Ректор Вятской государственной сельскохозяйственной академии Виктор Мохнаткин.

Очередь в село

06.05.2013 00:04:00 1236 0

В ноябре прошлого года все вузы города поставил «на уши» мониторинг Минобра. Еще месяц спустя был принят новый базовый закон «Об образовании», предрекающий повальное сокращение одних вузов и оптимизацию оставшихся

Что изменилось за это время в одном из тех заведений, которое сразу попало «под расстрел». Ректор «Вятской государственной сельскохозяйственной академии» Виктор Мохнаткин уверен в том, что они стране нужны.

Погубили все

Мониторинг до сих пор будоражит умы. Что изменилось с ноября? В правительственных наставлениях значится такая формулировка: «Оптимизация с учетом потребностей региона». Вы ее провели?

– Начнем с того, что наш вуз изначально был отнесен к группе требующих оптимизации. До конца декабря прошлого года надо было разработать «дорожную карту», а именно - план оптимизации до 2015 года. Разработанная нами программа была согласована с правительством Кировской области, с нашим учредителем — Министерством сельского хозяйства, и отправлена в межведомственную комиссию. По данным Министерства образования и науки были проанализированы программы 23 вузов, 11 из которых возвращены на доработку, остальные приняты. И единственная программа, получившая наивысшую оценку — это программа Вятской сельхозакадемии.

Я вас поздравляю.

– Спасибо!

Что вы должны делать дальше? Можете перечислить основные пункты вашей программы?

– Понятно, что оптимизация — не самоцель. Когда мониторинг еще только начинали проводить, я говорил, что он в принципе нужен, однако не надо было таким образом доводить его результаты до общественности. Одно дело, когда мы сами себя оценили (самостоятельные проверки), другое - когда это сделали специалисты. Сейчас, к примеру, для нас актуальны взаимоотношения с зарубежными партнерами — до этого времени стажировки студентов и преподавателей за рубежом не особенно практиковались. Сейчас мы планируем более широко развивать это направление.

А откуда вы будете выделять средства, ваш бюджет вряд ли сильно изменился?

– Мы пересмотрели нашу внебюджетную составляющую. С этого года, к примеру, установили 10 внутренних грантов на научно-исследовательскую работу — каждый из них составляет 300 тыс. рублей. То есть мы нашли на научные исследования около 3 млн рублей. Буквально сегодня будем утверждать победителей. Для участия в конкурсе заявки подали 26 творческих коллективов.

А что это за проекты?

– Все они связаны с сельским хозяйством. Интересны вопросы использования рапса в кормлении животных, есть очень интересные темы у сотрудников факультета ветеринарной медицины: разработки различных препаратов по лечению животных. Инженерный факультет предложил модернизацию колесного трактора и инновационное оборудование для животноводческих ферм.

И все же, каким потребностям региона вы должны соответствовать?

– У нас сейчас ощущается недостаток высококвалифицированных кадров. Основное назначение нашего вуза — это подготовка кадров для села. Эта тема недавно обсуждалась на заседании круглого стола в Государственной Думе, где я представлял наши предложения по совершенствованию подготовки кадров. Тем более, что сельскохозяйственное производство нашей области сейчас достаточно неплохо себя чувствует.

Вы серьезно? Все же говорят обратное. У нас-журналистов, тоже несколько другая информация – село «загибается».

– У вас нехорошая информация. А откуда тогда на наших прилавках появляются хлеб, молоко, мясо? Наша область занимает первое место в ПФО по надоям молока. Мы в десятке лучших регионов России по этому показателю. А чтобы эти 8 тысяч литров молока надоить, надо же корову накормить. А чтобы ее хорошо кормить, надо заниматься и растениеводством тоже. Для этого нужны новые технологии, машины, оборудование, и, естественно, - специалисты.

То есть потребность в ваших специалистах не убавляется?

– Нет, мы готовим и ветеринарных врачей, и агрономов, и зоотехников. А также инженеров и экономистов для села.

И никакой оптимизации по отдельным специальностям не предполагается?

– Нет, никаких сокращений не планируется. У нас пять факультетов. Мы готовим и бухгалтеров тоже, но, кроме того, сохраняется подготовка и охотоведов, и экологов, и специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях, в общем, всех тех, кто востребован в нашем регионе.

