точно не будет.
3. На работодателей это никак не повлияет. У нас на всех предприятиях работает большое количество пенсионеров. Примут постановление – «возьмем под козырек».Для работодателя не так уж и важно, во сколько человек уходит на пенсию – в 60 лет или в 62 года. Но это важно для человека, который должен закончить работать: ведь люди строят какие-то планы. Я это говорю, конечно, про ближайшие годы. Ну а что будет через десять лет, пока загадывать сложно.
4. Конечно, все это делается для сокращения дефицита Пенсионного фонда. Но для того, чтобы его не было, давно пора заниматься экономикой страны. Спросите любого кировского руководителя: все скажут, что ею в стране никто не занимается. Пока только одни лозунги. Нужно обратить свой взор на промышленность и сельское хозяйство, тогда, может быть, и не возникнет вопроса о повышении пенсионного возраста.
Николай Курагин, генеральный директор завода «Вятич».
1. Конечно, надо повышать пенсионный возраст. Мы же всегда берем в качестве примера западные страны, а там на пенсию выходят в 65-74 года. Наше общество пока, конечно, не понимает всех плюсов такого положения, но с медицинской точки зрения это, например, снижает возможность возникновения многих возрастных заболеваний. Если человек вовлечен в общественное дело, он живет дольше и плодотворнее. Но это мнение непопулярно, потому что работать у нас в стране никто не желает. Я считаю, что в России возраст 65 лет вполне актуален для пенсии. А потом недалеко и до 74-х, как в Японии или Норвегии. Может быть, из-за того у нас и продолжительность жизни маленькая, что люди не работают, не занимаются общественной деятельностью - человек просто начинает тосковать.
2. Сегодня одна из главных проблем страны – отсутствие квалифицированных кадров, поэтому, я думаю, тот, кто хочет, работу найдет. Вы же сами видите, что, как только ввели санкции, все выросло в два раза – цены не взлетели разве что на водку. Значит, мы не производим того, что нам нужно – давайте будем производить.
3. У нас есть, например, кассир-женщина, которой исполнилось 70 лет и она до сих пор работает. Мы на самом деле не смотрим на возраст, мы обращаем внимание на эффективность человека. Всех, конечно, под одну гребенку грести нельзя - люди генетически разные. Наша выгода в том, что тех, кто работает дольше, надо меньше учить – они с полуслова понимают все приемы и знают, куда идти и чем заниматься. Вы спросите у работодателей, хотят ли они заменить своих опытных работников на молодых – они скажут, что нет. И правильно: по большому счету, мне все равно, какой токарь будет работать, если он будет качественно точить детали. Тем более, что молодежь не желает осваивать рабочие профессии. Все сегодня хотят в чиновники.
4. Я думаю, таким образом экономятся средства Пенсионного фонда. Мы же все равно идем по пути Европы, только с опозданием лет на 50. Если бы на Западе что-то шло не так, там бы давно уже снизили эту планку. Значит, путь верный. Но наше увеличение решит проблему Пенсионного фонда лишь на первое время. А потом надо будет работать. Давайте начинать производить. Еще лет 15-20 назад молодой человек чаще всего хотел идти работать в бизнес или на производство, а сейчас хорошим тоном считается становиться чиновником. Надо это исправлять.
Валентина Сивкова, директор зверохозяйства «Вятка».
1. Все давно к этому идет, раз ставки повышаются во всем мире. Другое дело: если бы мы разумно вели свои экономические дела, вопрос повышения пенсионного возраста был бы на какое-то время отложен. Ясно одно: если сегодня на пенсию выходят в 60 лет, то уже завтра поднимать планку до 65 нельзя. Этот процесс должен подкрепляться нормальной продолжительностью жизни и всем понятной пенсионной реформой.
2. Очень часто женщина, выходя на пенсию в 55 лет, в состоянии продолжать работать дальше, благодаря чему она может обеспечивать себе более-менее сносное существование. Но у многих людей здоровье к пенсии уже вымотано, система здравоохранения (хоть в ней и начинает что-то меняться), еще очень слабая. И может случиться так, что человек по состоянию здоровья не сможет работать, а пенсию ему еще не дадут. Поэтому этот переход должен быть постепенным.
3. Мы приветствуем, чтобы люди работали у нас дольше. Если есть здоровье – милости просим. Другое дело, что на нашем производстве сама специфика работы не позволяет увеличивать стаж. Но по большому счету практически в любой сфере человек может работать долго. И если посмотреть на реальность, то пенсионеры работают везде, потому что не могут прожить на свою пенсию. И конечно, если человек выйдет на пенсию позднее, а размер его выплат окажется по размеру таким же, как сегодня, подобные изменения будут восприняты негативно.
4. Конечно, эти меры сэкономят средства Пенсионного фонда. Видимо, власти рассуждают так: «А там видно будет». Для решения проблем нужны, конечно, другие меры – полная прозрачность нашей экономики, никаких оффшоров, деньги должны приносить пользу не сотне-другой людей, а вкладываться в экономику. Тогда будет развитие, предприятия получат уверенность в своей завтрашней судьбе, зарплаты вырастут, и отчисления в Пенсионный фонд станут нормальными. Сегодня же у нас один настрой - общипать курицу до последнего перышка, а потом понаблюдать – выживет она или нет. А наша пресловутая нефтяная игла... Это же уже не игла, а топор, который всю нашу шею обрубил, и висим мы уже на одной кожице. Все это видят и знают.
Владимир Бакин, депутат областного Заксобрания.
1. Об этом так много говорится последнее время. Но я уверен, что к 60 годам, если человек работал всю жизнь, он израбатывается. Поднимать пенсионный возраст в этих условиях нецелесообразно и неправильно.
2. Надо включать в работу то поколение, которое идет следом: освобождать рабочие места.
3. Работодателю, сохраняющему у себя человека в пенсионном возрасте, честь и хвала, но государство тоже должно платить пособие. Ведь в 60 лет тот, кто нормально работал, не отлынивал, не валял дурака, должен иметь стаж около 40 лет. Конечно, европейские условия несколько другие: когда я смотрю на их дедушек и бабушек, которые путешествуют по миру, я радуюсь за них - они обеспечили свою пенсию, им позволительно так вести себя в свой период дожития. Но мы находимся в разных экономиках, мы еще не дошли до их уровня. Мы живем в той стране, в которой живем, и лично я горжусь тем, что живу в России.
4. Такие изменения нужны для экономии бюджета. Конечно, поможет это ненадолго. Как говорится, «нам бы день прожить, да ночь продержаться». Для того, чтобы Пенсионный фонд обеспечивал полные выплаты, надо поднимать экономику. Но при этом и дети должны заботиться о своих родителях. Если говорить о православном принципе устройства жизни, то сын и дочь должны делать так, чтобы никто и не вспоминал о малообеспеченных пенсионерах. Но у нас семейные традиции не сильны. Это надо внедрять в сознание – тогда на государственных плечах останется только часть того, чего не может сделать семья. Моя мама дожила до 80 лет – у нее было шестеро детей, она получала 30 рублей пенсии, но никогда не считала себя обездоленной. Потому что мы помогали. Это будет гораздо более правильной мерой, чем повышение пенсионного возраста. А если человек выработался, ему нужно сказать «идите отдыхайте».
Подготовила Елена Окатьева
lena.okatieva@yandex.ru