Я слышала, что экономическое образование у вас считается самым лучшим в Кирове.

– Да, потому что от нас все и пошло. Вся страна училась по книжкам, которые писали ученые «Кировского сельхозинститута». А в те времена, чтобы выпустить учебник, надо было быть своего рода героем. Эта традиция сохраняется и сегодня. В прошедшем году конкурс составил 23 человека на место!

После того, как вы выполните программу по оптимизации, что будет? Еще один мониторинг?

– Мониторинги отныне будут проходить каждый год. Единственное, что сейчас все требуют - это пересмотреть критерии. Я не знаю, будет ли это сделано, но уверен в том, что добавятся новые. Будет, например, учитываться такой критерий, как трудоустройство студентов после учебы, или наличие ученых докторов и кандидатов наук по профилю. Вот, к примеру, доктор юридических наук для сельхозвуза будет считаться непрофильным.

Следующий мониторинг опять будет сюрпризом?

– Сейчас, надеюсь, нет: мы готовимся, стараемся выйти на новый уровень. К примеру, в начале этого года мы принимали участие в «Зеленой неделе» в Берлине в составе кировской делегации. На этой площадке в Германии мы представляли свои инновационные разработки и были единственным сельскохозяйственным вузом от всей нашей страны (всего их в стране 59). Вот у меня за стеклом два диплома: нашего Минсельхоза и Министерства сельского хозяйства Германии.



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 










Я вами искренне горжусь...

– Да, мы стали работать активнее, чем раньше. Еще похвалюсь - надо же «бороться» с обвинениями в нашей неэффективности - на каждом ученом совете мы награждаем тех студентов, которые завоевывают призовые места в различных олимпиадах не только в нашем вузе, а далеко за пределами региона. Вы же наверняка писали о конкурсе «Управление бизнесом». Там было 155 команд. Первое и второе места заняли команды ВГСХА. Они представляли наш регион и в Москве, но заняли только 4-е место. Дальше... Минсельхоз совместно с Российским союзом молодежи проводил игру «Начинающий фермер». В десятке лучших команд опять оказалась и наша команда. А наша студентка Мария Черанева показала высокие результаты на российском финале международной студенческой олимпиады в сфере информационных технологий и приглашается на международный фестиваль. Для того, чтобы активизировать деятельность ученых по заключению хоздоговорных научно-исследовательских работ с этого года мы ввели софинансирование. То есть, заключает наш разработчик, к примеру, договор с каким-то хозяйством на миллион, а мы добавляем еще половину этой суммы из внебюджетных средств. Процесс пошел. По данным на апрель объем финансовых поступлений от хоздоговорных сделок мы увеличили в три раза по сравнению с предыдущим годом.

Однако при этом у вас идут сокращения преподавательского состава, как и в других вузах.

– Вопрос оптимизации сам по себе непростой: проведена серьезная работа по корректировке учебных планов, нагрузки. Нагрузка приведена в соответствие с действующими нормативами. С целью сокращения расходов изменена структура кафедр и факультетов (образованы 16 новых кафедр). Один из критериев мониторинга — количество денежных средств, приходящихся на одну штатную единицу профессорско-преподавательского состава. Таким образом, в результате оптимизации мы увеличиваем этот показатель, а вместе с этим и заработную плату преподавателей, как того требует наш президент!

Какой процент педагогов в итоге должен сократиться?

– Мы провели большую работу, анализируя ситуации, которые складываются с нашими временными нормативами. Мы их пересмотрели, переоценили в часах стоимость каждого вида учебной нагрузки. Что касается сокращения, то оно коснулось в основном совместителей как внешних, так и внутренних.

Как сами преподаватели к этому относятся?

– С пониманием. Мы сокращаем, по сути ставки, но не «живых» людей. Объединяются некоторые кафедры. Понятно, что будет сэкономлен и фонд заработной платы: эти денежные средства, конечно, направятся на выплату оставшимся преподавателям.

А куда пойдут люди?

– Уходят в основном совместители и люди преклонного возраста.

Кстати, какое количество студентов вы планируете принять в этом году?

– До нас еще не довели контрольные цифры приема. Но мы подали такую же заявку, как и в прошлом году, - без уменьшения бюджетных мест. Их должно быть 450. Хотя ситуация в целом сегодня не в нашу пользу — Москва диктует нам свои цены на платное обучение, а исходит она, естественно, из того, что в столице-то денег много, и специфика регионов не учитывается. Поэтому цены для нашего региона достаточно серьезные получаются. Вот, к примеру, есть у нас 1000 студентов, и на каждого выделяется по 70 тыс. рублей, но цены каждый год меняются, при этом планку для платного обучения ниже этого уровня опускать нельзя.

А вы слышали заявление министра образования Дмитрия Ливанова о том, что в будущем плата за обучение увеличится вообще до 200-250 тыс. рублей. Вы считаете, эта цена адекватна?

– С точки зрения бюджетного финансирования, я согласен с этим, но что касается платного обучения – в нашем регионе для большинства людей эта цена неподъемна.

То есть вы за бесплатное образование?

— Оно у нас по конституции бесплатное. Нельзя совсем, конечно, категорично все менять. Есть, к примеру, такие профессии, где желающих учиться больше, чем количество бюджетных мест. И люди туда действительно не для того поступают и платят деньги, чтобы просто получить корочки. Они хотят знаний. Но платных вузов должно стать значительно меньше. Качество образования снизилось у нас именно из-за платного образования, потому что большая часть людей считает, что - раз деньги заплатил — диплом в кармане. И сколько у нас вузов? В Кирове раньше было четыре госвуза, а сейчас вместе с коммерческими – около 30. И количество преподавателей при этом существенно не увеличилось: вот они и бегают из одного вуза в другой. Отрабатывают там часы и голова больше ни за что не болит. А кто будет заниматься воспитательной, научной работой со студентами? У нас сегодня преподавательская ставка — 1536 часов. Из них только 900 часов — учебная нагрузка, вторая половина рабочего дня – время, выделяемое на научную, воспитательную и методическую работу. А когда этим заниматься в платных вузах? Вот так и погубили нашу систему высшего образования.



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 








Пока еще консервативно

Сокращение вузов обсуждалось в связи с принятием закона «Об образовании» в декабре прошлого года. Многие считают его, кстати, очень резонансным, сравнивая даже с «законом Димы Яковлева». Что, по-вашему, в этом законе не так? Там, к примеру, говорится и о сокращении вузов, и о смене образовательной парадигмы.

– Если подобные мониторинги будут проходить все без исключения вузы, не только государственные, я думаю, это будет объективно, и многие коммерческие вузы будут исчезать сами по себе. Что такое «коммерческий вуз»: общежитий нет, своих кадров и материально-технической базы нет. И готовят они только гуманитариев. Они же не выпускают, к примеру, ветеринаров. У нас нас же для этого целый городок есть: и животные, и насекомые. Поэтому сокращение вузов будет и, наверное, не на 20 процентов. Думаю, что больше. Сейчас «мониторилось» около 500 вузов, а у нас их вместе с коммерческими - в три раза больше. Школьников же столько не выпускают. Дай бог бюджетные места заполнить. Порой даже на платные никого не остается.

А что касается объединения вузов. Вы «за»?

– У нас сейчас создано девять национальных университетов. И я ни разу не слышал высказываний или выступлений о достигнутом эффекте от этого. Может быть, это делается на дальнюю перспективу...

Мне кажется, нам с нашим медленным развитием и отсутствием прогресса надо задумываться о дне сегодняшнем, а не о дальних перспективах.

– Я считаю, наоборот, плюсом то, что наше образование, пока еще достаточно консервативно. Если сразу сломя голову куда-то бросаться, еще неизвестно, что получится. А здоровый консерватизм нужен. Возьмем, к примеру, педагога, который отработал 30-40 лет: он же просто так троечку студентам не поставит. Он будет требовать от него знаний.

Не совсем согласна. Не в оценках дело. Это понял уже весь современный мир. Такой преподаватель не расскажет студенту, как сегодня все развивается за стенами университета, чем живет сегодняшняя экономика.

– Ну, почему не расскажет? Я же говорю о консерватизме в хорошем смысле слова. Наши преподаватели работают над совершенствованием, взаимодействуют с работодателями, и студенты это очень ценят. А вы, например, знаете, что выпускник инженерного факультета Олег Блинов в прошлом году зачислен в отряд космонавтов? Вот вам и оценка эффективности! А готовили его наши преподаватели. Сейчас, к примеру, у нас готовится экскурсия на «Машзавод 1 мая», а последний курс сразу берут туда на работу. Людей не хватает. На селе эта проблема стоит еще более остро.

И все же: у нас уже давно не самое лучшее образование — с чем это связано? По мнению британского журнала The Economist мы находимся на 20-м месте.

– Надо сначала посмотреть, кто проводит такую оценку. В любом случае, вся подобная статистика — это все равно чей-то заказ. Поэтому надо выяснить цель этого заказа. Что касается нашего образования, то каждый год порядка десяти тысяч инженеров из России уезжает за границу. И они там не «гастарбайтерами» работают: их берут на высокооплачиваемые должности. А значит, они востребованы. Поэтому, я считаю, что эта статистика преследует такую цель: наших грамотных специалистов, уезжающих на Запад и создающих там конкуренцию, нужно потеснить. Это, конечно, мое субъективное мнение. С другой стороны, раз наших ученых ждут на Западе, значит, у нас есть потенциал. И это хорошо.

Прошел уже год вашего ректорства. Насколько для вас эта новая должность трудоемка?

– Так же, как и все остальные. Меня выбрал коллектив, в котором я работаю почти 35 лет. Кроме того, у меня хорошие помощники, отличная команда.

Я читала вашу «предвыборную» программу. Мое внимание привлекли два пункта. Вы говорили о завершении строительства учебного корпуса. Что это за здание?

–Это лабораторный корпус инженерного факультета. В 80-х годах это здание было почти построено, но началась перестройка, и все разрушилось. В этом году при активной поддержке нашего губернатора Никиты Белых председатель правительства России Дмитрий Медведев дал поручению Минсельхозу поддержать академию, выделить необходимые средства для завершения строительства.

Еще вы говорили о создании малых инновационных предприятий «Опытное поле». Что это за предприятия?

–У нас появилась проблема прохождения практики. Вот мы и придумали «опытное поле». Но пока там есть возможности только для агрономов: опытные делянки для выращивания картофеля, зерновых. Поэтому в мыслях у нас было создать малое инновационное предприятие, но при этом многофункциональное. Два инновационных предприятия уже созданы: первое — по производству биопрепаратов, второе — по оказанию консультационных услуг.

Как они развиваются?

– Они еще только-только созданы, пока о развитии говорить рано. Надеюсь, что предприятие, занимающееся производством биопрепарата «Ризоверм» уже скоро станет успешным, так как спрос на него есть и за пределами Кировской области.

Вы как специалист, достаточно давно идущий рука об руку с сельским хозяйством, сейчас, не в самые простые времена, как видите будущее этой отрасли?

– Я - оптимист. Я очень надеюсь, что придет время, когда для того, чтобы уехать на село, люди будут очередь занимать. Так или иначе, мы должны к этому подойти. Картинка рисуется такая: утро, солнышко, птички поют, чистый воздух и земля. Экспериментируй с ней, как хочешь, вот корова — высокопродуктивное животное, вот экологически чистая пища. Все равно так или иначе у нас решится вопрос и по дорогам и по соцкультбыту. Уже сейчас возрождаются целые поселки — в Зуевском, Верхошижемском, Оричевском районах..!

Досье:
Виктор Германович Мохнаткин, ректор Вятской государственной сельскохозяйственной академии

Дата и место рождения: 4 января 1955 года, Свердловская обл., город Ревда.

Образование: Кировский сельхозинститут.

Семейное положение: женат, трое детей, четверо внуков.

Карьера:
закончил вуз в 1977 году, уехал по распределению в колхоз, отслужил в рядах Советской Армии в ГСВГ (ГДР), с 1979 года работает в сельхозакадеми. Прошел все ступени: ассистент, аспирант, старший преподаватель, кандидат наук, доцент, заведующий кафедрой, доктор наук, профессор, заместитель декана, декан, проректор по научной работе, с 2012 года – ректор академии.

VK TW
оставить комментарий
Спасибо за комментарий! Он будет опубликован после модерации
Текст сообщения
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
 


Также читайте